На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 15.08.2018 N 1146/18 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение ООО "Перспектива" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства ФГБОУ ВО "Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского" (далее - Уполномоченный орган), Министерства культуры Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, аукционной комиссией ФГБОУ ВО "Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского" (далее - Аукционная комиссия), АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту: "Многофункциональный студенческий комплекс по адресу: г. Москва, ЦАО, ул. Малая Грузинская, вл. 24, стр. 1, 3, вл. 26, стр. 1", а именно: осуществление функций генерального подрядчика по 2-ой очереди строительства (начало строительства) (номер извещения 0373100070118000006) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 15.08.2018 N 1146/18,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Уполномоченного органа, Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Уполномоченного органа, Заказчика:
1. В проекте государственного контракта документации об Аукционе не установлено условие о сроках выплаты аванса;
2. В документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено условие об объеме работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570).
Представители Уполномоченного органа на заседании Комиссии частично согласились с доводами Заявителя.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 24.08.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 331 812 215,94 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 10.09.2018;
5) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
6) в соответствии с частью 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан не состоявшимся.
1. Согласно доводу обращения Заявителя, Уполномоченным органом, Заказчиком в проекте государственного контракта документации об Аукционе не установлено условие о порядке выплаты аванса.
В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В соответствии с пунктом 2.4 проекта государственного контракта документации об Аукционе оплата по Государственному контракту производится в следующем порядке:
- аванс - 30% от Цены Государственного контракта - в сумме ________________ руб. _________ коп. (_________________________ рублей ____ копеек), в т.ч. НДС 18% - ____________________ руб. ____ коп. (______________ рублей ___ копеек), выплачивается Государственным заказчиком после письменного обращения Генерального подрядчика с требованием о выплате аванса;
- 70% от Цены Государственного контракта - в сумме ________________ руб. _________ коп. (_________________________ рублей ____ копеек), в т.ч. НДС 18% - ____________________ руб. ____ коп. (______________ рублей ___ копеек), по фактически выполненным объемам работ на основании подписанных обеими Сторонами Акта о приемке выполненных работ по форме КС-2, Справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, а также предоставленных Генеральным подрядчиком Журнала учета выполненных работ по форме КС-6а и исполнительной документации, в течение 30 (Тридцати) дней с даты подписания Государственным заказчиком документа о приемке.
На заседании Комиссии установлено, что проект государственного контракта документации об Аукционе содержит условие о порядке выплаты аванса.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, в составе обращения не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод подтверждения не нашел.
2. Согласно доводу обращения Заявителя, Уполномоченным органом, Заказчиком ненадлежащим образом установлено условие об объеме работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно в соответствии с Постановлением Правительства N 570.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Подпунктом "б" пункта 2 Постановления Правительства N 570 установлено, что конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018;
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018.
Согласно пункту 11 информационной карты документации об Аукционе подрядчик обязан самостоятельно без привлечения других лиц выполнить конкретные виды и объемы работ, которые исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении составляют не менее 15% цены контракта, что не соответствует Постановлению Правительства N 570 и Закону о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Уполномоченного органа, Заказчика, установивших вышеуказанные условия об объеме работ не в соответствии с Постановлением Правительства N 570, нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги,
для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание
на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 14.09.2018 N 0373100070118000006-1 (далее - Протокол) участникам закупки с порядковыми номерами заявок "1", "3" отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с тем, что участниками в заявках на участие в Аукционе, в том числе, по пункту 59 "Шпатлевка" технического задания документации об Аукционе ненадлежащим образом указаны сведения в отношении параметров "Время высыхания" и "Заполнитель".
На заседании Комиссии ФАС России от 12.09.2018 по делу N 18/44/105/1170 установлено, что в ряде пунктов технической части документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товарам: "Краски" - массовая доля нелетучих веществ: 52-57 %, время высыхания при темп. 20°С, ч: не более 1 часа; "Шпатлевка" - Время высыхания: при +10°С прим. 2 суток; при +20°С прим. 1 сутки; "Пленка ветроизоляционная" - Разрывная нагрузка полоски 50 мм, Н, вдоль/поперек: 125
100 и другие.
Также в соответствии с пунктом 3.2.3 документации об Аукционе установлено, что первая часть заявки заполняется в соответствии с Приложении N 1 к Информационной карте аукциона ("Инструкция по заполнению первой части заявки"), при этом на заседании Комиссии установлено, что документация об Аукционе не содержит инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе в части правил указания максимальных, минимальных значений показателей товаров, а также значений показателей, которые не могут изменяться, что не соответствует пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу о том, что требования к содержанию и составу заявки, отсутствие инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе и техническое задание документации об Аукционе не позволяют надлежащим образом заполнить заявку и нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, как установлено на заседании Комиссии, на основании вышеуказанных требований технического задания документации об Аукционе заявки на участие в Аукционе отклонены Аукционной комиссией, что является нарушением части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Решением комиссии ФАС России от 12.09.2018 по делу N 18/44/105/1170 в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлены следующие нарушения:
- части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном не установлении условия о казначейском сопровождении контракта;
- пункта 7 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном установлении в документации об Аукционе положения о возможности предоставления в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе банковской гарантии, а также положения о возможности внесении участниками закупки денежных средств на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе;
- пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в не размещении в ЕИС проектной документации в полном объеме;
- пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в документации об Аукционе ненадлежащих требований к товарам, используемым при выполнении работ в рамках исполнения контракта, конкретных показателей характеристик, которые в необходимо представить в составе первых частей заявок, не установлении инструкции по заполнению первых частей заявок на участие в Аукционе, установлении в техническом задании документации об Аукционе указание на страну происхождения товара;
- части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащих требований к сроку действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 15.08.2018 N 1146/18, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 8 статьи 34, пункта 7 статьи 42, пунктов 1, 2 части 1
статьи 64, части 6 статьи 66, частей 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 12.09.2018 N 18/44/105/1170, по данному делу предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела от 17.09.2018 N 18/44/99/432 по нарушению, указанному в пункте 2 мотивировочной части настоящего решения, соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям, указанным в пункте 1 мотивировочной части настоящего решения, переданы на основании решения по делу от 29.08.2018 N 18/44/105/1117 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 17 сентября 2018 г. N 18/44/99/432
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2018