Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е. А.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Хамирзова С. Р.,
В присутствии представителей:
от заказчика, уполномоченного органа - Евсеевой И. В.,
от ООО "Стройдорконтроль" - Котовой А. В., Терентьева С. С.,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Стройдорконтроль" на действия заказчика - Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки, уполномоченного органа - Управление экономического развития и торговли администрации города Ессентуки по факту осуществления закупки путем проведения запроса котировок N 0321300075618000129 "Оказание услуг по осуществлению строительного контроля при выполнении работ по реконструкции автомобильной дороги к санаторно-курортному комплексу "Источник" в городе Ессентуки в 2018 году".
Заявитель считает, что действия заказчика при осуществлении закупки нарушают требования Закона N 44-ФЗ.
Представитель заказчика, уполномоченного органа пояснил:
Все процедуры по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона. Действия заказчика соответствуют требованиям действующего законодательства РФ о контрактной системе.
Комиссия, выслушав доводы сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
1. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
2. Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе - любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Рассмотрев доводы жалобы ООО "Стройдорконтроль", Комиссией установлено следующее:
1. Требование о членстве в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства установлено только для лиц, выполняющих работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (часть 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, далее - ГрК).
Однако, предметом закупки является осуществление строительного контроля, а не строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства.
Осуществление строительного контроля регламентировано статьей 53 ГрК и постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" (далее - постановление N 468).
В соответствии с частью 2 статьи 53 ГрК строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
В постановлении N 468 также установлено, что строительный контроль осуществляется как со стороны заказчика, так и со стороны подрядчика.
Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 53 ГрК и постановлением N 468 застройщик, технический заказчик для осуществления строительного контроля вправе привлечь на основании договора индивидуального предпринимателя или юридическое лицо. Данное лицо не является лицом, осуществляющим строительство. При этом статьей 53 ГрК для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, привлекаемых застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, для проведения строительного контроля требование о членстве в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не установлено.
Постановление N 468 также не содержит требований о членстве в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства организации, осуществляющей строительный контроль со стороны заказчика.
Согласно письму Минстроя России от 08.06.2017 N 20243-ТБ/02 работниками, включенными в национальный реестр специалистов в области строительства, подписываются только те сведения о проведении строительного контроля, которые указаны в пункте 5 постановления N 468. То есть, данное требование относится только к осуществлению строительного контроля подрядчиком, непосредственно осуществляющим строительство.
Согласно статье 3.3.Федерального закона от 03.07.2016 N 372-03 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 июля 2017 года не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Таким образом, отменено требование о получении допуска СРО на выполнение работ, включенных в перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный приказом Мингрегиона РФ от 30.12.2009 N624.
Согласно части 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупки в нарушение требований Закона N44-ФЗ.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.
Закон N44-ФЗ содержит исчерпывающий перечень требований к участникам закупки, к проведению запроса котировок, к заявке на участие в запросе котировок
и не устанавливает требований к участникам закупки о наличии каких-либо собственных лабораторий.
3. Объектом закупки N0321300075618000132 является осуществление строительного контроля, а не реконструкция. В составе извещения прилагаются описание объекта закупки (техническое задание), форма котировочной заявки, проект муниципального контракта, обоснование НМЦК. Проектно-сметная документация и заключение государственной экспертизы к данной закупке не относятся, более Ставропольское УФАС России не наделено полномочиями проверять проектную документацию, которая прошла государственную экспертизу на предмет ее соответствия требованиям, действующим нормативно-правовым актам или техническим регламентам.
Таким образом, заказчиком не нарушены требования Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройдорконтроль" на действия заказчика - Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки, уполномоченного органа - Управление экономического развития и торговли администрации города Ессентуки по факту осуществления закупки путем проведения запроса котировок N 0321300075618000129 "Оказание услуг по осуществлению строительного контроля при выполнении работ по реконструкции автомобильной дороги к санаторно-курортному комплексу "Источник" в городе Ессентуки в 2018 году" - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Члены комиссии Е. А. Соколов
С.Р. Хамирзов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 17 сентября 2018 г. N 1377
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.09.2018