Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствии представителей:
СПб ГКУ "Городской центр рекламы и праздничного оформления"(далее - Заказчик): представитель не явился;
ООО "Завод металлоконструкций" (далее - Заявитель): представитель не явился;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 23005-ЭП/18 от 10.09.2018) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем открытого конкурса на оказание услуг по централизованному оформлению Санкт-Петербурга новогодней искусственной елью "Уральская" высотой 25 м к праздникам "Новый 2019 год и Рождество Христово"(извещение номер 0872500000418000064) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 31.08.2018 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0872500000418000064. Начальная (максимальная) цена контракта - 4 426 000,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в:
- установлении ненадлежащего порядка оценки конкурсных заявок;
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу п.п. 10 и 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
По смыслу приведенных положений, в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений участниками закупки, между такими сведениями и количеством присваемых баллов должна быть зависимость, которая определяется посредством необходимой формулы или шкалы и выражается в их взаимном соотношении друг с другом, а именно: определенное количество присваемых баллов соответствует определенному показателю, в свою очередь, возможное количественное изменение показателя оценки обязательно должно изменять количество присваемых баллов в соответствии с предусмотренными п. 11 Правил интервалами их изменений или используемой формулой.
Этот вывод следует и из содержания п. 29 Правил, предписывающего, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Право заказчика самостоятельно определить в конкурсной документации используемые для оценки нестоимостные критерии оценки (показатели) и предусмотреть формулу расчета количества баллов или шкалу оценки, по смыслу приведенных выше норм Закона о контрактной системе и Правил, не только не допускает, а напротив, предполагает, что в конкурсной документации, кроме иного, должна быть указана соответствующая зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по упоминаемым критериям в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно п.п. 27 и 28 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по показателям "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема", "обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг" и "обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами", следовательно, в случае использования таких показателей, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Анализ конкурсной документации показал, что в рамках спорных показателей Заказчиком установлен следующийпорядок оценки:
"_Подтверждающие документы, предоставляемые участником в составе заявки:
- заполненная форма "Наличие материально-технических ресурсов" с приложениями в отношении каждой единицы материально-технического ресурса, по формам приложений N 4, 4.1 - 4.5. к части II документации; копии документов, подтверждающих приобретение основного средства (накладную и/или акт приема передачи и/или договор аренды), копии карточек учета основных средств (Форма ОС-6) (в случае аренды предоставляются копии документов собственника оборудования), копии паспорта транспортных средств и/или паспорта самоходной машины (при наличии), копия договора аренды помещения или копия договора купли-продажи и свидетельства о регистрации права собственности (или копия иного документа, подтверждающего государственную регистрацию права собственности)_
_Подтверждающие документы, предоставляемые участником в составе заявки: копия штатного расписания участника; заполненная форма "Наличие квалифицированных трудовых ресурсов" приложение N 5 к части II документации; заполненная форма "Специалисты участника" (форма заполняется для каждого специалиста) приложение N 5.1 к части II документации; копиями дипломов об образовании специалистов; копиями аттестационно-квалификационных удостоверений; копиями удостоверений по электробезопасности для специальности техник-электрик; копиями водительского удостоверения (для водителей); копиями трудовых книжек специалистов; копиями документов, подтверждающих наличие трудовых отношений со специалистом: трудовой договор и, при наличии, приказ о приеме на работу_
_Наличие контракта/договора, подтверждается документами, предоставляемыми участником в составе заявки: заполненной формой "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" (приложение N 6 к Специальной части); заполненной формой "Исполненный контракт/договор" (форма заполняется для каждого контракта/договора) (приложение N 6.1. к Специальной части), копии исполненных контрактов/договоров на оказание услуг по оформлению территорий к праздничным мероприятиям. Контракты/договоры должны включать в себя комплекс услуг по оформлению территорий к праздничным мероприятиям, а именно техническую подготовку оборудования и/или поставку и/или аренду, монтаж оборудования и/или демонтаж оборудования с исполнением в течение последних 3 (трех) лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе, со всеми приложениями, с приложением копий дополнительных соглашений и изменений к таким контрактам/договорам (при наличии); копии актов приема-передачи выполненных работ/оказанных услуг (при наличии) и/или копии накладных (при наличии), составленных в ходе исполнения такого контракта/договора; копий счетов-фактур (при их обязательном наличии в соответствии с НК РФ); экранная копия страницы информации (принтскрин) с официального электронного ресурса (только для контрактов/договоров, подтверждающих опыт по успешному оказанию услуг с государственными, муниципальными заказчиками), иные документы, подтверждающие наличие опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Документальных доказательств, свидетельствующих о том, что условие о предоставлении к оценке вышеуказанных документов ограничивает количество участников Заявителем не представлено. Более того, возможность получить положительные баллы по спорным показателям не исключает возможность потерять установленное количество баллов по другим критериям.
