Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии:
Силичева М.В. - Врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов комиссии:
Дубровиной С.А. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Осиповой Е.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
в присутствии представителей сторон:
от заявителя - не явился, извещен надлежащим образом;
от заказчика - не явился, извещен надлежащим образом;
в присутствии третьих лиц - Нихачевой И.М., доверенность от 13.09.2018,
рассмотрев жалобу Мамоновой Ольги Олеговны (далее - Заявитель) на положения конкурсной документации, утвержденной Муниципальным унитарным предприятием "Поронайская коммунальная компания-1" (ИНН 6507013791) (далее - Заказчик) по факту определения поставщика путем проведения открытого конкурса по объекту: "Оказание юридических услуг по вопросам исчисления и уплаты НДС" (извещение N 0561600001618000011) (далее - конкурс)
УСТАНОВИЛА:
07.09.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя, по мнению которого положения конкурсной документации, утвержденной заказчиком, нарушают требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), при этом Заявитель указывает на следующее:
1. Предмет контракта противоречит целям закупки.
2. Не определен объем услуг, неполнота представленных данных не позволяет даже приблизительно спрогнозировать общую стоимость услуг.
3. Обход норм закона о запрете обеспечения заявок до 1 млн. рублей. Ограничение суммы обеспечения контракта 5 % начальной (максимальной) цены контракта.
На основании изложенного Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
Уведомлением-требованием от 11.09.2018 N 05-4022 рассмотрение жалобы по существу назначено на 13.09.2018 16 часов 00 минут.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании комиссии может быть объявлен перерыв. При объявлении перерыва срок рассмотрения жалобы не приостанавливается и не продлевается. После окончания перерыва заседание Комиссии продолжается с момента, на котором заседание было прервано.
Таким образом, для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия законного и обоснованного решения и истребования необходимых доказательств и документов, в том числе письменных пояснений, проведение внеплановой проверки перенесено на 14.09.2018 в 15 часов 00 минут.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
10.08.2018 на официальном сайте Единой информационной системы (далее - ЕИС) опубликовано извещение о проведении открытого конкурса.
Начальная (максимальная) цена контракта - 49 620 000 рублей 00 копеек.
Дата и время окончание срока подачи заявок - 31.08.2018 10 часов 00 минут.
1. Комиссия Сахалинского УФАС России, рассмотрев первый довод Заявителя, установила следующее.
Заявитель полагает, что предмет контракта противоречит целям закупки. При этом, Заявитель указывает на то, что в силу статьи 18 Закона о контрактной системе закупка должна быть обоснованной целями, обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана закупок, плана-графика и заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, определенным с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона (в том числе решениям, поручениям, указаниям Президента Российской Федерации, решениям, поручениям Правительства Российской Федерации, законам субъектов Российской Федерации, решениям, поручениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальным правовым актам), а также законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 99 Закона о контрактной систем органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 настоящего Федерального закона, и обоснованности закупок.
При таких обстоятельствах контроль за соблюдением требований к обоснованию закупок не относится к компетенции Сахалинского УФАС России, в связи с чем, данный довод Заявителя по существу не рассматривается.
2. Рассмотрев второй довод Заявителя, изложенный в жалобе, Комиссия установила следующее.
В силу пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация, а именно краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.
Пунктом 6 Информационной карты открытого конкурса установлено, что ориентировочное количество необходимых Заказчику единиц услуг по Контракту составляет - 1 654 единиц.
Пунктом 2.5 Проекта контракта определено, что оплата оказания услуг осуществляется по цене единицы услуги (пункт 2.1 Контракта) исходя из объема фактически оказанных услуг в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены Контракта.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о необоснованности второго довода Заявителя.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что информация об осуществленных инвестиционных проектах является публичной и доступной для ознакомления, а также размещенной на официальном сайте ЕИС (номера извещений: N 0161300006017000026, N 0161300006015000052, N 0161300006016000155, N 0161300006018000044).
