Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Д.С. Кислицына, старшего государственного инспектора, Е.А. Шпаковской, государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "СМУ 12" на действия заказчика - Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту зданий образовательных организаций в ЗАТО г. Железногорске (замена окон) в целях обеспечения безопасных условий функционирования в соответствии с действующим законодательством, размещенного на электронной площадке АО "Электронные торговые системы" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319300011318000037, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "СМУ 12" на действия заказчика при проведении электронного аукциона.
Существо жалобы: несоответствие аукционной документации требованиям Закона о контрактной системе.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
Из содержания жалобы следует, что выполнение работ по капитальному ремонту зданий образовательных организаций на 12 объектах образовательных организаций в ЗАТО г. Железногорске, является укрупнением лота и ведет к повышению размера обеспечения и влечет к вытеснению потенциальных участников, не способных выполнить требование об обеспечении заявки исполнении контракта.
Требования заказчика об указании в первой части заявки на участие в электронном аукционе конкретных показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчиком были представлены в письменной форме возражения, согласно которым в оспариваемой части положения аукционной документации не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы 11.09.2018 присутствовали:
- представитель заказчика Ляхова К.Н.. (доверенность N 08-07/03 от 05.02.2018).
На основании необходимости проведения внеплановой проверки, Комиссией было принято решение об объявлении перерыва на 12.09.2018 до 15 часов 45 минут (время местное) в рассмотрении жалобы.
После окончания объявленного перерыва, на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы, представители подателя жалобы, заказчика, уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы, после объявленного перерыва своих представителей не направили.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии и размещенные на официальном сайте ЕИС в сфере закупок, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту зданий образовательных организаций в ЗАТО г. Железногорске (замена окон) в целях обеспечения безопасных условий функционирования в соответствии с действующим законодательством".
Частью 5 статьи 4 Закона о контрактной системе установлено, что в единой информационной системе размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом и положением о закупке.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
В пункте 2.3.1 описания объекта закупки перечислен состав и объем работ, необходимых заказчику:
Основные виды работ:
- Демонтажные работы.
-Установка оконных блоков из ПВХ-профилей, с системой безопасности, с противомоскитными сетками, с установкой подоконных досок, с ремонтом и облицовкой откосов, устройством оцинкованных сливов.
В соответствии с документацией об электронном аукционе заказчик имеет потребность в выполнении работ по капитальному ремонту зданий (замена окон) работ на 12 объектах образовательных организаций в ЗАТО г. Железногорске. При этом работы, выполнение которых предусмотрено в указанных организациях, являются идентичными, имеют один набор потребительских свойств, ввиду чего вышеуказанные виды работ осуществляется на одном товарном рынке.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях заказчика нарушения положений Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки.
Необходимо отметить, что на участие в электронном аукционе подано 5 заявок, что свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции между участниками закупки, связанного с невозможностью внести обеспечение исполнения контракта.
На основании изложенного, довод подателя жалобы о включении заказчиком в один лот работ, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов является необоснованным.
2. В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе указано, что первая часть заявки должна содержать:
- согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Также, в инструкции по заполнению заявки установлено, что сведения, которые включаются в заявку на участие в аукционе, не должны допускать двусмысленных толкований.
Кроме того, инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе содержит следующее:
- значения технических параметров, указанных в описании объекта закупки требуют конкретизации, если сопровождаются словами "не более", "более", "не менее", "менее" "от", "до", "или", "либо", "должен быть", "не должен быть", "должен", "не должен", "ниже", "не ниже", "может быть", "не может быть", "допускается", "не допускается", "шире", "не шире", "превышать", "не превышать", "следует", "не следует", "ранее", "не ранее", "позднее", "не позднее", указаны в диапазоне и т.д.;
- если в описании объекта закупки значения технических параметров, для которых установлены минимальные значения (сопровождаются словами "не менее", "не меньше", "от", "не хуже", "не ниже", "не уже", "знак "", "не меньше", "не ранее") участнику закупки необходимо указать конкретные значения технических параметров, равные или превышающие значения, установленные настоящей документацией.
В разделе 2.3.4 описания объекта закупки указаны необходимые значения показателей товаров (материалов), необходимых для выполнения работ, где, в том числе содержится показатель:
Наименование товара (материалов и изделий), используемого (применяемых) при выполнении работ |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значения показателей используемого товара при выполнении работ, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме |
Наименование страны происхождения товара |
Строительные растворы
(для каменной кладки и монтажа строительных конструкций при возведении зданий и сооружений, крепления облицовочных изделий, штукатурки) |
Классификация по основному назначению
Марка по морозостойкости: не ниже
Марка по прочности на сжатие, не ниже |
-
-
- |
штукатурные
F50
М50 |
|
Следовательно, в силу положений инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, в первой части заявки участнику по показателям "марка по морозостойкости", "марка по прочности на сжатие" необходимо указать конкретное значение, которое будет либо равно М50/F50, либо превышать значения, установленные аукционной документацией.
