Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "Артель" на действия муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения муниципального образования Моздокского городского поселения "Управление городского хозяйства" (далее - МКУ МО МГП "УГХ", Заказчик) при осуществлении закупки на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия дорог в Моздокском городском поселении: 1. ул. Кирова (от МУП "Торговый ряд" до поворота на пл. 50 лет Октября); 2. пл. 50 лет Октября (от ул. Кирова до ул. Октябрьской); 3. ул. Б. Хмельницкого (от км 0,00 - км 2,424); 4. ул. Кирова (от ул. Шевченко до пл. 50 лет Октября); 5. ул. Шевченко (от ул. Соколовского до ул. Комсомольской); 6. ул. Пролетарской (участок дороги от ул. Фрунзе до ул. К. Хетагурова и участок дороги от ул. Мира в сторону ул. К. Хетагурова) (электронный аукцион N0310200000318002136) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
11 сентября 2018 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Артель" (далее - ООО "СТК-3", Заявитель) на действия МКУ МО МГП "УГХ" при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В жалобе Заявитель указал, что во многих пунктах Технического задания Аукционной документации (далее - ТЗ) Заказчиком необоснованно установлены излишние требования к товарам, используемым в ходе выполнения работ.
Кроме того, Заявитель указывает на то, что в пункте 1 ТЗ "Гвозди" Заказчиком установлено требование о соответствии гвоздей ГОСТу 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры", в то время как характеристики, описанные в пункте 1 ТЗ соответствуют ГОСТу 283-75 "Гвозди проволочные. Технические условия".
Также Заявитель указывает, что Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе содержит ряд противоречий, что в свою очередь не позволяет потенциальным участникам Аукциона сформировать окончательное предложение по некоторым товарам, требуемых Заказчиком к использованию в ходе выполнения работ.
Объяснений по существу жалобы МКУ МО МГП "УГХ" не представило.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 27 августа 2018 года в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) Управлением Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд, как уполномоченным органом, было размещено извещение N0310200000318002136 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия дорог в Моздокском городском поселении: 1. ул. Кирова (от МУП "Торговый ряд" до поворота на пл. 50 лет Октября); 2. пл. 50 лет Октября (от ул. Кирова до ул. Октябрьской); 3. ул. Б. Хмельницкого (от км 0,00 - км 2,424); 4. ул. Кирова (от ул. Шевченко до пл. 50 лет Октября); 5. ул. Шевченко (от ул. Соколовского до ул. Комсомольской); 6. ул. Пролетарской (участок дороги от ул. Фрунзе до ул. К. Хетагурова и участок дороги от ул. Мира в сторону ул. К. Хетагурова) (далее - Извещение) и Документация для проведения указанного Аукциона, утвержденная 27.08.2018 года заместителем директора МКУ МО МГП "УГХ" (далее - Аукционная документация).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе одним из правил, необходимых для использования заказчиком при описании в документации о закупке объекта закупки является использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В пункте 15 приложения N1 к ТЗ Заказчиком установлено, что при выполнении работ необходимо использовать бетон тяжелый, в описании характеристик которого, помимо прочего, указано: класс прочности на сжатие минимум В15(М200), максимум В25(М300); морозостойкость бетона не менее F50 и не более F200.
В части 6 ТЗ "Требования к материалам" Заказчиком в свою очередь установлено требование о соответствии бетона тяжелого ГОСТу 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия".
Однако, ГОСТ 26633-2015 не содержит таких обозначений показателей класса прочности на сжатие, как М200 и М300, а также обозначений показателей морозостойкости бетона, как F50 и F200.
То есть, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчиком в ТЗ установлены обозначения показателей характеристик, не предусмотренных действующим ГОСТ 26633-2015 требования.
Однако, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Аукционная документация не содержит обоснования необходимости использования таких показателей.
