Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок в составе:
Председателя комиссии - |
"_", заместителя руководителя управления; |
Членов комиссии: |
"_", начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, "_", начальника отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий, "_", ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, |
при участии сторон:
1. Уполномоченного органа - Государственного комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия (далее - уполномоченный орган, Госкомзакуп Хакасии):
- "_", на основании доверенности от 04.04.2018 года N 7.
2. Государственного заказчика - ГБУЗ РХ "Республиканский клинический онкологический диспансер" (далее - заказчик, ГБУЗ РХ "РКОД"):
- "_", на основании доверенности от 03.09.2018 N 2,
- "_", на основании доверенности от 03.09.2018 N1.
3. В отсутствие Заявителя - ООО "ЭПИДБИОМЕД-ИМПЭКС" (далее - заявитель, податель жалобы, ООО "ЭПИДБИОМЕД-ИМПЭКС"), уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы (Ходатайство с просьбой рассмотрения жалобы в отсутствие заявителя вх. N 4896 от 06.09.2018 г.),
рассмотрев жалобу N 109/КС ООО "ЭПИДБИОМЕД-ИМПЭКС" на действия Государственного заказчика - ГБУЗ РХ "Республиканский клинический онкологический диспансер", комиссии уполномоченного органа - Государственного комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия при проведении электронного аукциона на поставку противоопухолевого препарата (Карбоплатин) (закупка N 0380200000118004252), и результаты проведения внеплановой проверки действий государственного заказчика, уполномоченного органа и его комиссии, содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 05.09.2018 года входящий N 4869 поступила жалоба ООО "ЭПИДБИОМЕД-ИМПЭКС" на действия Государственного заказчика - ГБУЗ РХ "Республиканский клинический онкологический диспансер", комиссии уполномоченного органа - Государственного комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия при проведении электронного аукциона на поставку противоопухолевого препарата (Карбоплатин) (закупка N 0380200000118004252).
Заявитель не согласен с решением комиссии уполномоченного органа о признании его заявки несоответствующей установленным требованиям аукционной документации. Причиной отказа в допуске к участию в электронном аукционе является несоответствие заявки технической части документации об аукционе, так как в своей заявке заявитель предлагает МНН Карбоплатин (концентрат для приготовления раствора для инфузий 10 мг/мл, 45 мл., 100шт.), а заказчику требуется МНН Карбоплатин (концентрат для приготовления раствора для инфузий 10 мг/мл, 15 мл., 300шт.). Также заявитель в жалобе указывает на нарушение заказчиком в аукционной документации описания объекта закупки.
Учитывая изложенное, заявитель просит возбудить дело о нарушении Закона о контрактной системе в сфере закупок, признать действия комиссии уполномоченного органа неправомочными, приостановить определение поставщика и заключение контракта.
Представитель уполномоченного органа не согласился с доводами жалобы, устно озвучив свои возражения. Заказчик представил письменные пояснения и поддержал представителя уполномоченного органа.
На основании пункта 3.32 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Административный регламент), утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14 для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия Решения, в заседании комиссии объявлен перерыв. Лицам, присутствующим на заседании Комиссии объявлено о дате, времени и месте продолжения заседания, которое назначено на 12 сентября 2018 года в 15 часов 00 минут.
В результате анализа и оценки информации и документов в рамках рассмотрения жалобы по существу, комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком электронного аукциона выступает ГБУЗ РХ "Республиканский клинический онкологический диспансер", уполномоченным органом - Госкомзакуп Хакасии, которые при размещении указанной закупки руководствуются Порядком взаимодействия Государственного комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия с заказчиками (далее - Порядок взаимодействия), утвержденным Постановлением Правительства Республики Хакасия от 05.12.2017 N 630 "Об утверждении Положения о Государственном комитете по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия".
Документация об аукционе в электронной форме N ЭА/18-004793 от 15.08.2018 года утверждена главным врачом ГБУЗ РХ "Республиканский клинический онкологический диспансер" "_" (в соответствии с п. 2.1.7 Порядка взаимодействия, утвержденного Постановлением Правительства от 05.12.2017 N 630).
15.08.2018 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и на электронной торговой площадке ООО "РТС-тендер" размещена информация (извещение, аукционная документация, техническое задание, обоснование НМЦК) о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку противоопухолевого препарата (Карбоплатин) (закупка N 0380200000118004252).
Начальная (максимальная) цена контракта 270 474,00 рублей.
Дата и время начала подачи заявок 15.08.2018
Дата и время окончания подачи заявок 24.08.2018
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников 27.08.2018.
Дата проведения аукциона в электронной форме 30.08.2018.