Также, в разделе 2.3.5 описания объекта закупки содержится перечень нормативно-технических документов, обязательных при выполнении работ, для выполнения которых используется товар, среди которых указан "ГОСТ 28013-98. Растворы строительные. Общие технические условия" (введен в действие Постановлением Госстроя РФ от 29.12.1998 N 30) (далее - ГОСТ 28013-98).
Разделом 4.2.2 ГОСТа 28013-98 установлено, что основными свойствами затвердевшего раствора являются: прочность на сжатие, морозостойкость, средняя плотность.
В разделе 4.10 ГОСТа 28013-98 указано, что прочность растворов на сжатие в проектном возрасте характеризуют марками: М4, М10, М25, М50, М75, М100, М150, М200.
Марку по прочности на сжатие назначают и контролируют для всех видов растворов.
Согласно раздела 4.11 ГОСТа 28013-98 морозостойкость растворов характеризуют марками. Для растворов установлены следующие марки по морозостойкости: F10, F15, F25, F35, F50, F75, F100, F150, F200.
В соответствии с разделом 6.9. ГОСТа 28013-98 прочность на сжатие, морозостойкость и среднюю плотность затвердевших растворов определяют по "ГОСТ 5802-86. Межгосударственный стандарт. Растворы строительные. Методы испытаний" (утв. и введен в действие Постановлением Госстроя СССР от 11.12.1985 N 214) (далее - ГОСТ 5802-86).
В разделе 6.1. ГОСТа 5802-86 указано, что прочность раствора на сжатие должна определяться на образцах-кубах размерами 70,7 х 70,7 х 70,7 мм в возрасте, установленном в стандарте или технических условиях на раствор данного вида. На каждый срок испытания изготавливают три образца.
Согласно разделов 6.4.5 и 6.4.6 ГОСТа 5802-86 формы, заполненные растворной смесью на гидравлических вяжущих, выдерживают до распалубки в камере нормального хранения и освобождают из форм через (24 +/- 2) ч после укладки растворной смеси.
Согласно раздела 10.4 ГОСТа 5802-86 за марку раствора по морозостойкости принимают наибольшее число циклов попеременного замораживания и оттаивания, которое при испытании выдерживают образцы.
При этом в разделе 10.6.2. ГОСТа 5802-86 указано, что основные образцы должны быть испытаны на морозостойкость в 28-суточном возрасте после выдерживания в камере нормального твердения.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что конкретные значения таких показателей как "марка по морозостойкости", "марка по прочности на сжатие" становятся известными только после проведения испытаний, протяженных во времени.
Необходимо отметить, что согласно Письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке", при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, заказчиком неправомерно установлено требование к первой части заявки на участие в электронном аукционе, а именно предоставление конкретных значений товара, необходимого для выполнения работ, которые становятся известными только после проведения испытаний, что является нарушением положений пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод подателя жалобы о неправомерном требовании заказчика об указании в первой части заявки на участие в электронном аукционе конкретных показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара, является обоснованным.
В ходе проведения внеплановой проверки размещения закупки, установлены следующие нарушения.
1. В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ установлено, что работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено статьей 52 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно извещения о проведении электронного аукциона и аукционной документации, объектом закупки является "выполнение работ по капитальному ремонту зданий образовательных организаций в ЗАТО г. Железногорске (замена окон) в целях обеспечения безопасных условий функционирования в соответствии с действующим законодательством".
При этом, согласно извещения о проведении электронного аукциона и документации об аукциона требование к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не установлено, что является нарушением части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "СМУ 12" обоснованной в части указания участниками в первой части заявки на участие в электронном аукционе конкретных показателей, которые становятся известными при проведении испытания после производства товара.
2. Признать заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства" положения статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Аукционной комиссии и оператору электронной площадки отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона.
4. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в документацию об электронном аукционе.
5. Продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе не менее, чем на 15 дней, начиная со дня размещения измененной документации об электронном аукционе в единой информационной системе.
6. Передать материалы должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях в отношении должностных лиц заказчика.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Д.С. Кислицын |
|
Е.А. Шпаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 12 сентября 2018 г. N 1112
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.09.2018