Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ" на действия государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Республиканская клиническая больница" Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия - Алания (далее - ГБУЗ "РКБ" МЗ РСО-Алания) при проведении электронного аукциона N0310200000318001390 на поставку медикаментов (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
30 августа 2018 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "РКБ" МЗ РСО-Алания при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что ГБУЗ "РКБ" МЗ РСО-Алания нарушило порядок заключения контракта по итогам проведения Аукциона.
В жалобе Заявитель указал, что по результатам проведения Аукциона он был признан победителем.
Техническим заданием Аукционной документации (далее -ТЗ) установлено, что предметом Аукциона является поставка медикаментов, а именно:
с указанием на то, что на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2017 года N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ от 15.11.2017 года N1380), допускается возможность поставки лекарственных препаратов во флаконах с условием безвозмездной передачи в ЛПУ штук наборов (совместимых с устройством введения инжектором Stellant): шприц 200 мл с трубкой быстрого наполнения к инжектору Stellant (SSS-QFT или SSS-SPK) в количестве, соответствующем количеству пациентов, для обеспечения которых закупаются лекарственные препараты в картриджах.
В своей заявке на участие в Аукционе Заявитель предложил к поставке:
При этом, предложения поставлять устройств для введения препарата заявка на участие в Аукционе ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ" не содержала.
Однако, Заказчиком в ЕИС был размещен проект контракта, в спецификации которого, помимо самого лекарственного препарата Йопромид, также были включены средства введения данного препарата.
В связи с этим, Заявителем в адрес Заказчика был направлен протокол разногласий, в котором предлагалось исключить из проекта контракта средства введения Йопромида.
Однако, Заказчик отказал Заявителю во внесении изменений в проект контракта согласно протоколу разногласий.
В объяснении по существу жалобы Управление Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Управление РСО-Алания) указало, что согласно требованиям подпункта е пункта 5 Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 года N1380 при описании объекта закупки не допускается указывать, в том числе форму выпуска (первичной упаковки) лекарственного препарата (например, "ампула" "флакон" "блистер" и др.).
Вместе с тем, согласно части 6 Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 года N1380 описание объекта закупки может содержать указание на указанную характеристику, в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты, при этом документация о закупке должна содержать:
а) обоснование необходимости указания таких характеристик;
б) показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых лекарственных препаратов установленным характеристикам и максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявка на проведение Аукциона поступила в Управление РСО-Алания и ТЗ не содержали обоснования указания характеристик в части формы выпуска (первичной упаковки) лекарственного препарата.
Требований к характеристикам по форме выпуска в картриджах либо в иных формах выпуска также не конкретизировано в ТЗ.
Следовательно, с учетом ТЗ Заказчика, исходя из положений подпункта "а" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 года N1380 указание на возможность поставки лекарственных препаратов с условием безвозмездной передачи в ЛПУ штук наборов совместимых устройств введения в количестве, соответствующем количеству пациентов, для обеспечения которых закупаются лекарственные препараты, является условием поставки, так как документация о закупке Заказчика не содержит обоснования указания характеристик в части формы, а также форма закупаемого лекарственного препарата в картриджах либо в иных формах выпуска Заказчиком не определена.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки участника содержит согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе. Следовательно, заявка на участие в Аукционе ООО "Торговый дом "ВИАЛ" соответствует требованиям Аукционной документации Заказчика.
Из подпункта е) пункта 5, подпункта а) пункта 6 и подпункта г) пункта 3 Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 года N1380 следует, что заказчик обязан обосновать, что требование к форме выпуска крайне необходимо и что иначе описать закупаемый лекарственный препарат не представляется возможным. Кроме того, при наличии такого требования к форме выпуска в соответствии с подпунктом г) пункта 3 Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 года N1380 должно быть указание на возможность поставки лекарственного препарата с устройством введения, соответствующим объему вводимого лекарственного препарата.
