Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.А. Кутейникова,
при участии представителя ФГУП "Госкорпорация по ОРВД":
Долгушина Д.А.,
в отсутствие представителей ООО "Биосфера", уведомленных письмом Московского УФАС России от 13.09.2018 N 44073/18,
рассмотрев жалобу ООО "Биосфера" (далее - Заявитель) на действия ФГУП "Госкорпорация по ОРВД" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по разработке, согласованию, утверждению проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и получению разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух для филиала "Аэронавигация Центральной Сибири" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" (Закупка N0573400000118005516) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в формировании аукционной документации в нарушение положений Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 13.08.2018 N44073/18 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно доводам жалобы Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлено требование о наличии у участников закупки лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, включающей в себя подготовку и предоставление потребителям расчетной информации о загрязнении атмосферного воздуха, поскольку при разработке проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) не проводятся работы, включенные в деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в частности: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона объектом закупки является оказание услуг по разработке, согласованию, утверждению проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и получению разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с Законом о лицензировании, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 Закона о лицензировании и регулирующим отношения в соответствующих сферах деятельности.
Следовательно, если объект закупки связан с осуществлением деятельности, подлежащей лицензированию, аукционная документация должна содержать требование к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии, а участник аукциона должен представить соответствующие документы, подтверждающие право на осуществление лицензируемого вида деятельности.
Перечень лицензируемых видов деятельности определён Законом о лицензировании, в частности, в соответствии с пунктом 45 пункта 1 статьи 12 Закона лицензированию подлежит деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства).
В силу пункта 2 постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1216 "О лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), а также работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства)", "Положением о лицензировании работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления") (далее - Постановление N1216) деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях включает следующие работы (услуги):
а) определение метеорологических, авиаметеорологических, климатологических, гидрологических, океанологических, гелиогеофизических и агрометеорологических характеристик окружающей среды;
б) определение уровня загрязнения (включая радиоактивное) атмосферного воздуха, почв, водных объектов и околоземного космического пространства;
в) подготовка и предоставление потребителям прогностической, аналитической и расчетной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении (включая радиоактивное);
г) формирование и ведение банков данных в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе, лица права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что, согласно п.2 Технического задания аукционной документации при разработке проекта нормативов ПВД вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух необходимо провести в том числе расчет рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и анализ приземных концентраций, определить величину выбросов расчетным путем расчетным путем на перспективу и анализ расчета, что, по мнению Заказчика, является подготовкой и предоставлением потребителям расчетной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, в связи с чем разрабатывать проект ПВД может только организация, обладающая лицензией на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях.
Вместе с тем Комиссией Управления установлено, что расчет концентраций в атмосферном воздухе вредных (загрязняющих) веществ (расчет рассеивания), выбрасываемых источниками загрязнения атмосферы конкретного хозяйствующего субъекта в рамках проекта нормативов ПВД проводится в соответствии с приказом Минприроды России от 06.06.2017 N273 "Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе" (далее - Методы расчета рассеивания).
Согласно п.4.6 Методов расчета рассеивания климатические параметры, необходимые для реализации расчетов по Методам расчета рассеивания, устанавливаются по климатическим данным, опубликованным для всеобщего доступа (в том числе - климатическим справочникам) или предоставленным по заказу организациями, выполняющими работы по определению климатологических характеристик окружающей среды на основании лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства).
При этом Комиссия Управления отмечает, что информационная продукция о состоянии окружающей среды, предназначенная для распространения и реализации, предоставляется, в частности, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Таким образом, при разработке проекта нормативов ПВД не проводятся работы по мониторингу состояния и загрязнения окружающей среды,в результате которых предоставляется расчетная информация, и следовательно отсутствует необходимость проведения работ при разработке проекта нормативов ПВД, включенных в деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в понятии Постановления N1216.
Согласно ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы и нарушении Заказчиком ч.6 ст.31, ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Биосфера" на действия ФГУП "Госкорпорация по ОРВД" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.6 ст.31, ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Л.Н. Харченко
Члены Комиссии Е.А. Миронова
А.А. Кутейников
Исп. Миронова Е.А.
8 (495) 784-75-05 доб. 077-179
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 17 сентября 2018 г. N 2-57-11472/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2018