Действия должностного лица МКУ МО МГП "УГХ", выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена часть 4.2. статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пунктам 1 и 2 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В Приложении N1 к ТЗ указано, что в ходе исполнения условий контракта необходимо использовать:
- пункт 3: битумы нефтяные дорожные вязкие марки БНД 60/90, со следующими показателями: глубина проникания иглы, 0,1 мм при 25°С, 61-90; глубина проникания иглы, 0,1 мм при 0°С*, не менее 20; температура размягчения по кольцу и шару, °С, не ниже 47; растяжимость, см, при 25°С* не менее 55; растяжимость, см, при 0°С* не менее 3,5; температура хрупкости, °С*, не выше -15; температура вспышки, °С*, не ниже 230; изменение температуры размягчения после прогрева, °С*, не более 5; индекс пенетрации от - 1,0 включительно до + 1,0 включительно;
- пункт 11: вода, со следующими характеристиками: водородный показатель воды рН* должен быть не менее 4 не более 12,5. Допускается к применению вода при наличии на поверхности только следов (радужной пленки) нефтепродуктов, масел и жиров.
Окисляемость воды* должна быть не более 15 мг/л. Допускается к применению вода при интенсивности запаха* не более двух баллов.
Содержание в воде нитратов, сульфидов, сахаров, фосфатов и цинка согласно таблице
Наименование примеси |
Максимальное содержание, мг/л (наименование показателя изменению не подлежит) |
Сахар |
Не более 100 |
Фосфаты в расчете на P2O5 |
Не более 100 |
Нитраты в расчете на NO3- |
Не более 500 |
Сульфиды в расчете на S2- |
Не более 100 |
Свинец в расчете на Pb2+ |
Не более 100 |
Цинк в расчете на Zn2+ |
Не более 100 |
- пункт 12: щебень, со следующими характеристиками: щебень должен выдерживать не менее 10 циклов насыщения в растворе сернокислого натрия - высушивания. Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы*, % по массе, не более 35. Содержание глины в комках* не более 0,25% по массе. Потеря массы после проведения испытания на насыщение в растворе сернокислого натрия - высушивания* должна быть не более 5%. Содержание пылевидных и глинистых частиц* не более 2% по массе. Морозостойкость более F25. Потеря массы при испытании щебня на определение марки по дробимости*, %, в сухом и насыщенном водой состоянии\из интрузивных пород\из эффузивных пород: до 34 включительно. Потеря массы при испытании щебня на определение марки по истираемости*, %, не более 35.
- пункт 13: смесь песчано-гравийная, со следующими характеристиками: потеря массы при испытании на определение марки по дробимости*, %, не более 12. Содержание зерен слабых пород* не более 10% по массе. Содержание пылевидных и глинистых частиц* не более 1% по массе. Содержание глины в комках* не более 0,25% по массе. Морозостойкость более F50. Фракция гравия размером: 5
10,
10
20,
20
40,
40
70.
Аналогичные требования установлены Заказчиком по всем пунктам ТЗ.
При этом, согласно абзацу б подпункта 2 пункта 6.1 Аукционной документации , первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
То есть, Заказчик в документации об Аукционе установил требования к описанию участниками закупки объекта закупки, в том числе сведений о химическом составе и компонентах товара, показателях технологии производства, испытаниях товара, и иные показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, что в свою очередь обязывает потенциальных участников Аукциона иметь в наличии товар на момент подачи заявки на участие в Аукционе.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Аукционной документации подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, ограничивает доступ к участию в закупке и количество участников закупки.
То есть, Аукционная документация не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 64 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Действия должностного лица МКУ МО МГП "УГХ", выразившиеся во включении в описание объекта закупки требований к товарам, влекущих за собой ограничение количества участников Аукциона в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Частью 6 ТЗ "Требования к материалам" установлено требование о соответствии применяемых при исполнении Контракта материалов Приложению N1 к ТЗ.
В пункте 1 Приложения N1 к ТЗ указанно, что используемые в ходе выполнения работ гвозди строительные должны соответствовать требованиям ГОСТ 4028-63.
Конструкция и размеры. Диаметр стержня: требуется не менее 1,2 не более 1,6 мм. Длина гвоздя: требуется не менее 16 мм; предельные отклонения на длину гвоздей не более 1,6; отклонение от соосности головки относительно стержня* не должно быть более 0,2; отклонения от круглости головок* не должны быть более 1,1; заостренная часть гвоздя может иметь круглое или квадратное сечение; Угол заострения по граням* не должен быть более 40°.
Однако, часть показателей, требование о соответствии используемого товара которым установлено Заказчиком в пункте 1 Приложения N1 к ТЗ не содержатся в ГОСТ 4028-63, а содержатся в ГОСТ 283-75 "Гвозди проволочные. Технические условия", требование о соответствии товаров которому, в свою очередь, в ТЗ не установлено.