В объяснении по существу жалобы ГБУЗ "РКБ" МЗ РСО-Алания указала, что Заказчик, при формировании ТЗ и описании объекта закупки строго руководствовался действующим законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя.
Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик не только вправе выбрать его предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами Закона о контрактной системе именно таким образом, чтобы участник размещения заказа смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям заказчика.
Составляя техническую часть Аукционной документации, Заказчик руководствуясь требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе, указал функциональные, технические и качественные характеристики лекарственного препарата, которые отражают требования к закупаемой продукции и соответствует качеству и уровню лечебно-диагностической помощи, оказываемой в данном ЛПУ.
В Аукционной документации содержатся только требования к характеристикам товара, соответствующие потребностям Заказчика и не противоречащие статье 33 Закона о контрактной системе:
1. На Аукцион выставляется в отдельном лоте ЛС под одним международным непатентованным наименованием - Иопромид;
2. Лекарственная форма и дозировка не являются эксклюзивными;
3. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 года N1380, обоснование требования предоставления препарата во флаконах, с условием безвозмездной передачи в ЛПУ наборов (совместимых с устройством введения инжектором Stellant) так как, Йопромид является рентгеноконтрастным веществом и применяется для увеличения четкости и контрастности отдельных контуров и всего изображения в целом при проведении компьютерной томографии пациентов. Проведение компьютерной томографии с контрастированием возможно только при пользовании специальной инъекторной системы, управляющей подачей контрастного вещества, обеспечивающего необходимую скорость подачи лекарственного препарата пациенту. Для этой цели в ГБУЗ "РКБ" МЗ РСО-Алания используется автоматический инжектор Stellant. В соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указано на необходимость совместимости закупаемого рентгенконтрастного препарата с имеющимся у Заказчика оборудованием.
Также следует отметить, что Заказчик не рассматривает заявки на участие в Аукционе и не принимает решений о допуске или не допуске участников. Это является прямой обязанностью уполномоченного органа - Управление РСО-Алания.
По итогам торгов победителем Аукциона была признана заявка ООО "Торговый дом "ВИАЛ".
Заказчиком, при формировании проекта контракта, были включены требования в ТЗ (приложение N2 к Контракту), указанные в Аукционной документации. На что победитель данной закупки в первой части заявки выразил согласие на поставку товаров, соответствующих требованиям Аукционной документации в электронной форме.
Далее Заявителем был направлен протокол разногласий в адрес Заказчика, с изменением существенных условий контракта, что является нарушением части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Заказчиком было направлено письмо в адрес победителя с обоснованным отказом внести предложенные изменения в существенные условия контракта.
Также, Заказчик указывает на то, что определение и обоснование начальной (максимальной) цены государственного контракта проведено в соответствии с Порядком определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденным приказом Минздрава России от 26.10.2017 года N 871н.
Расчет НМЦК произведен с учетом указанной формы выпуска (йопромид раствор для инъекций, 370 мг йода/мл, картриджи).
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 18 июня 2018 года в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) Управлением Республики Северная Осетия - Алания, как уполномоченным органом, были размещены извещение N0310200000318001390 о проведении электронного аукциона на поставку медикаментов (далее - Извещение) и документация для проведения указанного Аукциона (в редакции N2 с внесенными изменениями), утвержденная 01.08.2018 года главным врачом ГБУЗ "РКБ" МЗ РСО-Алания (далее - Аукционная документация).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 6 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83.1 Закона о контрактной системе вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
Согласно подпункта "а" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 года N1380 при описании объекта закупки в отношении лекарственных препаратов в картриджах либо в иных формах выпуска, совместимых с устройствами введения (применения), - должно быть указание на возможность поставки лекарственных препаратов с условием безвозмездной передачи пациентам совместимых устройств введения в количестве, соответствующем количеству пациентов, для обеспечения которых закупаются лекарственные препараты в картриджах.
Из подпункта "е" пункта 5 Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 года N1380 следует, что при описании объекта закупки не допускается указывать форму выпуска (первичной упаковки) лекарственного препарата (например, "ампула", "флакон", "блистер" и др.).
