Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Члена Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Бруева,
при участии представителей: ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского, а также ООО "Капитал строй",
рассмотрев жалобу ООО "Капитал строй" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по уборке территории (Закупка N0348200027018000378) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
По результатам рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 17.08.2018 N ТФ/39533/18, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В силу п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст.33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Техническое задание составлено таким образом, что совокупности требований к характеристикам, установленным к товарам соответствует товар единственного производителя, в частности:
- п. 28 "Средство дезинфицирующее" Технического задания Заказчиком установлены требования которым соответствует товар единственного производителя, а именно: "МЕГАБАК", производитель ООО "ИНТЕРСЭН-плюс", что ограничивает круг участников закупки.
- п. 23 "Средство дезинфицирующее" Технического задания Заказчиком установлены требования которым соответствует товар единственного производителя, а именно: "Пероксин", производитель ООО "Дельтасепт", что ограничивает круг участников закупки.
- п. 21 "Средство дезинфицирующее" Технического задания Заказчиком установлены требования которым соответствует товар единственного производителя, а именно: "Диадез", производитель ООО "ТК "Меридиан", что ограничивает круг участников закупки.
- п. 19 "Средство дезинфицирующее" Технического задания Заказчиком установлены требования которым соответствует товар единственного производителя, а именно: "Кеми-Сайд Инструмент Ультра" производитель ООО "Компания Кемитрейд", что ограничивает круг участников закупки.
- п. 38 "Средство дезинфицирующее" Технического задания Заказчиком установлены требования которым соответствует товар единственного производителя, а именно: "Ньюжавел", производитель ООО "Аквилон", что ограничивает круг участников закупки.
В соответствии с ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов и сведений, подтверждающих что установленным в аукционной документации требованиям к товарам в совокупности соответствуют товары иных производителей.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком, в нарушение положений п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, установлены требования, влекущие ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что на участие в электронном аукционе участниками закупки подано 22 заявки, при этом допущенные при формировании аукционной документации нарушения не явились причиной признания заявок не соответствующими документации, что свидетельствует о том, что допущенные нарушения не повлияли на результаты закупки.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком установлены избыточные требования к характеристикам товаров, которые являются в том числе требованиями к химическим показателям, а также к значениям показателей, которые определяются посредством проведения испытаний конкретной партии товара, как например:
- п. "Нейтральное обезжиривающее средство": Плотность От1,00 1,10 г/см3. Концентрация рабочих растворов для очистки и обезжиривания различных поверхностей от0,3 до 3 %. Количество средства для приготовления 1л рабочего раствора для очистки и обезжиривания различных поверхностей от3 до 25 мл;
- п. "Моющее средство": Время экспозиции от 1 до 10 мин;
- п. "Универсальное моющее средство": Минимальная концентрация рабочего раствора от 0,3 %. Максимальная концентрация рабочего раствора (млсредствана10лводы) неболее 50 мл. Максимальная концентрация рабочего раствора неболее0,5 %. Минимальная концентрация рабочего раствора (млсредствана10лводы) 30 мл. и т. д.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Управления представителем Заявителя не представлены документы и сведения, свидетельствующие о том, что состав средств бытовой химии и расход их использования не представляется возможным указать участникам закупки на этапе подготовки заявки, не имея товар в наличии, а также подтверждающие, что значения вышеперечисленных показателей не указываются на упаковках соответствующих товаров и могут быть известны участнику закупки только после проведения испытаний конкретной партии товара.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
3. Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены требования к товарам, не относящимся к предмету закупки, а именно: Нейтральное обезжиривающее средство. Моющее средство. Чистящее средство. Средство для чистки поверхностей. Универсальный очиститель на спиртовой основе. Средство жидкое моющее. Моющее средство. Средство жидкое моющее. Универсальное моющее средство. Средство для чистки изделий из пластмассы. Универсальное моющее средство. Средство нейтральное моющее. Универсальное моющее средство. Средство нейтральное моющее. Средство для дезинфекции и мытья урн. Биологический нейтрализатор запахов. Мусорные мешки. Средство дезинфицирующее. Щебень фракции от 3 до 10 мм. Средство дезинфицирующее. Песок. Средство дезинфицирующее. Средство для мытья асфальтового покрытия. Средство для очистки уличных поверхностей. Противогололедный материал. Эмаль. Средство дезинфицирующее. Концентрированное жидкое низкопенное кислотное средство для удаления минеральных отложений и ржавчины. Мешки для мусора. Биологический нейтрализатор. Средство для удаления ржавчины и известковых отложений. Чистящее отбеливающее средство против плесени. Средство для удаления наклеек, стикеров и скотч-клея. Пакет для мусора. Пакет для мусора. Известь хлорная. Средство дезинфицирующее. Материал для дорожной разметки. Материал для укрытия растений. Уголок равнополочный. Смеси асфальтобетонные. Травосмесь газонных трав. Стимулятор роста гетероауксин. Медный купорос. Травосмесь газонных трав и полевых цветов. Минеральное удобрение. Суперфосфат двойной. Плиты бетонные тротуарные. Камни бортовые. Покрытие из резиновой крошки. Труба.
