Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "РосФарм" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК " Городская клиническая больница N 7" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для дезинфекции и стерилизации (изв.N 0356300008518000105),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300008518000105 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку расходных материалов для дезинфекции и стерилизации.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о закупках, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из приведенных выше норм Закона о закупках следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать такие параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика, устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, как указано выше, не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в аукционной документации.
Согласно п. 2 раздела 4 документации об электронном аукционе подробное` описание` объекта` закупки` указано` в приложении 2`"Техническое` задание`(Спецификация)" (далее - ТЗ, в Приложении 3 "Проект` контракта".
В пп. 4 -7, 9, 10 ТЗ Заказчиком установлены следующие требования к товарам, в частности:
4. Индикатор |
парового обеззараживания биологических агентов |
Предназначен |
для оперативного визуального контроля соблюдения критических параметров процесса паровой обработки зараженных микроорганизмами объектов |
Контролируемые режимы одного индикатора |
132°С/45 минут |
5. Индикатор |
парового обеззараживания биологических агентов |
Контролируемые режимы одного индикатора |
132°С/90 минут |
6. Индикатор |
химический для контроля процесса воздушной стерилизации |
Размещение одной индикаторной полоски |
универсальное (как внутри, так и снаружи стерилизационных упаковок) |
Обратная сторона |
с липким слоем, закрытым двумя половинками защитной бумаги |
Контролируемый режим |
180°С/60 минут |
7. Индикатор |
для контроля паровой стерилизации |
Контролируемый режим |
120°С/30 минут |
9. Индикатор |
для контроля паровой стерилизации |
Контролируемый режим |
110°С/20 минут |
10. Индикатор |
для контроля паровой стерилизации |
Контролируемый режим |
110°С /30 минут |
По мнению Заявителя, характеристикам данных товаров соответствуют товары единственных производителей.
Представитель Заказчика пояснил, что по каждой позиции товара имеется как минимум 2 товара разных производителей.
Доказательства, представленные Заказчиком в материалы жалобы, были опровергнуты доводами представителя Заявителя.
Так из доводов представителя Общества следует, что индикатору парового обеззараживания биологических агентов (позиция 4 ТЗ) с контролируемым режимом одного индикатора 132°С/45 минут соответствует товар, выпускаемый только ООО "НПФ "Винар" (индикатор парового обеззараживания химический одноразовый "СанИС-1").
У товара марки "ДГМ Стеригард" (производитель ДГМ Фарма-Аппарате Хандель АГ) при температуре 132°С время стерилизационной выдержки составляет 20 минут, что не соответствует указанным в ТЗ характеристикам данного индикатора.
У индикатора для контроля паровой стерилизации 5 класса производителя ООО "ТерраМед" ближайшими режимами паровой стерилизации являются: 131+-0,5°С - 6 мин.; 135+-0,5°С - 4 мин., что также не соответствует указанным в ТЗ характеристикам данного индикатора.
По аналогичному основанию не соответствует индикатор контроля стерилизации химический одноразовый АЙПАК РУ (производитель ООО "Интерсен - плюс") с режимом 132°С - 5,5 мин.
Представитель Общества пояснил, что позиции 5 ТЗ (индикатор парового обеззараживания биологических агентов) соответствует только индикатор "СанИС-3" (производитель ООО "НПФ "Винар").
Индикатор марки "Айпак Ру" (производитель ООО "Интерсен - плюс"), а также интегрирующий индикатор для контроля паровой стерилизации 5 класс (производитель ООО "ТерраМед"), индикатор химический марки ДГМ Стеригард класс 5 (производитель ДГМ Фарма-Аппарате Хандель АГ) не соответствуют требованиям ТЗ Заказчика по значению показателя "Контролируемые режимы одного индикатора".
В подп. 5 п. 6 ТЗ Заказчиком установлено требование, что индикатор химический для контроля процесса воздушной стерилизации должен быть с липким слоем, закрытым двумя половинками защитной бумаги.
