Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.А. Кутейникова,
при участии представителя ФГБУ ФНКЦ ФМБА России: Н.Н. Карповой,
в отсутствие представителей ОАО "Фирма Медполимер", уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 11.09.2018 N43586/18,
рассмотрев жалобу ОАО "Фирма Медполимер" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ ФНКЦ ФМБА России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на закупку инфузионных растворов (Закупка N0373100037218000234) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении неправомерных требований к поставляемому лекарственному препарату.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 11.09.2018 N43586/18 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83.1 Закона о контрактной системе вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Управления установлено, что предметом электронного аукциона является поставка препаратов с МНН "Натрия хлорид" в отношении которых установлено в том числе следующее требование: "раствор для инфузий, самоспадающимся корпусом из полимерных материалов, с двумя отдельными стерильными портами (при открытии одного порта, второй порт остается стерильным); перенос во флакон жидких лекарственных форм".
В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком требований к техническим характеристикам флакона, поскольку поставка лекарственного препарата, например, с формой выпуска в стеклянной таре, а не из полимерных материалов, не влияет на терапевтические свойства препарата, в связи с чем установление требований подобным образом, по мнению Заявителя, ограничивает право участника закупки предложить к поставке лекарственный препарат взаимозаменяемый в рамках одного МНН.
Исходя из положений пп. "е" п.5 Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1380), при описании объекта закупки не допускается указывать форму выпуска (первичной упаковки) лекарственного препарата (например, "ампула", "флакон", "блистер" и др.).
В силу пп. "а" п.6 Постановления N 1380, описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные подпунктами "в" - "и" пункта 5 Постановления N 1380, в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. При этом документация о закупке должна содержать обоснование необходимости указания таких характеристик.
На основании ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе системы лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что полиэтиленовый корпус имеет относительно малый вес, не бьется, что позволяет использовать облегченный вариант капельницы меньшей стоимости, а в случае со стеклянной упаковкой требуется дополнительное введение в порт иглы, что вызывает риск химической контаминации воздуха отделений и микробной контаминации раствора.
Таким образом, Комиссия Управления отмечает действительную потребность Заказчика в растворах с самоспадающимся корпусом из полимерных материалов, с двумя отдельными стерильными портами (при открытии одного порта, второй порт остается стерильным), в связи с чем в работе учреждения не могут быть использованы эквивалентные товары.
Вместе с тем Комиссией Управления установлено, что аукционная документация не содержит обоснования необходимости вышеуказанных характеристик к форме выпуска лекарственного средства, что свидетельствует о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе и несоблюдении требований Постановления N 1380.
Также на заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы жалобы на предмет установления неправомерных требований к поставляемому лекарственному препарату по п.3, а именно:
- МНН "Натрия хлорид": "Раствор для инфузий, 1000 мл, не более 150 мл дополнительного объема для разведения сухих лекарственных препаратов и перенос во флакон жидких лекарственных форм", при этом лекарственные препараты с МНН "Натрия Хлорид" объема 1000 мл изначально имеют резервный объем для дополнительного введения лекарственного средства, который составляет не менее 35%.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить необходимость установления требования к дополнительному объему лекарственного средства, учитывая что требуемые растворы для инфузий имеют резервный объем, который в процентном соотношении является достаточным для разведения сухих лекарственных препаратов.
При этом Комиссия Управления отмечает, что установление требований подобным образом, согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 07.09.2018 N0373100037218000234-1, повлекло за собой ограничение участника закупки с порядковым номером заявки 5.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы Заявителя и нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ОАО "Фирма Медполимер" на действия ФГБУ ФНКЦ ФМБА России обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Л.Н. Харченко
Члены Комиссии Е.А. Миронова
А.А. Кутейников
Исп. Миронова Е.А.
8 (495) 784-75-05 доб. 077-179
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 12 сентября 2018 г. N 2-57-11304/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.09.2018