Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Силичева М.В. - врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов Комиссии:
Дубровиной С.А. - главного государственного отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Осиповой Е.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
в присутствии представителей от заказчика: - Карташовой А.В., по доверенности от 20.08.2018, Минеевой О.О., по доверенности от 13.09.2018., в отсутствии представителей заявителя и уполномоченного органа, уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Ремточстрой Инжиниринг" (ИНН 2223620192) (далее общество, заявитель) на положения аукционной документации, утвержденной Муниципальным казенным учреждением "Управление капитального строительства Корсаковского городского округа" (ИНН 6504033768) (далее заказчик) по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Выполнение подрядных работ по объекту: "Капитальный ремонт фасада МБДОУ "Детский сад N 8" г. Корсакова" (извещение N 0161300001118000317) (далее - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
07.09.2018 (вход. N2846-эл) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя на положения аукционной документации, по мнению которого при утверждении аукционной документации нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно, заказчиком в техническом задании установлены показатели, которые могут быть известны участнику аукциона только после приобретения определенной партии после его производства, что несет в себе ограничение количества участников электронного аукциона.
На основании изложенного, заявитель просить приостановить определение поставщика до рассмотрения жалобы по существу, провести проверку закупки на соответствие требованиям действующего законодательства, признать положения документации несоответствующие Закону о контрактной системе, в связи с чем, обязать заказчика внести соответствующие изменения в документацию об электронном аукционе.
Уведомлением-требованием от 07.09.2018 N 05-3950 рассмотрение жалобы по существу назначено на 13.09.2018 14 часов 15 минут.
Заявитель и уполномоченный орган явкой своих представителей не обеспечили, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы по существу извещены надлежащим образом.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании комиссии может быть объявлен перерыв. При объявлении перерыва лицам, присутствующим на заседании Комиссии, объявляется о дате, времени и месте продолжения заседания Комиссии. Письменное уведомление о месте, дате и времени рассмотрения жалобы после перерыва не направляется.
Таким образом, для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия законного и обоснованного решения, а также для истребования необходимых доказательств, рассмотрение жалобы по существу перенесено на 14.09.2018 16 часов 00 минут.
Представитель заказчика на заседание Комиссии представила письменные и устные пояснения, согласно которым просит признать жалобу необоснованной. Также вместе с тем, во исполнение части 5 статьи 106 Закона о контрактной системе заказчиком представлены запрашиваемые документы и информация.
Комиссия, заслушав представителя заказчика, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системе в сфере закупок, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
23.08.2018 16:33 на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru уполномоченным органом - Управлением экономического развития администрации Корсаковского городского округа опубликовано извещение о проведении электронного аукциона по объекту: "Выполнение подрядных работ по объекту: "Капитальный ремонт фасада МБДОУ "Детский сад N 8" г. Корсакова"" (извещение N 0161300001118000317).
23.08.2018 в извещение о проведении электронного аукциона, а также в аукционную документацию внесены изменения.
Начальная (максимальная) цена контракта - 29 287 500 рублей 00 копеек.
Дата и время окончания подачи заявок - 10.09.2018 09:00.
Рассмотрев жалобу по существу заявленных доводов, Комиссия Сахалинского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу приведенных положений Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик самостоятельно устанавливает в документации о закупке показатели товара, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям.