Согласно Протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0380200000118004252-0 от 27.08.2018 на участие в электронном аукционе поступило 4 (четыре) заявки. Комиссия уполномоченного органа рассмотрела первые части заявок на участие в электронном аукционе, на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе, и приняла следующее решение:
- участников с идентификационными номерами заявок 03684118, 103684664, 103686741 допустить к участию в аукционе в электронной форме и признать участниками аукциона в электронной форме;
- участнику с идентификационным номером заявки 103681347 отказать в допуске к участию в аукционе в электронной форме на основании пункта 2 части 4 статьи 67, в нарушение подпункта б) пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе: первая часть заявки на участие в электронном аукционе содержит информацию не соответствующую значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме части 7 "Описание объекта закупки" (объем флакона).
Согласно Протокола проведения электронного аукциона N 0380200000118004252-2 от 30.08.2018, в аукционе принял участие участник с идентификационным номером заявки 103684664, текущее снижение начальной (максимальной) цены составило 0,5%, предложенная цена - 269 121,63 руб.
Согласно Протокола подведения итогов аукциона N 0380200000118004252-2-1 от 04.09.2018, комиссией принято следующее решение: аукцион в электронной форме на поставку противоопухолевого препарата (Карбоплатин) признан несостоявшимся. Комиссия, рассмотрев вторую часть заявки участника с идентификационным номером 103684664 ООО "ЛЕК 19", признала ее соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе.
1. По доводу заявителя о нарушении заказчиком описания объекта закупки.
В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок, обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся. Жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
Дата и время окончания подачи заявок (закупка N 0380200000118004252) - 24.08.2018 г.
Жалоба ООО "ЭПИДБИОМЕД-ИМПЭКС" поступила в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 05.09.2018 года.
Таким образом, рассмотрение вышеуказанного довода заявителя комиссией антимонопольного органа в рамках настоящей жалобы не проводится, поскольку такой довод направлен на обжалование положений документации об аукционе после окончания установленного срока подачи заявок.
2. По доводу заявителя о несогласии с решением комиссии уполномоченного органа о признании его заявки несоответствующей установленным требованиям аукционной документации.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (приложение к информационной карте аукционной документации) установлены требования к содержанию первой части заявки в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок и указано в том числе следующее:
"При осуществлении закупки товара, первая часть заявки на участие должна содержать:
- наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе (пункт 21 Информационной карты аукционной документации) условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ);
- конкретные показатели товара (характеристики товара), соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
При подаче сведений участниками закупки должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными в Части 7 "Описание объекта закупки" - (далее - Описание объекта закупки) настоящей документации.
Предоставляемые участником значения показателей (характеристики товара) не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование и содержать слова или сопровождаться словами: "эквивалент", "аналог", "или", "либо", "не более", "не менее", "более", "менее", "выше", "ниже", "не выше", "не ниже", "должен быть", "не должен быть", "около", за исключением случаев, когда в Описании объекта закупки имеется указание на то, что значения показателей (характеристики товара) являются конкретными и сопровождаются знаком "*". В таком случае, участниками значения показателей (характеристики товара) указываются в соответствии со значениями, установленными в Описании объекта закупки и могут сопровождаться словами: "эквивалент", "аналог", "или", "либо", "не более", "не менее", "более", "менее", "выше", "ниже", "не выше", "не ниже", "должен быть", "не должен быть", "около".
Перечисление показателей через "запятую" означает, что предлагаемый к поставке товар должен соответствовать всем перечисленным показателям (требованиям).
В случае установления в Описании объекта закупки в качестве требований к товару показатели, сопровождающиеся словом "наличие", участнику закупки достаточно указать "наличие".
Таким образом, при подготовке заявки участник закупки должен исходить из того, что он готовит заявку с учетом требований к техническим характеристикам и показателям, установленным в документации об аукционе в ч. 7 "Описание объекта закупки" после полного изучения содержания документации, руководствуясь общепринятыми обозначениями и наименованиями в соответствии с требованиями действующих нормативных актов."
Частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В пункте 2 информационной карты аукционной документации указано, что описание объекта закупки - в соответствии с частью 7 аукционной документации "Описание объекта закупки", которой является техническое задание.
В Техническом задании на поставку противоопухолевого препарата (Карбоплатин) (часть 7 "Описание объекта закупки") содержится следующая информация:
N п/п |
Международное непатентованное или группировочное или химическое наименование |
Форма выпуска, дозировка, основные характеристики товара |
Ед.изм |
Кол-во |
1 |
Карбоплатин |
концентрат для приготовления раствора для инфузий 10 мг/мл, 15 мл |
шт |
300 |
Остаточный срок годности на момент поставки товара |
Срок годности, установленный производителем |
не менее 8 месяцев |
до 1 года включительно |
не менее 10 месяцев |
от 1до 2 лет включительно |
не менее 1 года |
от 2 до 3 лет включительно |
не менее 1 года 2 месяцев |
от 3 до 5 лет включительно |
не менее 2 лет |
5 лет и более |
Допускается предложение лекарственных форм, соответствующих одному способу введения и применения и обеспечивающие достижение необходимого лечебного эффекта, например, лекарственные препараты для перорального введения в лекарственных формах (твердые) "таблетки", "капсулы", "таблетки, покрытые пленочной оболочкой", "таблетки, диспергируемые в полости рта" и т.д.; лекарственные препараты для парентерального (инъекционного) введения в лекарственных формах лиофилизат", "порошок", "лиофилизированный порошок", "концентрат", "раствор", "суспензия" и т.д.
