Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ФГБОУ ВО "Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет) (МГТУ им. Н.Э. Баумана) (далее - Заявитель) на действия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Заказчик), конкурсной комиссии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Конкурсная комиссия) при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение опытно-конструкторских работ, реализуемых в рамках подпрограммы "Развитие судостроительной науки" государственной программы Российской Федерации "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы" (лот N 2) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100009518000193) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Конкурсной комиссии:
1. В процессе вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе, а также при составлении протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 31.08.2018 N ПВК1 (далее - Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе) Конкурсной комиссией не указано наличие в составе заявки ООО "ТСЗП" ряда документов, наличие которых предусмотрено Конкурсной документацией и Законом о контрактной системе;
2. Конкурсной комиссией неправомерно принято решение о соответствии участника Конкурса ООО "ТСЗП" требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе, поскольку в составе заявке ООО "ТСЗП" представленная банковская гарантия в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе выдана в день осуществления вскрытия конвертов с заявками на участие в закупке, что свидетельствует о невозможности получения указанной банковской гарантии в день вскрытия конвертов с заявками на участие в закупке.
Представитель Заказчика не согласился доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Конкурсной комиссии 13.09.2018 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 17.09.2018.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 27.07.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 130 000 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 2 заявки от участников закупки;
6) победителем Конкурса признано ООО "ТСЗП" с предложением о цене государственного контракта 130 000 000 рублей.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, в процессе вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе, а также при составлении Протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе Конкурсной комиссией не указано наличие в составе заявки ООО "ТСЗП" ряда документов, наличие которых предусмотрено Конкурсной документацией и Законом о контрактной системе.
1.1. В частности, согласно доводу жалобы Заявителя, Конкурсной комиссией не указано наличие в составе заявки ООО "ТСЗП" выписки из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для юридического лица), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса.
Согласно части 6 статьи 52 Закона о контрактной системе информация о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника открытого конкурса, конверт с заявкой которого вскрывается, наличие информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения контракта, указанные в заявке на участие в открытом конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе, объявляются при вскрытии данных конвертов и вносятся соответственно в протокол. В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, в этот протокол вносится информация о признании открытого конкурса несостоявшимся.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе, выписку из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица).
Согласно пункту 27 информационной карты Конкурсной документации заявка на участие в Конкурсе должна содержать сведения, предусмотренные подпунктом "б" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что заявка ООО "ТСЗП" содержит оригинал выписки из единого государственного реестра юридических лиц, которая получена не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в ЕИС извещения о проведении Конкурса, при этом Протокол вскрытия конвертов с заявками не содержит сведений о наличии указанного документа в составе заявки ООО "ТСЗП".
1.2. Также согласно доводу жалобы Заявителя, Конкурсной комиссией не указано наличие в составе заявки ООО "ТСЗП" документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям пунктов 1, 3-9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 27 информационной карты Конкурсной документации заявка на участие в закупке должна содержать, в том числе, документы, указанные в пункте 20 Информационной карты конкурса, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям к участникам закупки, установленным Заказчиком в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Федерального закона N 44-ФЗ, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным в подпунктах 2-8 пункта 17 Информационной карты конкурса".
Пунктом 20 информационной карты Конкурсной документации установлено, что требование о наличии документов, подтверждающих соответствие участника пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено в отношении лота N 1, в связи с чем, предоставление участниками закупки документов о соответствии указанному требованию по лоту N 2 не требуется.
Согласно пунктам 2-8 пункта 17 информационной карты Конкурсной документации к участникам закупки установлено требование о соответствии участников закупки положениям пунктов 3-9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что заявка ООО "ТСЗП" содержит декларацию о соответствии участников закупки положениям пунктов 3-9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при этом Протокол вскрытия конвертов с заявками не содержит сведений о наличии указанного документа в составе заявки ООО "ТСЗП".
1.3. Кроме того, согласно доводу жалобы Заявителя, Конкурсной комиссией не указано наличие в составе заявки ООО "ТСЗП" документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованию пункта 5 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в том числе, формы N 1 "Бухгалтерский баланс", N 2 "Отчет о прибылях и убытках".
Согласно пункту 5 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки об отсутствии у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.
Согласно форме N 4.3 "Информация об участнике закупки" Конкурсной документации, "В подтверждение отсутствия задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды по усмотрению участника закупки могут быть представлены копии: - формы N 1 "Бухгалтерский баланс" и N 2 "Отчет о прибылях и убытках" за два предыдущих года и последний отчетный период отчетного года с отметкой налоговой инспекции, и заверенные печатью участника закупки при наличии печати; - акт сверки, выданный ИФНС о состоянии расчетов с бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами за последний отчетный период, заверенный печатью участника закупки (при наличии печати). Данные документы предоставляются по усмотрению участника закупки".