В ходе рассмотрения жалобы Заказчик пояснил, что под установленные требования подходят следующие индикаторы: марки "ДГМ Стеригард" класс 4, марки "ИТСВ-"ВИПС-МЕД" (ИТВС-180), марки "ИнТЕСТ-В", марки "АЙПАК РУ" и интегрирующий индикатор для контроля паровой стерилизации 5 класс (производитель ООО "ТерраМед").
Комиссией установлено, что из приведенных Заказчиком товаров под требования, установленные в п.6 ТЗ подходит только индикатор химический одноразовый, марки ДГМ Стеригард класс 4.
Индикатор ИТСВ-"ВИПС-МЕД" (ИТВС-180), не соответствует указанным в ТЗ характеристикам, в связи с отсутствием в инструкции информации о наличии липкого слоя, закрытым двумя половинками защитной бумаги.
Контролируемый режим индикатора химического для контроля процесса воздушной стерилизации, должен соответствовать показателю 180°С/60 минут (подп. 10 п. 6 ТЗ), однако в инструкции по применению интегрирующего индикатора для контроля паровой стерилизации 5 класс (производитель ООО "ТерраМед") данный режим не соответствует требования ТЗ (180+-1,5°С/12 минут).
Комиссией установлено, что индикаторы марки "ИнТЕСТ-В" и марки "АЙПАК РУ" также не соответствуют требованиям ТЗ по следующим основаниям.
В подп. 7 п. 6 ТЗ Заказчик указывает, что размещение одной индикаторной полоски должно быть универсальным (как внутри, так и снаружи стерилизационных упаковок).
Изучив представленные в материалы дела документы, Комиссия приходит к выводу, что соответствующая информация, в инструкциях по применению индикаторов марок "ИнТЕСТ-В" и "АЙПАК РУ", отсутствует.
В подп. 4 поз. 9, 10 ТЗ Заказчик установил требования к контролируемым режимам, а именно: 110°С/20 минут и 110°С/30 минут соответственно.
Представитель Общества пояснил, что установленным Заказчиком требованиям в поз. 9,10 ТЗ соответствует единственный товар, а именно индикатор паровой "Фарматест - "Винар".
Индикатор "Айпак" (производитель ООО "Интерсэн - плюс") не соответствует требованиям ТЗ в части показателя "контролируемый режим". Обратного не доказано.
В соответствии с подп. 3 поз. 15 ТЗ Заказчику требуются тест полоски индикаторные предназначенные для определения концентраций рабочих растворов дезинфицирующего средства, содержащего третичные амины не менее 1,0% и не более 6,5%, производные гуанидина не менее 0,5% и не более 3,0%, смесь четвертично-аммониевых соединений (суммарно) не менее 1,5% и не более 12,0%, спирты не менее 0,5% и не более 5,0%, ферменты: липаза и протеаза.
Представитель Общества пояснил, что исходя из указанного в ТЗ химического состава, Заказчиком используется дезинфицирующее средство "Слайт". Так же представитель Общества пояснил, что тест полоски для указанного дезинфицирующего средства не являются изделием медицинского назначения.
Заказчик подтвердил, что тест полоски закупаются к уже имеющемуся у него дезинфицирующему средству, так же не оспаривалась и марка дезинфицирующего средства. Доказательств, подтверждающих тот факт, что тест полоски являются изделием медицинского назначения, Заказчиком не представлено.
Комиссией установлено, что для дезинфицирующего средства "Слайт" подходят тест полоски только одного производителя - ООО "Дельтахимтек". Иного не доказано.
Комиссия отмечает, что во внимание принимаются доказательства, представленные сторонами и содержащиеся в деле, на момент принятия решения.
Таким образом, Заказчиком не доказано наличие товара как минимум двух производителей, соответствующих требованиям аукционной документации.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик ограничил количество возможных участников закупки, тем самым нарушив требования п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В указанных действиях должностных лиц Заказчика присутствуют признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.4.1 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РосФарМ" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для дезинфекции и стерилизации (изв. N 0356300008518000105) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, выявленные в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения выявленного нарушения Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенное нарушение требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 18 сентября 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2018