Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - А.А. Кирилловой, начальника отдела, Е.А. Шмыгиной, специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу АО "СОГАЗ" (далее также - податель жалобы) на действия единой комиссии по осуществлению закупок заказчика - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Красноярского края (далее - единая комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок "Услуги обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - запрос котировок), извещение N 0219100000318000086, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 06.09.2018 поступила жалоба АО "СОГАЗ" на действия единой комиссии при проведении запроса котировок (далее - жалоба).
Существо жалобы: нарушение единой комиссией порядка рассмотрения заявок на участие в запросе котировок, предусмотренного Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, единой комиссии, заказчика - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Красноярского края (далее - заказчик) было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Единой комиссии было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали представитель единой комиссии и заказчика Фролов Д.А. (доверенность N 671 от 10.09.2018, Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 04.09.2018 N П1, удостоверение личности) и представитель подателя жалобы Драница Т.О. (доверенность N Ф37-131/18 от 10.09.2018, удостоверение личности).
Из содержания жалобы следует, что заявка ПАО СК "Росгосстрах" подлежала отклонению как несоответствующая требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, поскольку указанным участником закупки в заявке предложена цена исполнения контракта ниже цены, рассчитанной с учетом минимально допустимого значения размера базовой ставки страхового тарифа, установленного Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У, которая составляет 102 204,06 рублей.
Податель жалобы отметил, что в соответствии с Протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 04.09.2018 N П1 цена контракта в размере 102 204,06 руб. была указана в заявках АО "СОГАЗ", САО "Надежда", ООО "Согласие", АО "АльфаСтрахование", при этом заявка АО "СОГАЗ" поступила на участие в запросе котировок первой.
Единая комиссия, заказчик с доводами жалобы не согласились, пояснили, что участником закупки ПАО СК "Росгосстрах" была предложена цена, не превышающая начальную (максимальную) цену контракта, заявка данного участника соответствовала требованиям Закона о контрактной системе и извещения о проведении запроса котировок. При этом контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам обязательного страхования осуществляет Банк России. Комиссия по осуществлению закупок не имеет полномочий проверять правильность расчета цены, не обладает достаточными знаниями в области страхования для проверки обоснованности расчета страховой премии. Закон о контрактной системе не содержит требований о проверке членами комиссии по осуществлению закупок ценовых предложений участников закупки. На основании данных доводов единая комиссия, заказчик полагают, что у членов единой комиссии не было оснований для признания заявки ПАО СК "Росгосстрах" несоответствующей требованиям извещения о проведении запроса котировок.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Согласно Протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 04.09.2018 N П1 на участие в запросе котировок поступило 6 заявок со следующими ценовыми предложениями: N 1 - АО "СОГАЗ" (102 204,06 руб.), N 2 - САО "Надежда" (102 204,06 руб.), N 3 - ООО "Согласие" (102 204,06 руб.), N 4 - АО "АльфаСтрахование" (102 204,06 руб.), N 5 - АО "МАКС" (102 204,06 руб.), N 6 - ПАО СК "Росгосстрах" (101 747.22 руб.). Победителем запроса котировок признан участник с номером заявки N 6 - ПАО СК "Росгосстрах".
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Согласно части 1 статьи 72 Закона о контрактной системе под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться форма заявки на участие в запросе котировок.
Частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе установлено что, заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес участника запроса котировок, банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы:
1) согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара;
2) предложение о цене контракта, предложение о цене каждого наименования поставляемого товара в случае осуществления закупки товара;
3) документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе в случае, если участник запроса котировок заявил о получении указанных преимуществ, или копии таких документов;
4) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок;
5) декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе;
6) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в запросе котировок документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
7) декларация о соответствии участника запроса котировок требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе информации и документов, не допускается (часть 4 статьи 73 Закона о контрактной системе).
В силу части 6 статьи 78 Закона о контрактной системе победителем запроса котировок признается участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги. При предложении наиболее низкой цены товара, работы или услуги несколькими участниками запроса котировок победителем запроса котировок признается участник, заявка на участие в запросе котировок которого поступила ранее других заявок на участие в запросе котировок, в которых предложена такая же цена.