Таким образом, потенциальный участник закупки, обладающий необходимым опытом, который в соответствии с конкурсной документацией, установлен как один из критериев оценки заявок, имеет возможность ознакомиться с реализованными инвестиционными проектами, и как следствие определить взаимосвязь размера права Заказчика на налоговые вычеты по НДС с параметрами финансирования инвестиционных проектов.
При этом, в данном доводе содержится указание на то, что возможное количество участников закупки, ограничивается исключительно аффилированными лицами Заказчика.
В силу статьи 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон) аффилированные лица - это физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Указанной выше нормой Закона установлено, что аффилированными лицами юридического лица являются:
- член его Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;
- лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо;
- лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;
- юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;
- если юридическое лицо является участником финансово-промышленной группы, к его аффилированным лицам также относятся члены Советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы;
- аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются:
- лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо;
- юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.
При этом, Заявителем не представлено надлежащих доказательств, в подтверждения заявленного довода, а также доказательств того, что реальные участники закупки, являются аффилированными лицами Заказчика.
3. В силу части 1 статьи 44 Закона о контрактной системе заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает пять миллионов рублей, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
В соответствии с частью 2 статьи 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки.
Согласно части 3 статьи 44 Закона о контрактной систем в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с настоящим Федеральным законом и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).
Частью 16 статьи 44 Закона о контрактной системе установлено, что размер обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе должен составлять:
1) от одной второй процента до одного процента начальной (максимальной) цены контракта, если размер начальной (максимальной) цены контракта составляет от пяти миллионов рублей до двадцати миллионов рублей;
2) от одной второй процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта составляет более двадцати миллионов рублей.
Пунктом 26 Информационной карты установлен размер обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, а именно сумма обеспечения заявки на участие в конкурсе составляет 0,5 % - 248 100 рублей 00 копеек. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе осуществляется участником закупки.
Учитывая приведенные выше положения Закона о контрактной системе, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в конкурсной документации, надлежащим образом установлено требование к обеспечению заявки, поскольку 0,5 % от 49 620 000 рублей 00 копеек (начальная (максимальная) цена контракта) составляет 248 100 рублей 00 копеек. При этом в пункте 26 Информационной карты, также указано, что выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе осуществляется участником закупки, в соответствии с требованиями части 2 статьи 44 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
Пунктом 45 Информационной карты конкурсной документации установлено, что сумма обеспечения исполнения контракта составляет 5 % -2 481 000 рублей 00 копеек.
Согласно пункту 46 Информационной карты обеспечение исполнения контракта предоставляется участником конкурса, с которым заключается Контракт в соответствии со статьей 45 Закона о контрактной системе.
Пунктом 49 Информационной карты определены условия банковской гарантии, представляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, которые соответствуют требованиям части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе, а именно банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
- сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 15 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона;
- обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
- обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
- условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
- срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;
- отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
- установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что требования к обеспечению исполнения контракта, установленные в конкурсной документации, соответствуют положениям Закона о контрактной системе, в связи с чем, довод о ненадлежащем установлении суммы и требований к обеспечению исполнения контракта не нашел своего подтверждения.
Учитывая в совокупности вышеизложенное Комиссия Сахалинского УФАС России, признает третий довод жалобы Заявителя необоснованным.
Комиссия, руководствуясь положениями ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Мамоновой Ольги Олеговны на положения конкурсной документации, утвержденной Муниципальным унитарным предприятием "Поронайская коммунальная компания-1" (ИНН 6507013791) по факту определения поставщика путем проведения открытого конкурса по объекту: "Оказание юридических услуг по вопросам исчисления и уплаты НДС" (извещение N 0561600001618000011) - необоснованной.
2. Довод на соблюдение требований к обоснованию закупок по существу не рассматривать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
М.В. Силичев |
Члены Комиссии |
С.А. Дубровина |
|
Е.А. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 14 сентября 2018 г. N 342/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2018