Подпунктом "а" пункта 6 Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 года N1380 установлено, что описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные подпунктами "в" - "и" пункта 5 Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 года N1380, в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. При этом документация о закупке должна содержать обоснование необходимости указания таких характеристик.
Из ТЗ следует, что в рамках исполнения контракта необходимо поставить:
с указанием на то, что на основании Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 года N1380 допускается возможность поставки лекарственных препаратов во флаконах с условием безвозмездной передачи в ЛПУ штук наборов (совместимых с устройством введения инжектором Stellant): шприц 200 мл с трубкой быстрого наполнения к инжектору Stellant (SSS-QFT или SSS-SPK) в количестве, соответствующем количеству пациентов, для обеспечения которых закупаются лекарственные препараты в картриджах.
То есть, ТЗ не содержит требования к форме выпуска лекарственного препарата, однако, в нарушение подпункта "а" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 года N1380 Заказчиком в ТЗ установлено условие о возможности поставки лекарственных препаратов во флаконах с условием безвозмездной передачи в ЛПУ штук наборов (совместимых с устройством введения инжектором Stellant): шприц 200 мл с трубкой быстрого наполнения к инжектору Stellant (SSS-QFT или SSS-SPK) в количестве, соответствующем количеству пациентов, для обеспечения которых закупаются лекарственные препараты в картриджах без указания на то, что объектом закупки являются лекарственные препараты в картриджах либо в иных формах выпуска, совместимых с устройствами введения (применения).
Действия должностного лица ГБУЗ "РКБ" МЗ РСО-Алания, выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением подпункта "а" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 года N1380, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ).
2. Согласно Протоколу от 16.08.2018 года N2 подведения итогов Аукциона, решением Единой комиссии уполномоченного органа - Управления Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд принято решение о признании победителем Аукциона ООО "Торговый дом "ВИАЛ".
Из заявки на участие в Аукционе ООО "Торговый дом "ВИАЛ" следует, что к поставке предлагается
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Однако, в нарушение части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе 31.08.2018года Заказчиком с ООО "Торговый дом "ВИАЛ" заключен государственный контракт на поставку лекарственных препаратов, в спецификацию которого включено обязательное условие о том, что в рамках исполнения Контракта, помимо лекарственного препарата Йопромид, также необходимо поставить шприцы 200 мл с трубкой быстрого наполнения к инжектору Stellant (SSS-QFT или SSS-SPK), в то время как заявка на участие в Аукционе ООО "Торговый дом "ВИАЛ" не содержит данного предложения.
Кроме того, обязательного условия о поставке в рамках исполнения Контракта, помимо лекарственного препарата Йопромид, также шприцев 200 мл с трубкой быстрого наполнения к инжектору Stellant (SSS-QFT или SSS-SPK) Аукционная документация также не содержит.
Действия должностного лица ГБУЗ "РКБ" МЗ РСО-Алания, выразившиеся в заключении контракта по результатам Аукциона с нарушением объявленных условий определения поставщика и условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок заключается контракт, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.32 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ" на действия государственного заказчика - ГБУЗ "РКБ" МЗ РСО-Алания при проведении электронного аукциона N0310200000318001390 на поставку медикаментов.
2. Признать в действиях ГБУЗ "РКБ" МЗ РСО-Алания при проведении электронного аукциона N0310200000318001390 нарушение части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе и подпункта "а" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 года N1380.
3. В связи с тем, что на момент рассмотрения дела NА242-09/18 государственный контракт по итогам проведения Аукциона уже заключен, государственному заказчику - ГБУЗ "РКБ" МЗ РСО-Алания предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
4. Передать материалы дела NА242-09/18 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностных лиц ГБУЗ "РКБ" МЗ РСО-Алания, виновных в совершении выявленных нарушений, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 6 сентября 2018 г. N А242-09/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.09.2018