При этом заказчик вправе включить в документацию о закупке только те требования к товарам, которые, по мнению заказчика, являются значимыми, а также при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, согласно письму ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок при это необходимо сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Кроме этого, необходимо учитывать, что при установлении в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем, требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Из пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона контрактной системе следует, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанно выше Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В пункте 1 Технического задания заказчиком установлены технические характеристики (функциональные характеристики) к навесному вентилируемому фасаду, а и именно:
N п/п |
Наименование работ |
Значения показателей товара |
Технические характеристики (функциональные характеристики) | ||
1. |
Навесной вентилируемый фасад |
Навесная вентилируемая фасадная система Класс пожарной опасности: К0; Тип вертикального профиля: L-профиль Габариты вертикального профиля (ВхШ): 40х62 мм; Толщина металла вертикального профиля: не менее - 1,8 мм; Тип горизонтального профиля: Т-профиль; Габариты горизонтального профиля (ВхШ): 100х62 мм; Сопротивление несущих профилей и аграф растяжению, сжатию и изгибу: не менее - 155 Мпа*; Сопротивление несущих профилей и аграф местному смятию при перегонке: не менее - 215 Мпа*; Сопротивление несущих профилей и аграф на сдвиг: не менее - 95 Мпа*; Фиброцементные панели Группа горючести: НГ; Предел прочности при изгибе: не менее - 23 МПа*; Морозостойкость: не менее - 150 циклов*; Стойкость к статистическому воздействию жидкостей: не менее - 24 ч; Толщин: не менее - 8 мм; Плиты теплоизоляционные 1 слой Материал: негорючие, гидрофобизированные тепло-звукоизоляционные плиты из минеральной ваты; Толщина: не менее - 50 мм; Предел прочности при растяжении: не менее - 3 кПа; Плотность: не менее - 80 кг/м3*; Паропроницаемость: не менее - 0,3 Мг (м.ч.Па)*; Влажность по массе: не более - 0,5%*; Водопоглащение по объему: не более - 1,5%*; Содержание органических веществ: не более 2,5%; Группа горючести: НГ; Плиты теплоизоляционные 2 слой Материал: негорючие, гидрофобизированные тепло-звукоизоляционные плиты из минеральной ваты; Толщина: не менее - 100 мм; Предел прочности при растяжении: не менее - 3 кПа; Плотность: не менее - 35 кг/м3*; Паропроницаемость: не менее - 0,3 Мг (м.ч.Па)*; Влажность по массе: не более - 0,5%*; Водопоглащение по объему: не более - 1,5%*; Содержание органических веществ: не более - 3%*; Группа горючесть: НГ; Ветрозащитная мембрана Группа горючести: НГ; Поверхностная плотность: не менее - 200 г/м2; |
Заказчик на заседании Комиссии пояснил, что в техническом задании указаны требования к материалам, применяемым при выполнении работ в соответствии с ГОСТами, в том числе:
Фиброцементные панели:
предел прочности при изгибе: не менее - 23 МПа* регламентируется ГОСТ 8747-88;
морозостойкость: не менее - 150 циклов* регламентируется ГОСТ 8747 - 88;
Стойкость к статистическому воздействию жидкостей: не менее - 24 ч регламентируется ГОСТ 9.403 - 80;
Плиты теплоизоляционные 1 слой:
Влажность по массе: не более - 05%* регламентируется ГОСТ 17177-94;
Водопоглащение по объему: не более - 1,5%* регламентируется ГОСТ 1609-2011;
Проанализировав указанные в жалобе пункты технического задания, а также ГОСТы, на которые ссылается Заказчик в опровержение доводов Общества, Комиссия пришла к выводу, что указанные ГОСТы определяют методы испытаний для получения определенных результатов, следовательно, заказчиком указаны требования (путем предоставления показателей и (или0 их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Согласно ГОСТу 8747-88 "ИЗДЕЛИЯ АСБЕСТОЦЕМЕНТНЫЕ ЛИСТОВЫЕ Методы испытаний" установлено, что предел прочности при изгибе () образцов, испытанных по черт.10 и 11, вычисляют в мегапаскалях (килограммах силы на квадратный сантиметр) по формуле:
Результат вычисления округляют до 0,1 МПа (1 кгс/кв.см).
За предел прочности при изгибе плоского листа принимают среднее арифметическое значение результатов испытаний двух образцов, вырезанных из данного листа.