По мнению Заявителя, в аукционной документации отсутствует указание на виду работ, в рамках выполнения которых используются вышеперечисленные товары, а также отсутствует указание на их количество.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что указанные товары используются при выполнении работ по поставке, монтажу и наладке оборудования автоматической установки пожарной сигнализации, кроме того, вышеуказанные товары содержатся в ресурсной ведомости, а также, учтены при формировании начальной максимальной цены контракта.
В материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность доводов в жалобе, в том числе в части невозможности подготовить заявку на участие в аукционе и сформировать ценовое предложение.
Комиссией Управления установлено, что в Техническом задание указаны работы, площади территорий, подлежащих уборке, как например:
Перечень и периодичность оказываемых Услуг.
Мероприятия, направленные на оказание услуг по уборке территории, разделяются на:
- уборка территории в зимний период с 01 ноября 2018 г. по 31 декабря 2018 г. (включительно), в случае резких изменений погодных условий сроки зимней уборки корректируются Заказчиком;
- уборка территории в летний период с 13 августа 2018 г. по 31 октября 2018 г. (включительно), в случае резких изменений погодных условий сроки зимней уборки корректируются Заказчиком.
На Объекте действует пропускной режим. Услуги должны проводиться на дорогах, по которым осуществляется въезд и выезд с территории Объекта, поэтому проводить их нужно в утреннее время. Режим работы Объекта: шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем (воскресенье), рабочее время установлено с понедельника по четверг с 8-30 до 17 часов. Обеденный перерыв в рабочие дни предусмотрен с 13 до 13 часов 45 минут.
Общая площадь территории для оказания Услуг составляет: 80 000 м2.
Из них:
- Ручная уборка (газоны, тротуары, отмостки зданий и забора, входные группы холодные балконы,) составляет: 32000 м2;
- Механизированная уборка (дороги, проезды) составляет: 48 000 м2.
Таблица 1
N п/п |
Наименование покрытий и элементов территории |
Материал |
Ед. изм. |
Кол-во ед. |
1 |
Асфальтовое покрытие |
Асфальт |
м2 м |
48000 |
2 |
Газоны |
Трава |
м2 |
32000 |
3 |
Покрытие из брусчатка |
Брусчатка |
м2 м |
520 |
4 |
Отмостка ограждения территории |
Бетон |
м2 |
1500 |
5 |
Отмостка зданий корпусов |
Бетон-асфальт |
м2 |
1695.14 |
6 |
Входные группы |
Керамогранит |
м2 |
1762 |
7 |
Наружное ограждение |
Сталь |
м/п |
1132 |
8 |
Бордюр |
Бордюрный камень |
м/п |
1100 |
9 |
Выступающие элементы фасадов зданий металлические под покраску |
Сталь |
м2 |
300 |
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Капитал строй" на действия ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председательствующий С.И. Казарин
Заместитель председателя Комиссии Д.С. Грешнева
Член Комиссии Д.С. Бруев
Исп. Бруев Д.С.(495) 784-75-05 (077-146)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 20 августа 2018 г. N 2-57-10325/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.09.2018