Таким образом, спорный показатель оценки, установленный Заказчиком в конкурсной документации, не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определения победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при оказании услуг по объекту закупки. Следовательно, данный довод жалобы также не находит своего подтверждения.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также - электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным ч. 3 ст. 84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион.
В соответствии с ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенные в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.
Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р.
При рассмотрении жалобы Комиссией УФАС принимается во внимание позиция Министерства финансов России, изложенная в Письме от 09.06.2017 N 24-03-08/36404. Как указано в Письме, Перечень содержит наименования объектов закупок, кодов ОКПД 2, заказчики для цели выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) самостоятельно определяют код ОКПД 2 путем соотнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД 2 с учетом специфики закупки в области применения.
При этом Минфин России обращает внимание, что не допускается выбор заказчиком кода по ОКПД 2 с целью изменения способа определения поставщика или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть в случае указания неверного кода, поскольку в силу ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки, при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссией УФАС установлено, что объектом закупки является оказание услуг по централизованному оформлению Санкт-Петербурга световыми композициями, размещаемыми на мостах, световыми консолями, размещаемыми на опорах освещения, и световыми гирляндами, размещаемыми на набережной и деревьях, к праздникам "Новый 2019 год и Рождество Христово".
В извещении о проведении закупки Заказчиком установлен код ОКПД 2: 93.19.11.000 "Услуги по содействию в подготовке спортивных и развлекательных мероприятий".
На заседании Комиссии УФАС установлено, что указанный код ОКПД 2 не включён в Перечень.
Согласно пояснениям Заказчика код ОКПД 2 указанный в извещении соответствует объекту закупки и не входит в Перечень.
Приказом Росстандарта от 31 января 2014 года N 14-ст утвержден общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) (далее - Классификатор).
Согласно введению к Классификатору он предназначен в том числе для обеспечения информационной поддержки задач, связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ (оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд.
В Классификаторе использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код состоит из 2 - 9 цифровых знаков, и его структура может быть представлена в следующем виде:
XX |
класс |
XX.X |
подкласс |
XX.XX |
группа |
XX.XX.X |
подгруппа |
XX.XX.XX |
вид |
XX.XX.XX.XX0 |
категория |
XX.XX.XX.XXX |
подкатегория |
Код ОКПД 2: 93.19.11.000 "Услуги по содействию в подготовке спортивных и развлекательных мероприятий", установленный Заказчиком является подкатегорией и относится к классу 93 "Услуги, связанные со спортом, и услуги по организации развлечений и отдыха", группе 93.19 "Услуги в области спорта прочие".
Вместе с тем, Комиссия УФАС, изучив техническое задание конкурсной документации, установила, что в рамках объекта закупки предусмотрено выполнение следующих услуг:
Услуги по технической подготовке/изготовлению (далее - подготовке) новогоднего оборудования;
Услуги по монтажу новогоднего оборудования;
Услуги по обслуживанию новогоднего оборудования в 2018 году;
Услуги по обслуживанию новогоднего оборудования в 2019 году;
Услуги по демонтажу новогоднего оборудования и сдача на склад Заказчика.
При этом в конкурсной документации отсутствуют услуги, связанные со спортом, и услуги по организации развлечений и отдыха, таким образом Заказчиком установлен код ОКПД 2 которые не соответствует характеру услуг, указанных в техническом задании конкурсной документации.
Таким образом, Заказчиком изменено смысловое значение содержания объекта закупки в связи с неверной интерпретацией необходимых Заказчику услуг и как следствие выбора кода ОКПД 2, который никак не соотносится с объектом самой закупки.
Комиссией УФАС установлено что услуги, указанные в техническом задании конкурсной документации, относятся к кодам ОКПД 2: 33 "Услуги по ремонту и монтажу машин и оборудования"; 43.21 "Работы электромонтажные".
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что работы (услуги), выполняемые в рамках контракта, включены в Перечень.
Таким образом, закупка указанных работ (услуг) должна осуществляться путем проведения электронного аукциона.
Следовательно, в действиях Заказчика усматриваются нарушения ч. 5 ст. 24, ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе выразившееся в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса вместо электронного аукциона.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 24, 59, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Завод металлоконструкций" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушенияч. 5 ст. 24, ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в связи с его выдачей в рамках рассмотрения дела 44-4286/18 от 11.09.2018.
4. Не передавать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика в связи с их передачей в рамках рассмотрения дела 44-4286/18 от 11.09.2018.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 сентября 2018 г. N 44-4299/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.09.2018