Предел прочности при изгибе () полномерных волнистых листов, испытанных по черт.12, вычисляют в мегапаскалях (килограммах силы на квадратный сантиметр) по формуле
Результат вычисления округляют до 0,1 МПа (1кгс/кв.см).
За предел прочности при изгибе асбестоцементных изделий партии принимают среднее арифметическое значение результатов испытаний всех образцов партии.
На основании изложенного, вышеуказанный ГОСТ не определяет конкретную характеристику предела прочности при изгибе: не менее - 23 МПа*.
Вместе с тем, Заказчик на заседании Комиссии не представил документальных доказательств обоснования установления спорной характеристики. Сведения поставщиков, поставляющих фиброцементные панели, также отличаются по показателю "предел прочности при изгибе". Так, на сайте www.faspan.ru указано, что предел прочности при изгибе, МПа - не менее 23 МПа; на сайте www.fasad-rus.ru данный показатель значится - 16,0 МПа; на сайте www.greensector.ru предел прочности при изгибе - не менее 24 МПа. Следовательно, указанная информация не является обоснованием установления показателя, значение которого становится известным только методом испытаний.
Кроме того, Комиссия проанализировав другие ГОСТы, на которые сослался заказчик, в частности, ГОСТ 9.403-80 "Покрытия лакокрасочные. Методы испытаний на стойкость к статическому воздействию жидкостей", ГОСТ 17177-94 "Материалы и изделия строительные теплоизоляционные Методы испытаний", ГОСТ 1609-2011 "ГОСТ ЕN 1609-2011 "Изделия теплоизоляционные, применяемые в строительстве. Методы определения водопоглощения при кратковременном частичном погружении", установила, что ни один из них не устанавливает конкретных характеристик к товарам, как установлено в техническом задании, вместе с тем, указанные ГОСТы устанавливают методы испытаний для определения характеристик товара.
При этом иных доказательств, свидетельствующих о том, что показатели, значения которых становятся известными только при проведении испытаний определенной партии товара после его производства может иметь конкретное значение, заказчиком не представлено.
Изложенное выше, позволяет Комиссии Сахалинского УФАС России прийти к выводу, что показатели, установленные заказчиком в отношении товаров "Навесная вентилируемая фасадная система", "Фиброцементные панели", "Плиты теплоизоляционные", "Ветрозащитная мембрана" становятся известными только по результатам проведенных испытаний.
Необходимость проведения испытаний подтверждается сертификатами соответствия, размещенными в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, согласно которым последние гарантируют, что продукция, произведенная на основании технических условий соответствует ГОСТу, при этом такие сертификаты выданы на основании протоколов испытаний.
Несмотря на это, заказчик установил требования к таким показателям в техническом задании, чем нарушил пункты 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в связи с чем, довод заявителя о необходимости проведения испытаний признан Комиссией обоснованным. Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, на участие в аукционе подано 5 (пять) заявок, все из которых допущены, в связи с чем, Комиссией принято решение обязательное для исполнения предписание не выдавать, так как указанное нарушение не повлияло на определение поставщика.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с Общества с ограниченной ответственностью "Ремточстрой Инжиниринг" (ИНН 2223620192) на положения аукционной документации, утвержденной Муниципальным казенным учреждением "Управление капитального строительства Корсаковского городского округа" (ИНН 6504033768) по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Выполнение подрядных работ по объекту: "Капитальный ремонт фасада МБДОУ "Детский сад N 8" г. Корсакова" (извещение N 0161300001118000317) -обоснованной.
2. Признать заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства Корсаковского городского округа", утвердившего аукционную документацию, нарушившим положения пункта 1, 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Заказчику - Муниципальному казенному учреждению "Управление капитального строительства Корсаковского городского округа" обязательное для исполнения предписание не выдавать.
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц допустивших нарушения, указанные в пункте 2 настоящего Решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
М.В. Силичев |
Члены комиссии |
С.А. Дубровина |
|
Е.А. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 14 сентября 2018 г. N 337/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.09.2018