Резолютивная часть решения объявлена 06.09.2018 г.
Изготовлено в полном объеме 11.09.2018 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Калмыцкого УФАС России) в составе:
Сангаджиева М.В. - председатель Комиссии, руководитель Калмыцкого УФАС России,
Мархадаева А.М. - член Комиссии, государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
Бадмаев Б.Ю. - член Комиссии, специалист 1 разряда Калмыцкого УФАС России,
в присутствии представителей по доверенности:
от заказчика Управление Росреестра по РК - Новрузов Р.А. (доверенность N03-55 от 05.09.2018 г.),
представитель заявителя - филиал ПАО СК "Росгосстрах в Республике Калмыкия" Мирзиев Е.Л. (доверенность N02-10/12 от 07.08.2017 г.), и Куканов Д.А. (доверенность N 961-Д от 18.05.2018 г.);
представитель САО "ВСК" - Ванькаев С.С. (доверенность N 0054-47-Д от 25.12.2017 г.);
рассмотрев в открытом заседании жалобу ПАО СК "РОСГОССТРАХ",
УСТАНОВИЛА
В Калмыцкое УФАС России 30.08.2018 г. поступила жалоба от филиала ПАО СК "РОСГОССТРАХ" в Республике Калмыкия (далее - Заявитель), принимающего участие в открытом конкурсе на право заключения государственного контракта на страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) Управления Росреестра по РК с реестровым номером N 0305100005318000061, опубликованное и размещенное на официальном сайте ЕИС 13.07.2018 г. Заказчик- Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия (далее- Управление Росреестра по РК, Заказчик). Начальная (максимальная) цена контракта - 110 283 (сто десять тысяч двести восемьдесят три) рублей 43 копейки. Дата и время окончания приема заявок: 09.08.2018 г. 09:30 (в/м). Дата и время вскрытия конвертов: 09.08.2018 г. 09:30. Дата рассмотрения и оценки заявок: 09.08.2018 г.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, действия Заказчика по рассмотрению и оценке конкурсных заявок на участие в открытом конкурсе незаконной, ввиду того, что в конкурсной заявке данного участника, по мнению Заявителя, ошибочно был подсчитан расчет итоговой страховой премии.
Уведомлением от 03.09.2018 г. рассмотрение жалобы ПАО СК "РОСГОССТРАХ" по существу было назначено на 05.09.2018 г. в 10 часов 00 минут.
Представитель заявителя ПАО СК "РОСГОССТРАХ" поддержал доводы жалобы.
Представитель АО "СОГАЗ" представил письменные пояснения, где указал, что отделение произвело расчет страховой премии согласно представленных в конкурсной документации данных, в том числе, по транспортным средствам и их техническим характеристикам, применяя базовые ставки и поправочные коэффициенты к ним в соответствии со ст.9 ФЗ "Об ОСАГО".
Представитель САО "ВСК" представил пояснения, что Заказчик не является профессиональной организацией по страхованию, не имеет специалистов для проверки расчетов страховых премий. Более тог Заказчик не наделен обязанностью по проверке расчетов, в виду того что, Закон о контрактной системе не содержит требований о проверке членами комиссии по закупкам ценовых предложений участников закупки. Просим обратить внимание на расчет НМЦК, что Заказчиком указана не верно, и протокол вскрытия и рассмотрения конвертов размещен с нарушением.
В связи с изучением представленных заявок и иных документов по данной закупке, Комиссия объявила в заседании перерыв до 06.09.2018 г. в 11:00.
06.09.2018 г. Комиссия в том же составе продолжила рассмотрение жалобы.
На рассмотрении жалобы по существу заявлений, ходатайств от сторон не поступало.
Комиссия Калмыцкого УФАС России, рассмотрев все имеющиеся материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, проведя внеплановую проверку, приходит к выводам о необоснованности жалобы по следующим основаниям.
25.07.2018 года Заказчиком - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия на официальном сайте Российской Федерации в Единой информационной системе размещены извещение N 0305100005318000061 при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) и конкурсная документация. Начальная (максимальная) цена контракта -110 283 (сто десять тысяч двести восемьдесят три) рублей 43 копейки. Дата окончания подачи заявок: 09.08.2018 г. 09:30. Дата и время вскрытия конвертов: 09.08.2018 г. 09:30. Дата рассмотрения и оценки заявок: 09.08.2018 г.
09.09.2018 г. проведена процедура вскрытия конвертов с заявками, поданными в письменной форме на участие в открытом конкурсе согласно Протокола вскрытия конвертов с заявками N 0305100005318000061 от 09.08.2018 г., в котором зафиксировано, что на участие в закупке подано 3 запечатанных конверта с конкурными заявками с порядковыми номерами 1,2,3.
Согласно Протоколу рассмотрения и оценки конкурсных заявок N 0305100005318000061-2 от 09.08.2018 г. по итогам рассмотрения конкурсной комиссией признаны соответствующими конкурсные заявки с порядковыми номерами 1 (АО "СОГАЗ"), 2 (САО "ВСК") и 3 (ПАО СК "РОСГОССТРАХ"), победителем признан АО "СОГАЗ" с предложением о цене контракта 98 965 рублей 42 копейки.
Относительно доводов жалобы.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком допущен до участия в закупке и признан победителем участник, предложивший в составе заявки ценовое предложение, не соответствующее требованиям закупочной документации.
В соответствии с требованиями пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, конкурсная документация должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 раздела 2 "Информационная карта" конкурсной документации объектом закупки является оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).
В соответствии с разделом 2 "Информационная карта" конкурсной документации описание объекта закупки (перечень транспортных средств) содержится в приложении N 1 к Техническому заданию.
