Резолютивная часть оглашена
14.09.2018 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу Индивидуального предпринимателя Мелконяна О.М. на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по восстановительному ремонту скважины в п.Новозаборовский муниципального района Сызранский Самарской области (извещение N 0142300000818000068, начальная (максимальная) цена контракта - 2 983 253,18 руб.),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба Индивидуального предпринимателя Мелконяна О.М. на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по восстановительному ремонту скважины в п.Новозаборовский муниципального района Сызранский Самарской области (извещение N 0142300000818000068, начальная (максимальная) цена контракта - 2 983 253,18 руб.).
Согласно доводам жалобы Индивидуального предпринимателя Мелконяна О.М. следует, что Заказчиком были указаны в ЕИС и в аукционной документации недостоверные сведения относительно: e-mail адреса Заказчика, сведений о должностном лице и e-mail адресе уполномоченного органа, сроке выполнения работ, Заказчиком неправомерно установлено требование к договору специального счета для обеспечения заявок на участие в электронном аукционе, Заказчиком установлены требования, противоречащие ГОСТ 2633-2015, Заказчиком установлены излишне многочисленные требуемые характеристики, требования к показателям товаров, значения которых становятся известными лишь при испытании определенной партии товара.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства.
Представитель Уполномоченного органа против доводов Заявителя возражал, просил в удовлетворении жалобы отказать, представил письменные пояснения.
Изучив материалы жалобы, письменные пояснения, документацию об электронном аукционе, протоколы, заявки участников, проведя в соответствии с ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
В соответствии с п.1 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация: наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации.
В соответствии с ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Запросы на разъяснение положений документации в части технической опечатки email адреса Заказчика и сведений о должностном лице и e-mail адресе уполномоченного органа не поступали.
В соответствии с ч.11 ст.21 Закона о контрактной системе Заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
По срокам выполнения работ в плане графике указано: "с момента заключения контракта в течении 60 дней".В аукционной документации Заказчиком установлено: "с момента заключения контракта до 15 декабря 2018 г.".
В соответствии с ч.12 ст.21 Закона о контрактной системе не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.
Комиссия Самарского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях заказчика признаков административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российский Федерации об административных правонарушениях.
Установлено, что указанное нарушение не повлияло на результаты закупки, в связи с чем Комиссией Самарского УФАС России принято решение не выдавать предписание об устранении допущенных нарушений.
В соответствии с п.52 ст.112 Закона о контрактной системе по 30 июня 2019 года включительно обеспечение заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.
Согласно ч.10 ст.44 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В Таблице "Требования к товарам, используемым при выполнении работ" отсутствует позиция 32 с требованиями к бетону тяжелому. Требование к бетону тяжелому установлено в п. 11. Параметр "Класс не ниже В7,5" , в п. 12 "Бетон не ниже В15", в п.13 "Бетон не ниже В15" подразумевает под собой класс прочности на сжатие указанный в паспорте или сертификате на бетон тяжелый.
Ссылка на ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" отсутствует в перечне обязательных к применению. Единой комиссией при проверке первых частей заявок по данному параметру не отклонён ни один участник закупки. По данному вопросу не поступило ни одного запроса на разъяснение положений документации.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно подп. "б" п.2 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В Письме ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" указано следующее: "При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
Согласно Инструкции по составлению первых частей заявок: значения показателей, сопровождающихся словами "не более", "не выше", знаком ""должны иметь конкретное значение*, которое меньше установленного, включая крайнее значение, значения показателей, сопровождающихся словами "не менее", "не ниже", знаком "" должны иметь конкретное значение*, которое больше установленного, включая крайнее значение
*За исключением характеристик: сопровождающихся словосочетанием "в диапазоне", условная вязкость (вязкость), влажность, фракция, степень перетира, водопоглощение, расход материалов, температура, стойкость, времени высыхания (схватывания, застывания, твердения), химический состав, объемные и массовые доли компонентов, циклы морозостойкости, твердости, укрывистость, степень перетира, а также значений, сопровождающихся в ГОСТах словами "не более", "не выше", знаком "", "менее", "ниже", знаком "<", "от", "до", "от _ до", "свыше_до", "не менее", "не ниже", знаком "", "более", "выше", знаком ">", "не превышает" значения которых должны быть указаны в диапазоне, соответствующем требованиям заказчика, нормативно-технической документации, паспортам производителей".
Таким образом, Заказчик не обязывает участника закупки конкретизировать характеристики товара в тех случаях, когда невозможно представить конкретный показатель.
Документация не ограничивает количество участников закупки, не содержит требования об обязательном наличии товара у участника закупки при подаче заявки, о проведении испытаний товара и указании конкретного значения показателя, которое становится известным после проведения такого испытания.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации закупки требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а так же каким-либо образом необоснованно повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителями, вопреки требованиям ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
На участие в электронном аукционе подано 5 заявок, запросов разъяснений по данному доводу не поступало.
Руководствуясь ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя Мелконяна О.М. частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.11, 12 ст.21 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Передать материалы жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 14 сентября 2018 г. N 1194-13827-18/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.09.2018