Частью 7 статьи 78 Закона о контрактной системе определено, что котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные пунктами 1, 2, 4 - 7 (за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 Закона о контрактной системе) части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
При анализе извещения о проведении запроса котировок Комиссия Красноярского УФАС России установила, что в соответствии с пунктом 3.2 извещения о проведении запроса котировок "Заявка оформляется участником закупки по форме, согласно приложению N 3 к настоящему извещению, и должна содержать информацию и документы, предусмотренные частью 3 статьи 73 Федерального закона N 44-ФЗ (пункт 3.1 настоящего извещения). Заявка должна быть составлена на русском языке. Заявка подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до даты и времени вскрытия конвертов с заявками (пункт 4.4 настоящего извещения). Участник закупки вправе подать только одну заявку. Заявка, поданная в срок, указанный в пункте 4.3 настоящего извещения регистрируется заказчиком".
В пункте 3.1 извещения о проведении запроса котировок заказчиком указано, что "Заявка должна содержать следующую информацию и документы:
3.1.1 Наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес участника закупки.
3.1.2 Банковские реквизиты участника закупки.
3.1.3 Согласие участника закупки исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок.
3.1.4 Предложение о цене контракта.
3.1.5 Идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, и лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок (руководителя).
3.1.6 Декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ (пункты 1.12, 1.13 настоящего извещения)".
Приложением N 3 к извещению о проведении запроса котировок заказчиком установлена форма заявки на участие в запросе котировок, согласно которой участнику необходимо указать:
- свое согласие исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок;
- предлагаемую цену контракта;
- сведения об участнике запроса котировок: наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица; место нахождения юридического лица, место жительства физического лица; почтовый адрес; банковские реквизиты; ИНН (при наличии)лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица - руководителя юридического лица; ИНН (при наличии)учредителей юридического лица; ИНН (при наличии)членов коллегиального исполнительного органа юридического лица.
Также в Приложении N 3 к извещению о проведении запроса котировок заказчиком было указано на то, что "К заявке на участие в запросе котировок в обязательном порядке должна быть приложена декларация о соответствии участника запроса котировок требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ".
В пункте 2.6 извещения о проведении запроса котировок заказчиком указано "Цена контракта определяется в соответствии с базовыми ставками страховых тарифов и коэффициентами страховых тарифов, установленными указанием Центрального банка Российской Федерации от 19 сентября 2014 г. N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств"".
Вместе с тем, проанализировав извещение о проведении запроса котировок, Комиссия не установила, что таким извещением (в том числе, приложениями к извещению) к участникам закупки предъявлены какие-либо требования, касающиеся расчета ценового предложения, в том числе требования к показателям, которые участникам закупок необходимо использовать при расчете ценового предложения.
Ввиду изложенного, Комиссия приходит к выводу, что у котировочной комиссии отсутствуют правовые основания для отклонения заявок участников закупки, как несоответствующих требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, даже при условии, что цена, предложенная такими участниками, рассчитана в диссонанс с требованиями специального законодательства (законодательства об ОСАГО).
При этом, Комиссия отмечает, что в силу требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, котировочная комиссия несет административную ответственность за действия по незаконному отклонению заявок участников закупок, ввиду чего котировочная комиссия не имеет возможности своими действиями восполнять пробелы извещения о проведении запроса котировок и проверять заявки участников не только на предмет соответствия требованиям, установленным таким извещением, но и на предмет соответствия каким-либо другим требованиям, которые, в силу специального законодательства, должны были предъявляться к участникам закупки.
Ввиду изложенного и учитывая, что заявка N 6 (ПАО СК "Росгосстрах") соответствует требованиям, прямо предусмотренным в Приложении N 3 к извещению о проведении запроса котировок (форме заявки на участие в запросе котировок), предложенная им цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену, установленную заказчиком и предложенная ПАО СК "Росгосстрах" цена контракта является наиболее низкой (из всех цен, предложенных участниками закупки), Комиссия приходит к выводу о том, что у единой комиссии отсутствовали правовые основания для непризнания ПАО СК "Росгосстрах" победителем закупки. Таким образом, указанный довод жалобы не может быть признан Комиссией, как обоснованный.
При проведении внеплановой проверки Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - обязательное страхование) определяются Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО).