На заседании Комиссии установлено, что заявка ООО "ТСЗП" содержит декларацию о соответствии требованию, предусмотренному пунктом 5 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что предоставление участником закупки в составе заявки формы N 1 "Бухгалтерский баланс" и N 2 "Отчет о прибылях и убытках", а также иных документов, указанных в форме N 4.3 "Информация об участнике закупки", носит рекомендательный характер, в связи с чем отсутствие в составе заявки ООО "ТСЗП" указанных документов не является основанием признания заявки ООО "ТСЗП" не соответствующей требованиям Конкурсной документации и Закону о контрактной системе.
1.4. Согласно доводу жалобы Заявителя, Конкурсной комиссией не указано наличие в составе заявки ООО "ТСЗП" сведений по форме N 4.2 "Предложения участника закупки по выполнению условий контракта, являющихся критериями оценки заявок на участие в конкурсе" (далее - Форма N 4.2).
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в составе заявки отсутствует Форма N 4.2, вместе с тем, предоставление сведений по указанной форме носит рекомендательный характер, при этом, сведения в отношении предлагаемой цены государственного контракта, качественных, функциональных и экологических характеристик работ, квалификации участника закупки, в том числе наличие у него финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом государственного контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации представлены с заявке ООО "ТСЗП" в формах N 4.1 "Заявка на участие в конкурсе", N 4.4 "Сведения об опыте участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема. Сведения о квалификации трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ. Сведения о результатах научно-технической деятельности, предлагаемых участником закупки для использования при выполнении работ", N 4.5 "Предложения о качественных, функциональных и технических характеристиках работы, учитывающие требования заказчика, изложенные в разделе III конкурсной документации".
При этом, представитель Заказчика на заседании Комиссии сообщил, что в процессе рассмотрения заявки ООО "ТСЗП" Конкурсной комиссией установлено наличие документов, необходимость предоставления которых установлена требованиями Конкурсной документацией и Законом о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Конкурсной комиссии, не указавшей в Протоколе вскрытия конвертов с заявками наличие в заявке ООО "ТСЗП" оригинала выписки из единого государственного реестра юридических лиц, полученной не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в ЕИС извещения о проведении Конкурса, а также декларации о соответствии участника закупки ООО "ТСЗП" требованиям пунктов 3-9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе нарушают часть 6 статьи 52 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Конкурсной комиссией неправомерно принято решение о соответствии участника Конкурса ООО "ТСЗП" требованиям Конкурсной документацией и Закона о контрактной системе, поскольку в составе заявки ООО "ТСЗП" представленная банковская гарантия в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе выдана в день осуществления вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Пунктом 31 информационной карты Конкурсной документации установлен размер обеспечения заявки на участие в Конкурсе.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 27 информационной карты Конкурсной документации заявка на участие в Конкурсе должна содержать "документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 Федерального закона N 44-ФЗ) в случае, если пунктом 31 Информационной карты конкурса установлено требование об обеспечении заявки на участие в Конкурсе".
На заседании Комиссии установлено, что заявка ООО "ТСЗП" содержит банковскую гарантию в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе N 38274 от 31.08.2018, выданную ПАО "Промсвязьбанк" на сумму 6 500 000 рублей, при этом, указанная банковская гарантия пронумерована, вшита в состав заявки и указана в составе описи заявки на участие в Конкурсе.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, однозначным образом свидетельствующих о невозможности получения указанной банковской гарантии в день вскрытия конвертов заявок на участие в Конкурсе, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
3. Согласно части 7 статьи 30 Закона о контрактной системе типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" (далее - Постановление N 1466) поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 15 рабочих дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.
В соответствии с пунктом 19 информационной карты Конкурсной документации "исполнитель, не являющийся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, обязан привлечь к исполнению Контракта соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме: по Лоту N 2: 15 процентов от цены Контракта".
При этом, пунктом 6.2.23 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено, что исполнитель обязан "оплачивать выполненные соисполнителем работы, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким соисполнителем, в течение 30 дней с даты подписания Исполнителем документа о приемке выполненной работы, отдельных этапов исполнения договора".
Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего срок оплаты поставщиком (подрядчиком, исполнителем) поставленных субподрядчиком, соисполнителем из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций товаров, выполненных работ (ее результаты), оказанных услуг, отдельных этапов исполнения договора, нарушают часть 7 статьи 30 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ФГБОУ ВО "Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет) (МГТУ им. Н.Э. Баумана) обоснованной в части ненадлежащего составления Протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в закупке.
2. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 6 статьи 52 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение части 7 статьи 30 Закона о контрактной системе
4. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 17.09.2018 по делу N 18/44/105/1119 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 17 сентября 2018 г. N 18/44/105/1191
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2018