На основании требований пп. "б" п. 2 ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), проведена внеплановая проверка действий
ГУП "Рижский рынок" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку реагентов (Закупка N 0573200007018000022).
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Г.А. Радочинского,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок С.Ш. Степановой,
По результатам проведенной внеплановой проверки Комиссией Управления
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба РОЭФ "Гражданин" (далее - Заявитель) на действия ГУП "Рижский рынок" при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку реагентов (Закупка N 0573200007018000022).
В соответствии с п. 4.2 Методических рекомендаций утвержденных Письмом России от 25.05.2007 NАЦ/8325 в случае если в жалобе содержатся указания на действия (бездействия) Заказчика, содержащие признаки нарушения законодательства об осуществлении закупок ФАС России (территориальный орган) обязан провести внеплановую проверку, предусмотренную пп. "б" п. 2 ч. 3 ст. 99 Закона об осуществлении закупок.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления проверено соблюдение Заказчиком законодательства об осуществлении закупок при проведении вышеуказанного аукциона по доводам, изложенным в жалобе.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N45160/18 от 20.09.2018.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель в жалобе указывает на то, что Заказчиком не установлено требование к участникам закупки о предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня на техническую документацию (технические условия, стандарты организаций) на противогололедный реагент, проведенной центральным аппаратом федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору в сфере природопользования или его территориальным органом, осуществляющим отдельные функции федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору в сфере природопользования на территории Москвы и Московской области, выданного уполномоченным органом, проводившим такую экспертизу, разрешающего применять предлагаемый противогололедный реагент в пределах административных границ города Москвы, предусмотренного Постановлением Правительства Москвы от 10.04.2007 N242-ПП "О Порядке допуска к применению противогололедных реагентов для зимней уборки объектов дорожного хозяйства и дворовых территорий в городе Москве" (далее - Постановление N242).
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу п.3 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Согласно ст.33 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.
В соответствии с п. 2(1).30 Постановления N242 в документации о закупке противогололедных реагентов в качестве одного из обязательных требований указывается представление участником закупки при подаче заявки на участие в закупке действующего положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня на техническую документацию (технические условия, стандарты организаций) на противогололедный реагент, проведенной центральным аппаратом федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору в сфере природопользования или его территориальным органом, осуществляющим отдельные функции федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору в сфере природопользования на территории Москвы и Московской области, выданного уполномоченным органом, проводившим такую экспертизу, разрешающего применять предлагаемый противогололедный реагент в пределах административных границ города Москвы, а также представление паспорта безопасности вещества (материала) на противогололедный реагент.
Из указанного положения следует, что положительное заключение экологической экспертизы требуется на техническую документацию противогололедного реагента, который не предусмотрен действующей на территории города Москвы Технологией зимней уборки и который ранее не применялся на объектах дорожного хозяйства города Москвы.
Таким образом, если предметом закупки является поставка противогололедного реагента, то Заказчик должен в аукционной документации установить требование о предоставлении действующего положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня на техническую документацию (технические условия, стандарты организаций) на противогололедный реагент.
На заседании Комиссии Управления установлено, что согласно извещению о проведении электронного аукциона объектом закупки является поставка реагентов, при этом, Заказчиком в аукционной документации не установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня на техническую документацию (технические условия, стандарты организаций) на противогололедный реагент.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика пояснил, что согласно пп.3 п.17.2 информационной карты аукционной документации вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе, при этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Таким образом, представитель Заказчика отметил, что вышеуказанное положение аукционной документации предусматривает представление участника закупки оспариваемых документов.
Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что согласно ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок Заказчик устанавливает единые требования к составу второй части заявки участников закупки.
При этом, отсутствие в приведенной норме права конкретного перечня таких требований свидетельствует о необходимости самостоятельного установления Заказчиком их четкого указания в документации о закупке в целях недопустимости последующего субъективного усмотрения со своей стороны на предмет соответствия либо несоответствия участника закупки подобным требованиям.
Документация о проведении закупки, являющаяся, по своей сути, офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, не должна содержать возможности ее множественного толкования.
Указанная документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к претендентам, подающим заявки на право участия в торгах, что исключает возможность субъективного толкования указанных в заявках предложений Заказчиком.
В этой связи, в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в закупке, а также недопустимости злоупотребления правом Заказчику надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования относительно требуемых к выполнению работ или услуг. Наличие же в таких требованиях каких-либо разночтений, либо отсутствие в закупочной документации какого-либо требования исключает последующую возможность отклонения заявок со ссылкой на их несоответствие таким требованиям документации.
