На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 15.08.2018 N 1146/18 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение ООО "ИА "ЭКСПЕРТИНФО" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства ФГБОУ ВО "Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского" (далее - Уполномоченный орган), Министерства культуры Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, аукционной комиссией ФГБОУ ВО "Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского" (далее - Аукционная комиссия), АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту: "Многофункциональный студенческий комплекс по адресу: г. Москва, ЦАО, ул. Малая Грузинская, вл. 24, стр. 1, 3, вл. 26, стр. 1", а именно: осуществление функций генерального подрядчика по 2-ой очереди строительства (начало строительства) (номер извещения 0373100070118000006) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 15.08.2018 N 1146/18,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Уполномоченного органа, Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Уполномоченного органа, Заказчика, не установивших в документации об Аукционе надлежащие требования к составу заявок, поскольку техническое задание документации об Аукционе содержит указание на страну происхождения, товарный знак, название производителя, а также отсутствует инструкция по заполнению первой части заявки документации об Аукционе.
Представители Уполномоченного органа на заседании Комиссии согласились с доводами Заявителя.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 24.08.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 331 812 215,94 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 10.09.2018;
5) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
6) в соответствии с частью 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан не состоявшимся.
1. Согласно доводу обращения Заявителя, Уполномоченным органом, Заказчиком не установлены в документации об Аукционе надлежащие требования к составу заявок, поскольку техническое задание документации об Аукционе содержит указание на страну происхождения, товарный знак, название производителя, а также отсутствует инструкция по заполнению первой части заявки документации об Аукционе.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки); наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе); конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с пунктом 3.2.3 документации об Аукционе первая часть заявки заполняется в соответствии с Приложением N 1 к Информационной карте аукциона ("Инструкция по заполнению первой части заявки"), при этом на заседании Комиссии установлено, что документация об Аукционе не содержит инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе в части правил указания максимальных, минимальных значений показателей товаров, а также значений показателей, которые не могут изменяться, что не соответствует пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Также на заседании Комиссии установлено, что техническое задание документации об Аукционе, например, по товару 1 "Песок ГОСТ 8736-93", содержит указание на страну происхождения товара, а именно "Российская Федерация", что не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
Согласно обращению Заявителя, техническое задание документации об Аукционе содержит указание на товарный знак и наименование производителя, в том числе, по товару 52 "Смесь штукатурно-клеевая": Севенер, КНАУФ, что не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
Также на заседании Комиссии установлено, что в ряде пунктов технической части документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товарам: "Краски" - массовая доля нелетучих веществ: 52-57 %, время высыхания при темп. 20°С, ч: не более 1 часа; "Шпатлевка" - Время высыхания: при +10°С прим. 2 суток; при +20°С прим. 1 сутки; "Пленка ветроизоляционная" - Разрывная нагрузка полоски 50 мм, Н, вдоль/поперек: 125
100 и другие.
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров.
Указанные требования могут привести к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ в рамках исполнения контракта, конкретные показатели характеристик, которые необходимо представить в составе первых частей заявок, не установивших инструкцию по заполнению первых частей заявок на участие в Аукционе, установивших в техническом задании документации об Аукционе указание на страну происхождения товара, товарный знак, наименование производителя нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Решением комиссии ФАС России от 12.09.2018 по делу N 18/44/105/1170 в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлены следующие нарушения:
- части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном не установлении условия о казначейском сопровождении контракта;
- пункта 7 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном установлении в документации об Аукционе положения о возможности предоставления в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе банковской гарантии, а также положения о возможности внесении участниками закупки денежных средств на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе;
- пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в не размещении в ЕИС проектной документации в полном объеме;
- части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащих требований к сроку действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации.
5. Решением комиссии ФАС России от 17.09.2018 по делу N 18/44/99/433 в действиях Аукционной комиссии выявлено нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном отказе в допуске к участию в Аукционе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 15.08.2018 N 1146/18, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 8 статьи 34, пункта 7 статьи 42, пунктов 1, 2 части 1
статьи 64, части 6 статьи 66, частей 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 12.09.2018 N 18/44/105/1170, по данному делу предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решений по делам от 29.08.2018 N 18/44/105/1117, от 17.09.2018 N 18/44/99/432 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 17 сентября 2018 г. N 18/44/99/433
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2018