Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
<_>
рассмотрев жалобу ООО "ТРАСТ-ИНВЕСТ",
У С Т А Н О В И Л А:
10.09.2018 г. в Кировское УФАС России поступила жалоба ООО "ТрастИнвест" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - Министерство здравоохранения Кировской области при проведении аукциона в электронной форме на поставку аппарата искусственной вентиляции легких многофункционального (номер извещения 0340200003318010681).
Заявитель полагает, что Заказчиком при описании объекта закупки допущено нарушение ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), выразившееся в установлении таких требований к товару, которые являются уникальными и соответствуют только товару одного производителя MEDTRONIC. Полагает, что такие действия Заказчика ограничивают участие в закупке.
Жалоба на положения документации о закупке поступила в срок, установленный Законом о контрактной системе.
Лицам, участвующим в деле, направлены уведомления о дате рассмотрения жалобы, у Заказчика, Уполномоченного учреждения запрошены необходимые документы по данному размещению закупки, а также письменные пояснения по существу жалобы. Рассмотрение жалобы назначено на 14 сентября 2018 года.
Уполномоченное учреждение, уведомленное надлежащим образом о дате и месте рассмотрения жалобы, направило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя, а также письменные пояснения, согласно которым проект контракта и техническое задание утверждаются Заказчиком.
На заседании комиссии Кировского УФАС России представитель Заявителя поддержал доводы жалобы. Считает, что при определении характеристик аппарата ИВЛ Заказчик должен был использовать ГОСТ Р 55954-2014, который устанавливает основные технические требования к аппаратам искусственной вентиляции легких (аппараты ИВЛ) и предназначен для применения уполномоченными лицами государственных заказчиков при составлении технического задания для конкурсной документации при проведении закупок высокотехнического оборудования для государственных нужд. Отметил, что план-график закупки не содержит описания объекта закупки, так как в соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики.
Представитель Заказчика пояснил, что участниками закупки могут стать не только производители, но и поставщики товара. Отметил, что при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать качественные параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок, при этом он не лишён возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару. Кроме того, при формировании технического задания Заказчик не обязан руководствоваться положениями ГОСТ Р 55954-2014, так как данный ГОСТ предъявляет требования к формированию технического задания и применяется к процедурам, проводимых в форме конкурса и для оказания высокотехнической медицинской помощи. КОГБУЗ "Кировский областной хоспис" не оказывает высокотехническую помощь. Относительно третьего довода жалобы Заявителя отметил, что Заказчик не обязан указывать все технические характеристики объекта закупки, содержащиеся в технической части документации. Содержание описания объекта закупки должно позволять идентифицировать предмет закупки. Считает жалобу необоснованной.
Рассмотрев представленные документы, заслушав пояснения Заявителя, Заказчика Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
16.08.2018 года в единой информационной системе опубликовано извещение о проведении электронного аукциона. Предмет закупки - поставка аппарата искусственной вентиляции легких многофункционального реестровый номер закупки N 0340200003318010681. Начальная (максимальная) цена контракта 3568480.00 руб.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Из содержания статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что при формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям закупаемого товара. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц и об ограничении числа участников закупки.
В соответствии с технической частью (аукционным заданием) Заказчику к поставке необходим аппарат искусственной вентиляции легких многофункциональный.
Предметом рассматриваемой закупки является поставка товара, а не его изготовление, следовательно, потенциальными участниками могут быть как производители, так и поставщики, не являющиеся производители данного товара. Закон о контрактной системе не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам. При этом наличие единственного производителя товара само по себе не ведет к ограничению количества участников закупки, поскольку предметом аукциона являлась поставка товара, а не его изготовление. Данная позиция подтверждается судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20 апреля 2018 г. N Ф06-31425/2018, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 8 августа 2018 г. N 306-КГ18-10836).
Проанализировав Аукционное задание, Комиссия Кировского УФАС России пришла к выводу о том, что технические характеристики аппарата искусственной вентиляции легких, изложенные в аукционном задании, не содержат требование или указание в отношении товарных знаков, фирменных наименований, наименование места происхождения товара или наименование производителя, при описании характеристик товара использованы максимальные и минимальные значения показателей, что соответствует ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе. При этом Заявителем не представлено доказательств невозможности поставки товара, предусмотренного аукционной документацией.
Согласно разделу 1 ГОСТ Р 55954-2014 настоящий стандарт устанавливает основные технические требования к аппаратам искусственной вентиляции легких (аппараты ИВЛ) и предназначен для применения уполномоченными лицами государственных заказчиков при составлении технических заданий для конкурсной документации при проведении закупок высокотехнологичного оборудования для государственных нужд.
Таким образом, довод Заявителя относительно необходимости применения ГОСТ Р 55954-2014 к настоящему техническому заданию не принимается комиссией Кировского УФАС в виду того, что данный ГОСТ устанавливает требования для закупки высокотехнологичного медицинского оборудования, при этом КОГБУЗ "Кировский областной хоспис" не оказывает высокотехническую медицинскую помощь с данным оборудованием. Необходимо отметить, что закупка проводилась в форме электронного аукциона.
Согласно ч.5 ст.99 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют контроль за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся в планах-графиках, информации, содержащейся в планах закупок.
Таким образом, относительно довода Заявителя по содержанию описания объекта закупки в плане графике, у Кировского УФАС отсутствуют полномочия по данному вопросу.
На основании изложенного и в соответствии с ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу ООО "ТРАСТ-ИНВЕСТ" на действия Министерства здравоохранения Кировской области поставку аппарата искусственной вентиляции легких многофункционального (номер извещения 0340200003318010681).
2. Отменить приостановление заключения контракта.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 14 сентября 2018 г. N 433/03-18-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.09.2018