Названный правовой подход наиболее полно обеспечивает баланс частных и публичных интересов, поскольку направлен на повышенную защиту участника торгов как более слабой стороны в указанных правоотношениях. Обратное же будет противоречить законодательно закрепленному принципу равенства участников гражданских правоотношений (ч. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), презумпции добросовестности участников таких правоотношений (ч. 5 ст. 10 ГК РФ), а также законодательно установленному запрету на злоупотребление правом (ч. 1 ст. 10 ГК РФ), поскольку разрешение вопроса о допуске или об отказе в допуске к участию в торгах будет основано исключительно на субъективном усмотрении организатора закупки.
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что в аукционной документации отсутствует прямое требование к содержанию второй части заявки на участие в электронном аукционе о представлении документов, предусмотренных Постановлением N242.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить каким образом участникам закупки представлялось возможным однозначно идентифицировать потребность Заказчика, заключающейся в наличии указанных выше документах. При этом представитель Заказчика ссылался на положения аукционной документации, косвенно и неоднозначно свидетельствующие о наличии такой потребности.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
2. Также в жалобе Заявитель указывает, что аукционной документацией предусмотрена закупка такого реагента как "Твердый противогололедный реагент на основе хлористого натрия (техническая соль)" в количестве 5000 килограммов.
При этом Заявитель указывает, что в соответствии с п.2.4 Постановления N242 к применению на объектах дорожного хозяйства и дворовых территориях не допускаются противогололедные реагенты, не соответствующие требованиям, установленным действующей Технологией зимней уборки.
Технология зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей (объектов дорожного хозяйства г. Москвы) с применением противогололедных реагентов и гранитного щебня фракции 2-5 мм (на зимние периоды с 2010-2011 гг. и далее), утвержденная Распоряжением ДЖКХиБ г. Москвы от 28.09.2011 N 05-14-650/1, не предусматривает в составе номенклатуры допущенных к применению на территории г. Москвы реагентов такого реагента как "Твердый противогололедный реагент на основе хлористого натрия (техническая соль)".
Кроме того, в соответствии с пунктом 4.11 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" в зимний период обработка тротуаров и дорожных покрытий поваренной солью (NaCl) запрещается.
П.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в рамках данной закупки товар по оспариваемой позиции необходим к поставке с целью использования его не как противогололедного реагента, а как средства для прочистки труб.
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что в п.1.2 технического задания аукционной документации установлено следующее положение: "Код и наименование позиции Классификатора предметов государственного заказа: 01.12.02.01 - Товары/спецтехника дорожная, коммунальная и лесотехническая, реагенты противогололедные, оборудование и
инвентарь для жкх/реагенты противогололедные/реагенты противогололедные твердые", что однозначно свидетельствует о том факте, что необходимый к поставке товар необходим Заказчику в рамках обеспечения его сырьем, используемым в качестве противогололедного реагента.
Таким образом, включение в состав закупки положений о закупке "Твердого противогололедного реагента на основе хлористого натрия (технической соли)", является нарушением п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение п.2 ч.1 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии С.И. Казарин
Члены Комиссии Г.А. Радочинский
С.Ш. Степанова
Исп. Г.А. Радочинский
8 (495) 784-75-05 (доб. 077-124)
|
|
1. ГУП "Рижский рынок"
Мира пр., д. 88, стр. 1, г. Москва, 129110
2. РОЭФ "Гражданин"
Семеновская наб., д. 2/1, стр. 1, пом. XII, оф. 1, г. Москва, 105094
3. АО "ЕЭТП"
60-я Октября пр., д. 9, г. Москва, 117312 |
|
|
|
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-11666/77-18 об устранении нарушений
законодательства об осуществлении закупок
20.09.2018 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Г.А. Радочинского,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок С.Ш. Степановой,
на основании решения Комиссии от 20.09.2018 по делу N2-57-11666/77-18, по результатам проведенной внеплановой проверки на основании жалобы РОЭФ "Гражданин" (далее - Заявитель) на действия ГУП "Рижский рынок" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку реагентов (Закупка N 0573200007018000022) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии отменить Протокол подведения итогов, Протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе (далее - Протоколы).
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить протокол проведения Аукциона;
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, Протокола проведения Аукциона, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчику:
- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 20.09.2018 по делу N2-57-11666/77-18 и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить в единой информационной системе информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена в соответствии с ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
5. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 20.09.2018 по делу N2-57-11666/77-18.
6. Заказчику, Аукционной комиссии в срок до 25.10.2018 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: predpisanie44fz.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с п. 7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии С.И. Казарин
Члены Комиссии Г.А. Радочинский
С.Ш. Степанова
Исп. Г.А. Радочинский
8 (495) 784-75-05 (доб. 077-124)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 20 сентября 2018 г. N 2-57-11666/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2018