При этом, из положений Закона об ОСАГО, в том числе из статьи 15, следует, что документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования является страховой полис. Из изложенного следует, что при отсутствии страхового полиса все достигнутые сторонами договоренности о страховании транспортного средства не являются достигнутыми, ввиду чего Комиссия приходит к выводу, что страховой полис по своей правовой природе является договором страхования.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что государственный контракт на оказание услуг страхования автогражданской ответственности, отвечающий требованиям законодательства о контрактной системе, сам по себе не порождает прав и обязанностей, как договор страхования и фактически страхование транспортных средств, указанных в таком контракте, до предоставления заказчику страховых полисов на такие транспортные средства, не происходит. Из изложенного следует, что страховые полисы, фактически являющиеся договорами страхования, при заключении контракта на оказание услуг страхования автогражданской ответственности должны являться частью государственного контракта, и в соответствии с требованиями статей 34, 78 Закона о контрактной системе должны заключаться на условиях документации (извещения) и в соответствии с предложением лица, с которым контракт подлежит заключению.
В рамках рассматриваемой закупки, согласно извещению о проведении запроса котировок, страхованию подлежат 14 транспортных средств заказчика, и, учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что фактически по результатам закупки будет заключено 14 договоров страхования (заказчику будет выдано 14 страховых полисов, которые удостоверяют осуществление страхования).
Из положений статей 34 и 78 следует, что контракт заключается по цене, предложенной в заявке на участие в запросе котировок победителя запроса котировок или в заявке на участие в запросе котировок участника запроса котировок, с которым заключается контракт в случае уклонения такого победителя от заключения контракта.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что при проведении закупки услуг страхования автогражданской ответственности, с целью включения в государственный контракт цены услуг по каждому из договоров страхования, положениями извещения о проведении запроса котировок должно быть установлено требование к участникам о предложении цены по каждому из договоров страхования.
Также Комиссия отмечает, что заявка участника и/или извещение о запросе котировок должны содержать всю иную информацию, которая обязательна для включения в страховой полис в силу законодательства об ОСАГО.
Кроме того, согласно статье 8 Закона об ОСАГО, регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования. Страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России.
Указанные требования утверждены Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Указание Банка России N 3384-У).
Проанализировав Указание Банка России N 3384-У, Комиссия установила, что таким указанием установлены минимальные и максимальные значения базовых ставок страхового тарифа для различных категорий и назначений транспортных средств и установлены фиксированные значения коэффициентов страховых тарифов в зависимости от различных обстоятельств (например, региона страхователя, от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев и т.д.).
При этом, в силу статьи 9 Закона об ОСАГО, страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками, как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 Закона об ОСАГО (установленных Указанием Банка России N 3384-У).
Таким образом, коэффициенты страховых тарифов являются фиксированными и не могут быть изменены участниками закупок (страховщиками), а значения базовых ставок не могут быть ниже или выше значений, установленных Указанием Банка России N 3384-У, ввиду чего извещение о проведении запроса котировок должно содержать требования по расчету предлагаемой участниками цены контракта/цены договоров страхования (указанные требования могут быть установлены, в том числе посредством установления требований к форме заявки), чтобы котировочная комиссия имела правовые основания для отклонения заявок участников, ценовые предложения которых не коррелируются с требованиями законодательства об ОСАГО и по итогу закупки, заказчиком были заключены договоры страхования с учетом требований законодательства об ОСАГО, что также соответствует принципу контрактной системы об обеспечении конкуренции (добросовестной конкуренции между участниками закупок).
Ввиду изложенного и учитывая специфику заключения договоров обязательного страхования автогражданской ответственности, Комиссия приходит к выводу о том, что заказчиком при определении содержания извещения о запросе котировок нарушены положения статьи 73 Закона о контрактной системе, поскольку положения указанного извещения не содержат и/или не требуют от участников закупки предоставления всех сведений, которые подлежат включению в страховые полисы (в том числе, не предусматривают требования к участникам закупки о предложении цены по каждому договору страхования (на каждое транспортное средство)), и предоставляют возможность участникам закупки делать ценовые предложения, в том числе ниже минимально допустимых, установленных законодательством об ОСАГО.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 99 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу АО "СОГАЗ" необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 73 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в извещение о проведении запроса котировок.
4. Передать материалы по жалобе АО "СОГАЗ" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова |
|
Е.А. Шмыгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 12 сентября 2018 г. N 1114
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.09.2018