Приложение N 1 к документации "Описание объекта закупки и количество" содержит таблицу N 1 с указанием марки и модели транспортного средства, идентификационного номера (VIN), года выпуска, регистрационного номера ТС, мощности двигателя, госномер автомобиля, период пользования транспортного средства по 17 позициям ТС.
Кроме того, сведения о транспортных средствах, подлежащих страхованию содержатся в разделе 4 к документации "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта".
Правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств определяются Федеральным законом от 25.04.2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО).
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона об ОСАГО регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с Законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
Доля страховой премии, непосредственно предназначенная для осуществления страховых и компенсационных выплат, не может быть менее чем 80 процентов страховой премии.
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона об ОСАГО страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона об ОСАГО.
Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона об ОСАГО следует, что страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 Закона об ОСАГО.
В соответствии со подпунктом "б" части 2 статьи 9 Закона об ОСАГО коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей.
В силу части 6 статьи 9 Закона об ОСАГО страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 Закона об ОСАГО. Установленные в соответствии с Законом об ОСАГО страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.
Контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам обязательного страхования осуществляет Банк России.
В соответствии с частью 10 статьи 15 Закона об ОСАГО при прекращении договора обязательного страхования страховщик предоставляет страхователю сведения о количестве и характере наступивших страховых случаев, об осуществленных страховых выплатах и о предстоящих страховых выплатах, о продолжительности страхования, о рассматриваемых и неурегулированных требованиях потерпевших о страховых выплатах и иные сведения о страховании в период действия договора обязательного страхования (далее - сведения о страховании). Сведения о страховании предоставляются страховщиками бесплатно в письменной форме, а также вносятся в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 Закона об ОСАГО.
Сведения о страховании предоставляются владельцем транспортного средства страховщику при осуществлении обязательного страхования в последующие периоды и учитываются страховщиком при расчете страховой премии по договору обязательного страхования.
В соответствии частью 10.1 статьи 15 Закона об ОСАГО заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 Закона об ОСАГО, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.
Указанием Банка России от 19.09.2014 г. N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Указания БР) установлены предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях), коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - обязательное страхование).
Так, в соответствии с пунктом 2 приложения 2 Указаний БР коэффициент страховых тарифов рассчитывается в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (далее - коэффициент КБМ).
В соответствии с примечанием (пункт 3) пункта 2 приложения 2 Указаний БР сведения о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимые для определения класса собственника транспортного средства (водителя), могут быть получены из автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", если иное не установлено Положением Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - сведения).
В силу Указаний БР установлены страховые тарифы, которые обязаны соблюдать страховщики при установлении цены на страхование услуги. Тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов, которые устанавливаются в зависимости от: территории преимущественного использования транспортного средства (КТ); наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - договор обязательного страхования) (КБМ); наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством (КО); технических характеристик транспортных средств; иных существенно влияющих на величину страхового риска обязательств.
Комиссией установлено, что при формировании начальной (максимальной) цены и описании объекта закупки по позиции 13 заказчиком неверно указан коэффициент Ко - 1,1 где должен был равен - 1,8, что представителями заказчика не отрицалось. Кроме того, сведения, содержащиеся в последних страховых полисах, которые были использованы заказчиком, не отражают сведений о наличии или отсутствии страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования.
Таким образом, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки носит необъективный характер, вводит участников в заблуждение относительно сведений о транспортных средствах, необходимых для расчета страховой премии по договору обязательного страхования.
Следовательно, заказчиком допущено нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, жалоба филиала ПАО СК "РОСГОССТРАХ" в Республике Калмыкия является необоснованной, так как в ТЗ и в обосновании НМЦК не были указаны сроки договоров предыдущих полисов ОСАГО и КБМ по позиции 13, где не возможно установить правильность ценового предложения победителя, в виду того что НМЦК изначально не верно рассчитано Заказчиком.
При проведении внеплановой проверки Комиссией Калмыцкого УФАС России установлено следующее.
В силу ч. 12 ст. 53 Закона о контрактной системе вышеуказанный протокол составляется в двух экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. К протоколу прилагается предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара. Один экземпляр каждого из этих протоколов хранится у заказчика, другой экземпляр в течение трех рабочих дней с даты его подписания направляется победителю конкурса или участнику конкурса, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе, с приложением проекта контракта, который составляется путем включения в данный проект условий контракта, предложенных победителем конкурса или участником конкурса, подавшим единственную заявку на участие в конкурсе. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с указанными приложениями размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов.
Дата вскрытия конвертов и протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе являлось 09.08.2018.
Протокол вскрытия и протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 09.08.2018 размещен на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 28.08.2018 года.
Таким образом, размещение протокола вскрытия и протокола рассмотрения и оценки заявок осуществлено Заказчиком с нарушением установленных законодательством о контрактной системе сроков (12 рабочих дней), нарушает ч. 12 ст. 53 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия Калмыцкого УФАС России, исследовав представленные в материалах дела документы, считает, что допущенные Заказчиком нарушения, являются достаточными основаниями для выдачи обязательного для исполнения предписания, направленное на аннулирование открытого конкурса.
На основании изложенного, руководствуясь действующим законодательством, Комиссия Калмыцкого УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ПАО СК "РОСГОССТРАХ" - необоснованной.
2. Признать Заказчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия нарушившим п.1 ч.1 ст.33, ч.12 ст.53 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об аннулировании открытого конкурса.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель комиссии Сангаджиева М.В.
Члены комиссии Мархадаева А.М.
Бадмаев Б.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 6 сентября 2018 г. N 08-10-123
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.09.2018