Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Буянкиной Н.Е. - Врио заместителя руководителя управления,
членов Комиссии:
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Тетериной О.В. - государственного инспектора отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "МЕДПРОЕКТ", не явились, извещены;
от заказчика - Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Петенева Алексея Валерьевича,
рассмотрев жалобу ООО "МЕДПРОЕКТ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 0217100000118000240 "Поставка слуховых аппаратов цифровых заушных (сверхмощных, мощных и средней мощности), в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления для обеспечения инвалидов" согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
11.09.2018 г. ООО "МЕДПРОЕКТ" (далее - заявитель) обратилось в УФАС по Алтайскому краю с жалобой на нарушение законодательства РФ о контрактной системе заказчиком при проведении электронного аукциона N 0217100000118000240 "Поставка слуховых аппаратов цифровых заушных (сверхмощных, мощных и средней мощности), в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления для обеспечения инвалидов".
Заявитель указывает, что аукционная документация составлена с нарушениями требований Закона о контрактной системе: в извещении о проведении электронного аукциона, размещенном в единой информационной системе (далее - ЕИС), не указан порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, а так же условия банковской гарантии, порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта, срок поставки товара. Заявитель считает, что заказчик неправомерно установил требование об оказании услуг по настройке слуховых аппаратов, требование о предоставлении копии лицензии на осуществление медицинской деятельности по специальности "сурдология-оториноларингология" на территории Алтайского края, что ограничивает круг участников аукциона. Заявитель считает, что АО "АЛТАЙМЕДТЕХНИКА" и заказчик находятся в сговоре.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, предоставил письменные пояснения,
Ознакомившись с пояснениями, изучив представленные документы, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия УФАС по Алтайскому краю пришла к следующим выводам.
30.08.2018 г. заказчиком на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0217100000118000240 "Поставка слуховых аппаратов цифровых заушных (сверхмощных, мощных и средней мощности), в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления для обеспечения инвалидов".
1. Заявитель указывает, что в извещении о проведении электронного аукциона, размещенном в единой информационной системе (далее - ЕИС), не указан порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, а так же условия банковской гарантии, порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта. Аукционная документация также не содержит данную информацию. В извещении не указан срок поставки товара.
Согласно пункту 8 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о проведении закупки должно содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, порядке предоставления такого обеспечения, требованиях к такому обеспечению, а также информацию о банковском сопровождении контракта.
На официальном сайте ЕИС размещено в электронной форме извещение о проведении электронного аукциона, которое содержит сведения о размере и порядке внесения обеспечения заявок, размере и порядке внесения обеспечения исполнения контракта. В извещении, размещенном на официальном сайте ЕИС в виде текстового файла, в пункте 18 указан размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок, в пункте 19 указан размер, срок и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта, требования к банковской гарантии, в пункте 20 содержатся сведения о банковских реквизитах заказчика, в пункте 21 - информация о банковском сопровождении контракта.
Аналогичная информация указана в информационной карте аукционной документации.
Согласно пункту 5.5. извещения о проведении электронного аукциона поставка осуществляется в течение 25 (двадцати пяти) календарных дней со дня получения Направлений, выдаваемых Заказчиком с даты вступления в силу Государственного контракта по 12.11.2018 г. Аналогичная информация содержится в пункте 8 информационной карты аукционной документации. Таким образом, доводы заявителя не находят подтверждения.
2. Заявитель считает, что заказчик неправомерно установил требование об оказании услуг по настройке слуховых аппаратов, поскольку согласно действующему законодательству медицинские услуги по подбору и настройке слуховых аппаратов оказываются бесплатно в лечебных учреждениях в рамках территориальной программы государственных гарантий за счет средств обязательного медицинского страхования. Требование о предоставлении копии лицензии на осуществление медицинской деятельности по специальности "сурдология-оториноларингология" на территории Алтайского края ограничивает круг участников аукциона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99 - ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Подбор и настройка слуховых аппаратов является медицинской услугой в соответствии с Приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н.
Согласно пункту 5.1.19 проекта контракта Поставщик обязан представить Заказчику заверенную копию лицензии на осуществление медицинской деятельности по специальности "сурдология-оториноларингология" на территории Алтайского края. В случае привлечения соисполнителя к исполнению настоящего Контракта, представить Заказчику заверенную копию такой лицензии, выданной в отношении соисполнителя, а также заверенную копию договора о соисполнительстве или сведения о таком договоре, в том числе: срок действия договора о соисполнительстве, наименование, контактные данные, юридический и фактический адрес соисполнителя, ФИО руководителя организации - соисполнителя), а также документ, подтверждающий полномочия на подписание Актов сдачи-приёмки Товара Получателем (Приложение N 2) и Актов поставки Товара (Приложение N 8) от имени Поставщика. Указанные документы представляются в течение 10 календарных дней с даты подписания договора о соисполнительстве.
