Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
АО "Комбинат социального питания ЮНОСТЬ" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 22794/18 от 06.09.2018) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по организации питания в 2018-2020 годах (извещение номер 0172200002318000078) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 20.08.2018 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002318000077. Начальная (максимальная) цена контракта - 39 429 164,53 рублей.
В жалобе АО "Комбинат социального питания ЮНОСТЬ" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении ненадлежащего порядка оценки конкурсных заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", что ограничивает количество участников закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает их необоснованными.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч.ч. 1 и 3 ст. 56 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием в электронной форме понимается конкурс, при проведении которого информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, соответствующих предъявленным к участникам закупки единым требованиям и дополнительным требованиям.
При проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Исходя из совокупности положений п.п. 4 и 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Правил конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
Согласно п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по показателю "деловая репутация участника закупки", следовательно, в случае использования такого показателя, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Анализ конкурсной документации показал, что в рамках спорного показателя Заказчиком установлен следующий порядок оценки:
"Порядок оценки по показателю "Деловая репутация участника конкурса, выраженная в значении индекса деловой репутации" нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (НЦБi (1)):
Предмет оценки: значение индекса деловой репутации, определенного органом по сертификации в соответствии с ГОСТ Р 66.0.01-2017 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы" (далее - ГОСТ Р 66.0.01-2017) и требованиями Стандарта организации Союз производителей пищевой продукции Таможенного союза СТО СППП ТС 66.9.06/П-2018 "Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков" (далее - СТО).
Для определения количества баллов по показателю "Деловая репутация участника конкурса, выраженная в значении индекса деловой репутации" нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" принимается полученный на основании оценки соответствия субъектов предпринимательской деятельности требованиям национальных стандартов Российской Федерации системы стандартов ГОСТ Р 66.0.01-2017 и требований СТО индекс деловой репутации.
Индекс деловой репутации должен быть действителен на момент подачи заявки участником.
Документом, подтверждающим значение индекса деловой репутации, является предоставляемый в составе заявки участника закупки сертификат оценки деловой репутации со всеми приложениями (или заверенная участником закупки копия такого сертификата), выданного по результатам оценки, проведенной в соответствии с требованиями стандартов.
Сертификат соответствия должен быть выдан лицом, допущенным в систему добровольной сертификации. Система добровольной сертификации должна быть зарегистрирована в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании"). Сведения о системе добровольной сертификации должны содержаться в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) - http://www.gost.ru.
Лицо, допущенное в систему добровольной сертификации, должно иметь свидетельство о допуске к проведению работ по подтверждению соответствия в установленном СТО порядке, о чем должна содержаться запись в реестре лиц, допущенных к проведению работ по подтверждению соответствия, расположенном на сайте в сети Интернет (http://souzal.ru/standarti/).
Область распространения (объекты сертификации) такой системы добровольной сертификации должна включать оценку соответствия субъектов предпринимательской деятельности по требованиям национальных стандартов Российской Федерации системы стандартов ГОСТ Р 66.0.01-2017 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы" и требованиям СТО. Сертификат должен быть выдан по результатам оценки деловой репутации участника закупки по видам работ, непосредственно связанным с оказанием услуг в области общественного питания в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС ред.2): ОКВЭД 56.29.4 "Деятельность социальных столовых, буфетов или кафетериев (в офисах, больницах, школах, институтах и пр.) на основе льготных цен на питание".
Для определения значения показателя "Рейтинг (индекс) деловой репутации Участника" установлена шкала оценки в соответствии с таблицей N 2.
Таблица N 2
Значение показателя |
Шкала оценки в баллах |
Значение индекса деловой репутации от 91 и выше |
100 |
Значение индекса деловой репутации от 80 до 90 |
75 |
Значение индекса деловой репутации от 65 до 79 |
50 |
Значение индекса деловой репутации от 51 до 64 |
25 |
Значение индекса деловой репутации от 50 и ниже либо отсутствие сертификата |
0 |
В случае несоответствия значения индекса деловой репутации, указанного участником в форме "Конкурсное предложение" значению, указанному в предоставляемом сертификате оценки деловой репутации (или заверенной участником закупки копии такого сертификата), при определении количества баллов, присваиваемых по показателю "Деловая репутация участника конкурса, выраженная в значении индекса деловой репутации", применяется значение, указанное в предоставляемом сертификате оценки деловой репутации (или заверенной участником закупки копии такого сертификата).
Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника не является основанием для отклонения заявки участника".
В рамках спорного показателя к оценке принимаются сертификаты оценки деловой репутации со всеми приложениями (или заверенная участником закупки копия такого сертификата), выданного по результатам оценки, проведенной в соответствии с требованиями (в том числе) стандарта организации Союз производителей пищевой продукции Таможенного союза СТО СППП ТС 66.9.06/П-2018 "Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков".
Необходимо отметить, что СТО СППП ТС 66.9.06/П-2018 "Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков" разработан ассоциацией аккредитованных лиц в области оценки соответствия Северо-Западного Федерального округа, Союзом производителей пищевой продукции Таможенного союза, ООО "Центр Деловой Сертификации" и ООО "Деловой Центр Сертификации", а согласно п. 8.5 его положений использование данного стандарта в целях подтверждения соответствия возможно при условии наличия у лица свидетельства о допуске к работам по подтверждению соответствия, выданного на основании заключенного лицензионного договора.
Таким образом, в отношении сертификата, предоставляемого для оценки по спорному показателю Заказчиком установлен ряд требований, при этом данный документ должен соответствовать совокупности этих требований.
А именно, к оценке Заказчиком требуется исключительно сертификат оценки деловой репутации, которая осуществлена в соответствии с требованиями государственного стандарта, а также в соответствии со стандартом конкретной организации (оценка по которому осуществляется на основании допуска, что требует наличия лицензионного договора) лицом, допущенным в систему добровольной сертификации (которая должна быть зарегистрирована в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании).
Предоставление к оценке данного сертификата с указанием индекса деловой репутации требует значительных временных и финансовых затрат со стороны участника закупки, что является административным барьером для участия в закупке и создает преимущества участникам, уже обладающим спорным документом на дату размещения извещения о проведении конкурса. При этом срок и фиксированная стоимость получения сертификата не установлены, следовательно, присвоение индекса деловой репутации и получение такого сертификата зависит от волеизъявления третьих лиц
Поскольку законодательство Российской Федерации не обязывает участников закупки иметь рассчитанные индексы деловой репутации, в случае если заказчик устанавливает такой показатель нестоимостного критерия оценки, как деловая репутация, требовать наличия индекса деловой репутации, рассчитанного по конкретному СТО только организацией, аккредитованной в системе добровольной сертификации, связанного с дополнительными расходами со стороны участника закупки, неправомерно.
Позиция Комиссии УФАС подтверждается письмом Минэкономразвития России от 19.01.2017 N ОГ-Д28-761 "Об установлении заказчиком в конкурсной документации показателей критерия оценки квалификации участников закупки".
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащего порядка оценки конкурсных заявок, следовательно, доводы жалобы являются обоснованными.
Вместе с тем, Комиссией УФАС принимается во внимание то обстоятельство, что всеми участниками закупки (в том числе, Заявителем) в составе конкурсных заявок представлены сертификаты оценки деловой репутации, которые соответствуют установленным конкурсной документацией требованиям, следовательно, выявленное нарушение не оказало влияния на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 32, 50, 51, 53, 56, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "Комбинат социального питания ЮНОСТЬ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что оно повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 сентября 2018 г. N 44-4334/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.09.2018