Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Силичева М.В. - Врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
членов Комиссии:
Дубровиной С.А. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Осиповой Е.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
в присутствии представителей заказчика: Степановой Л.Г., доверенность от 17.09.2018, Носик А.В., доверенность от 17.09.2018,
на основании поступившей информации от общества с ограниченной ответственностью "Мехуборка Сервис" (далее - Заявитель, Общество) о нарушении Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов" (извещение N 0461000001018000013) (далее - аукцион).
При этом в информации содержатся следующие доводы:
1. В документации об электронном аукционе, неверно определен срок предоставления разъяснений положений аукционной документации.
2. Заказчиком неверно определен срок окончания подачи заявок.
3. Заказчиком указана величина снижения начальной (максимальной) цены контракта (шаг аукциона), которая составляет от 0,5 % до 5 % начальной (максимальной) цены контракта, однако не указана приписка "но не менее чем сто рублей".
4. Данная закупка проходит по правилам Закона о контрактной системе и во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 N 1133 "Об утверждении правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора" (далее - Правила проведения торгов), исходя из этого можно сделать вывод о том, что распорядителем бюджетных средств, является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области, однако, в пункте 11 Информационной карты указано, что закупка проводится за счет собственных средств Заказчика.
5. В Информационной карте, ненадлежащим образом установлены требования к составу заявки, а именно в соответствии Правилами проведения торгов заявка на участие в аукционе должна содержать, в том числе выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуального предпринимателя), которая получена не ранее чем за один месяц до дня подачи заявки на участие в аукционе, или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки, однако указанные требования в документации об электронном аукционе не содержатся.
6. В документации об электронном аукционе не установлены требования к форме обеспечения заявки.
7. В пункте 13 Информационной карты незаконно установлено требования к участникам закупки, а именно наличие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности с разрешенным видом деятельности на территории Сахалинской области.
Уведомлением-требованием от 11.09.2018 N 05-4023 проведение внеплановой проверки назначено на 17.09.2018 в 15 часов 00 минут.
Представители заказчика на заседании Комиссии представили запрашиваемые документы, а также представили устные пояснения, из которых следует, что положения документации об электронном аукционе соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.
Согласно части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно грамматическому толкованию нормы части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе словосочетание "не менее чем за" означает, что действие должно быть совершено до, в данном случае до пятнадцати дней.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство о контрактной системе в сфере закупок государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе, и на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 указанного Федерального закона.
Поскольку нормы Закона о контрактной системе не содержат каких-либо правил исчисления сроков, наличие специального регулирования отношения в сфере закупок для государственных или муниципальных нужд, не исключает применения к указанным правоотношения положений Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности главы 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Из статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Согласно информации размещенной на официальном сайте ЕИС, извещение о проведении электронного аукциона опубликовано 20.08.2018.
Следовательно, пятнадцатым днем, установленным частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе является 04.09.2018 (включительно), следовательно, срок окончания подачи должен быть установлен 05.09.2018
Однако, в нарушение положений Закона о контрактной системе, Заказчиком установлен срок окончания подачи заявок - 04.09.2018.
Учитывая изложенное, Комиссией установлено, что Заказчиком сокращен срок подачи заявок на участие в электроном аукционе, в связи с чем, последний признается нарушившим часть 3 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, остальные доводы указанные в информации о нарушении Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не нашли своего подтверждения.
Следует отметить, что в силу части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Размещение закупок по правилам Закона о контрактной системе гарантирует открытость и прозрачность проведения закупки, так как открытость и прозрачность информации, указанной в части, обеспечивается, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
При этом, не маловажным является принцип обеспечения конкуренции, в данном случае конкуренция состоялась, на участие в аукционе подано 3 (три) заявки.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не запрещает Акционерным обществам осуществлять закупку в соответствии с указанным Законом.
Более того, документация об электронном аукционе разработана в том, числе в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 N 1133 "Об утверждении правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора".
В силу пункта 4 Правил проведения торгов, торги проводятся в форме аукциона в электронной форме в порядке, установленном Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с учетом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что проведение электронного аукциона по объекту "Оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов" по правилам Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не противоречит нормам действующего законодательства.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3.35 Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Несмотря на выявленные в ходе проведения внеплановой проверки нарушения Закона о контрактной системе, Комиссия приходит к выводу, что такие нарушение не повлияли на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), при этом Комиссией учитывается, что до участия в аукционе допущено 3 (три) участника, что свидетельствует об отсутствии ограничении конкуренции.
Таким образом, Комиссией принято решение обязательное для исполнения предписание не выдавать.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки в отношении Заказчика - Акционерного общества "Управление по обращению с отходами" при проведении электронного аукциона по объекту: "Оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов" (извещение N 0461000001018000013), установлены нарушения части 3 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
М.В. Силичев |
Члены комиссии |
С.А. Дубровина |
|
Е.А. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 17 сентября 2018 г. N ВП-86/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2018