Представитель заказчика пояснил, что на Фонд социального страхования РФ Правительством Российской Федерации возложены функции по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации (далее - TCP). Так как указанная категория граждан является наиболее социально незащищённой, одной из задач Фонда является приобретение таких TCP, которые обеспечивали бы максимальный реабилитационный эффект, были лёгкими и удобными в эксплуатации для людей с ограниченными возможностями. Средства реабилитации должны быть полностью готовы к эксплуатации и не требовать от инвалида проведения самостоятельной подготовки к эксплуатации и каких-либо настроек.
В соответствии с пунктом 5.1.3. проекта контракта поставщик обязан при передаче товара получателю распаковать его, привести в товарный вид, осуществить настройку. Учитывая, что осуществление настройки слуховых аппаратов является медицинской услугой, пунктом 5.1.19 проекта контракта предусмотрена обязанность Поставщика представить Заказчику заверенную копию лицензии на осуществление медицинской деятельности по специальности "сурдология-оториноларингология". В случае привлечения соисполнителя к исполнению настоящего Контракта, представить Заказчику заверенную копию такой лицензии, выданной в отношении соисполнителя. Так как обеспечение инвалидов слуховыми аппаратами включают в себя не только поставку слуховых аппаратов, но и их индивидуальную настройку, поставщик должен обладать соответствующей лицензией. Представитель заказчика, пояснил, что поскольку число субъектов, обладающих такой лицензией, гораздо меньше количества поставщиков, но не имеющих лицензию, но способных поставить слуховые аппараты, Заказчиком не установлено требование к участникам о предоставлении копии лицензии в составе заявки на участие в электронном аукционе. С целью исключения ограничения конкуренции Заказчиком в проекте контракта предусмотрена возможность привлечения соисполнителя. Таким образом, любой поставщик слуховых аппаратов может участвовать в аукционе с последующим привлечением соисполнителя, обладающего соответствующей лицензией для оказания лицензируемых видов услуг.
Необходимость настройки слуховых аппаратов непосредственно при их получении обусловлена также требованиями Закона о контрактной системе. Согласно части 3 статьи 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу, без проведения экспертизы невозможна приёмка и оплата поставленного товара.
Не осуществив настройку слухового аппарата, невозможно провести ни экспертизу, ни приёмку поставленного товара, так как невозможно проверить качество функционирования ненастроенного аппарата. Таким образом, настройка слухового аппарата является необходимым этапом исполнения государственного контракта, без которого невозможна приёмка и оплата поставленного товара.
К тому же Приказом Минтруда России от 13.02.2018 N 85н утверждены сроки пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены. Указанные сроки исчисляются с даты выдачи соответствующего технического средства реабилитации инвалиду. Таким образом, слуховой аппарат должен использоваться получателем с момента выдачи, что невозможно без его предварительной настройки.
Учитывая, что все слуховые аппараты подлежат обязательной настройке под индивидуальную потерю слуха инвалида, Комиссия по контролю закупок приходит к выводу, что поставка слуховых аппаратов и оказание услуг по подбору, настройке слуховых аппаратов технологически и функционально взаимосвязаны, каждая из которых является необходимой составной частью услуг по обеспечению лиц слуховыми аппаратами: чтобы выдать подходящий слуховой аппарат необходимо проверить степень слуха, произвести настройку, инструктаж и т.д. Таким образом, довод заявителя необоснован.
3. Заявитель указывает, что постоянным единственным участником аналогичных закупок является АО "АЛТАЙМЕДТЕХНИКА", т.к. только у него имеется лицензия по сурдологии-отолорингологии, в связи с чем заявитель считает, что АО "АЛТАЙМЕДТЕХНИКА" и заказчик находятся в сговоре.
Представитель заказчика пояснил, что в 2018 году в электронных аукционах на поставку слуховых аппаратов принимали участие следующие субъекты: Общество с ограниченной ответственностью "Завод слуховых аппаратов "РИТМ", Общество с ограниченной ответственностью "Мелисента", Общество с ограниченной ответственностью "Исток Аудио Трейдинг", в том числе и сам податель жалобы - Общество с ограниченной ответственностью "Медпроект".
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
признать жалобу ООО "МЕДПРОЕКТ" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_______________________ |
Н.Е. Буянкина |
члены комиссии: |
_______________________ |
М.Н. Кудельникова |
|
_______________________ |
О.В. Тетерина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 17 сентября 2018 г. N 555/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2018