На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 15.08.2018 N 1146/18 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение ООО "Ремточстрой Инжиниринг" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ФГУП "Дирекция программы по развитию физической культуры и спорта" (далее - Уполномоченный орган), Министерства спорта Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение строительно-монтажных работ на объекте: "Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта", с. Чурапча, Республика Саха (Якутия). Общежитие студентов ЧГИФКиС на 200 мест со столовой на 100 посадочных мест в с. Чурапча (I очередь)" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0573100031518000001) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 15.08.2018 N 1146/18,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Уполномоченного органа, Заказчика при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Уполномоченного органа, Заказчика, неправомерно установивших в документации об Аукционе требования к описанию в первой части заявки на участие в Аукционе помимо конкретных показателей ряда товаров, используемых при выполнении работ, показателей результатов испытаний и технологических процессов изготовления указанных товаров.
Представитель Уполномоченного органа не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Уполномоченный орган, Заказчик действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 21.08.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 326 357 431,32 рубль;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 10.09.2018;
5) в соответствии с частью 16 статьи 51 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
1. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию в первой части заявки на участие в Аукционе помимо конкретных показателей ряда товаров, используемых при выполнении работ, показателей результатов испытаний и технологических процессов изготовления указанных товаров.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Пунктом 20 информационной карты документации об Аукционе установлено, что "Предусмотренные настоящим разделом конкретные показатели указываются участником закупки в соответствии с файлом "Приложение N 1 к Техническому заданию" к документации об аукционе (размещено в единой информационной системе отдельным файлом)".
На заседании Комиссии установлено, что в ряде пунктов Приложения N 1 к техническому заданию документации об Аукционе (далее - Техническое задание) содержатся, в том числе, следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ:
- пункт N 40 "Пенополистирол экструдированный": "Теплопроводность при (25_5)0С, Вт/(м*К), 0,029";
- пункт N 54 "Гидроизоляционный материал": "Масса вяжущего с наплавляемой стороны, кг/кв.м., не менее 1,5";
- пункт N 55 "Гидроизоляционный материал": "температура гибкости на брусе R=25 мм -200С; Масса вяжущего с наплавляемой стороны, кг/кв.м., не менее 2,0";
- пункт N 99 "Шпатлевка": "Время высыхания при 20,0 °С не более 2 часов".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Уполномоченным органом, Заказчиком неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе первых частей заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, конкретных показателей результатов испытаний и показателей технологических процессов изготовления товаров, используемых при выполнении работ, а также сведений о показателях химического состава товаров, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Указанные требования могут привести к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый для выполнения работ, для представления подробных сведений о показателях химического состава товаров, результатов испытаний товаров и показателях технологических процессов изготовления товаров, используемых при выполнении работ (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Уполномоченного органа, Заказчика, установивших в документации об Аукционе требования об указании в составе заявок сведений о показателях результатов испытаний товаров, показателях технологических процессов изготовления товаров, о показателях химического состава товаров, используемых при выполнении работ, не соответствуют части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку Аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что на участие в Аукционе не подано ни одной заявки.
2. Решением Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 12.09.2018 по делу N 18/44/105/1169 по результатам рассмотрения жалобы ООО "Стройцентр" в действиях Уполномоченного органа, Заказчика выявлены следующие нарушения:
- части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в документации об Аукционе в нарушение положений постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 года N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570) объема работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту, в размере 15% от цены государственного контракта вместо 25% от цены государственного контракта;
- части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в проекте государственного контракта документации об Аукционе ненадлежащего срока возврата поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, а именно в течение 15 банковских дней со дня подписания акта приемки объекта капитального строительства;
- частей 5, 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащим образом условий ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя), а также заказчика за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного государственным контрактом;
- пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном установлении требования об указании в составе первой части заявки на участие в Аукционе сведений о знаке обслуживания (при наличии), фирменном наименовании (при наличии), патентах (при наличии), полезных моделях (при наличии), промышленных образцах (при наличии), наименовании страны происхождения товара.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку Аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что на участие в Аукционе не подано ни одной заявки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 15.08.2018 N 1146/18, Комиссия
РЕШИЛА
1. Признать в действиях Уполномоченного органа, Заказчика нарушения частей 5, 7, 27 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
3. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 12.09.2018 по делу N 18/44/105/1169 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 17 сентября 2018 г. N 18/44/99/430
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2018