Также, в пункте 9 Приложения N1 к ТЗ Заказчик требует использовать в ходе выполнения работ асфальтобетонные смеси, тип Б, марка III, ГОСТ 9128-2013; предел прочности при сжатии, при температуре 50°С*, не менее 1,2 МПа; предел прочности при сжатии, при температуре 20°С*, не менее 2,2 МПа; водостойкость*, не менее 0,80; водостойкость при длительном водонасыщении*, не менее 0,70; сдвигоустойчивость* (по сцеплению при сдвиге при температуре 50°С, МПа, и по коэффициенту внутреннего трения), не менее 0,36.
Однако, из ГОСТ 9128-2013 следует, что указанные выше характеристики соответствуют асфальтобетонной смеси марки II.
То есть, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчиком в ТЗ установлены нестандартные требования к используемым товарам, однако, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Аукционная документация не содержит обоснования необходимости использования таких показателей.
Действия должностного лица МКУ МО МГП "УГХ", выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Инструкцией по заполнению заявки на участие в Аукционе, прикрепленной к Аукционной документации, установлено, что при установлении требований к показателям, значения которых участник закупки менять не вправе, заказчик использовал фразу "(не) должен (-на, -но, -ны) быть". При предоставлении сведений по данному типу показателей, участник закупки должен представить в заявке значение показателя, следующих за указанной фразой, без изменений, но без использования слов: "(не) должен (-на, -но, -ны) быть". Данное правило является приоритетным в случае возникновения противоречия с другими правилами инструкции, кроме положения о возможности указать в значении показателя прочерк или любым иным образом определить, что данный показатель не применяется.
Из пункта 9 Приложения N1 к ТЗ следует, что при выполнении работ необходимо использовать асфальтобетонные смеси, в описании характеристик которых, помимо прочего, Заказчиком указано, что минеральный порошок должен быть марки: МП-1 из карбонатных горных пород неактивированный\активированный, МП-2 из некарбонатных горных пород и твердых отходов промышленного производства. Показатели свойств порошков с учетом применения показателей. Пористость*, %, не более 40. Набухание образцов из смеси порошка с битумом*, %, не более 3,0. Водостойкость образцов из смеси порошка с битумом*, %, не более 0,7. Показатель битумоемкости*, г, не более 80. Влажность*, % по массе, не более 2,5.
В таблице N1 ГОСТа Р 52129-2003 "Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей. Технические условия" установлено, что:
То есть, Заказчиком фактически допускается использование только минерального порошка марки МП-2, при том, что в пункте 9 Приложения N1 к ТЗ указана возможность использовать также минеральный порошок марки МП-1.
Аналогичные несоответствия встречаются во множестве пунктов ТЗ, что не дает потенциальным участникам Аукциона сформировать окончательное предложение по целому ряду товаров, используемым в ходе выполнения работ, соответствующее требованиям Инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе, а также требованиям технических регламентов, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия используемого товара потребностям Заказчика.
То есть, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчиком в ТЗ установлены нестандартные требования к используемым товарам, однако, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Аукционная документация не содержит обоснования необходимости использования таких показателей.
Действия должностного лица МКУ МО МГП "УГХ", выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "Артель" на действия МКУ МО МГП "УГХ" при проведении электронного аукциона N0310200000318002136 на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия дорог в Моздокском городском поселении: 1. ул. Кирова (от МУП "Торговый ряд" до поворота на пл. 50 лет Октября); 2. пл. 50 лет Октября (от ул. Кирова до ул. Октябрьской); 3. ул. Б. Хмельницкого (от км 0,00 - км 2,424); 4. ул. Кирова (от ул. Шевченко до пл. 50 лет Октября); 5. ул. Шевченко (от ул. Соколовского до ул. Комсомольской); 6. ул. Пролетарской (участок дороги от ул. Фрунзе до ул. К. Хетагурова и участок дороги от ул. Мира в сторону ул. К. Хетагурова).
2. Признать в действиях МКУ МО МГП "УГХ" при проведении электронного аукциона N0310200000318002136 нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 и пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по итогам рассмотрения дела NА248-09/18 ранее Северо-Осетинским УФАС России уже выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, по итогам рассмотрения NА249-09/18 предписание муниципальному заказчику - МКУ МО МГП "УГХ" не выдавать.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 17 сентября 2018 г. N А249-09/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2018