Не допускается замена лекарственной формы, соответствующей пероральному пути введения, в виде таблеток (капсул) на лекарственные формы (жидкие) "сироп", "раствор", "капли" и т.д., и наоборот.
Допускается предложение аналогичных дозировок.
Пример N 1
В описании объекта закупки указан следующий препарат: Филграстим раствор для внутривенного и подкожного введения 300 мкг, где 300 мкг соответствует - 0,3 мг/мл; 30 млн. МЕ/мл; 30 млн.ЕД/1 мл; 30 млн. МЕ/0,5 мл; 30 млн. ЕД /0,5 мл; 600 мкг/мл 0,5 мл; 60 млн. МЕ/мл, 0,5 мл; 250 мкг/мл,1.2 мл.
Пример N 2
В описании объекта закупки указан следующий препарат:Декстроза раствор для внутривенного введения, 400 мг/мл,10 мл, где 400 мг/мл, 10 мл соответствует 40%, 10 мл.
Пример N 3
В описании объекта закупки указан следующий препарат: Пефлоксацин концентрат для приготовления раствора для внутривенного введения 80 мг/мл 5 мл соответствует раствору для инфузий 4 мг/мл 100 мл
Допускается предложение лекарственного препарата с возможностью поставки лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве, например, документацией установлено требование к поставке лекарственного препарата в дозировке 500 мг, Участник может предложить дозировку в 250 мг с одновременным увеличением количества поставляемого товара В случае, если Участник предлагает большую дозировку, он не вправе уменьшать установленное документацией количество товара. При этом должна быть возможность применения запрашиваемой дозировки.
Не допускаются эквивалентные дозировки лекарственного препарата, предусматривающие необходимость деления твердой лекарственной формы препарата.
Допускается предложение лекарственного препарата с возможностью поставки лекарственного препарата в не кратной эквивалентной дозировке, позволяющей достичь одинакового терапевтического эффекта.
Пример N 4
В описании объекта закупки указан следующий препарат: Паклитаксел концентрат для приготовления раствора для инфузий 6 мг/мл, 16.7 мл N1 соответствует Паклитаксел, концентрат для приготовления раствора для инфузий 6 мг/мл,17 мл N 1.
В случае закупки лекарственного препарата в комплекте с растворителем (т.е. препарата, зарегистрированного вместе с растворителем) допускается поставка эквивалентного препарата (зарегистрированного без растворителя) совместно с любым растворителем.
Заявителем в первой части заявки указана следующая информация:
N п/п |
Международное непатентованное или группировочное или химическое наименование |
Форма выпуска, дозировка, основные характеристики товара |
Ед.изм |
Кол-во |
1 |
Карбоплатин |
Карбоплатин-РОНЦ R концентрат для приготовления раствора для инфузий 10 мг/мл, 45 мл* |
шт |
100 |
Таким образом, Заявителем указано значение лекарственного препарата "Карбоплатин" объемом флакона - 45 мл в количестве 100 шт., которое не соответствует значению объема флакона - 10 мл (требуемое количество 300 шт.), установленному в документации об электронном аукционе, а именно в части 7 "Описание объекта закупки", в которой также говорится о том, что участник не вправе уменьшать установленное документацией количество товара, в случае предложения большей дозировки. Такое условие обусловлено потребностью лечащего учреждения, как пояснили представители заказчика.
Следовательно, комиссия уполномоченного органа при принятии решения правомерно отказала в допуске участнику с идентификационным номером заявки 103681347 (заявитель жалобы) к участию в электронном аукционе на поставку противоопухолевого препарата (Карбоплатин) (закупка N 0380200000118004252) на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок поскольку, в нарушение подпункта б) пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе содержит информацию не соответствующую значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме части 7 "Описание объекта закупки" (объем флакона).
Таким образом, жалоба ООО "ЭПИДБИОМЕД-ИМПЭКС" признана необоснованной.
В соответствии с положениями части 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Административный регламент), утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы N 109/КС также осуществлялась внеплановая проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Эта проверка проводилась в соответствии с положениями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок. Внеплановая проверка проводилась одновременно с рассмотрением жалобы.
Согласно пункта 1 части 15 статьи 99 Закон о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям - получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
В результате проведения внеплановой проверки размещения закупки установлено следующее:
1. Согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 4 статьи 23 Закона о контрактной системе в сфере закупок Наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе в сфере закупок, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В тоже время частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе в сфере закупок определено, что Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы, постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - ПП РФ N 145).
Пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, определенных ПП РФ N 145 установлено:
Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пунктов 5 и 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, определенных ПП РФ N 145:
5. Заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, которые не предусмотрены в позиции каталога.
6. В случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Следовательно, в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок и руководствуясь Правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее -Правила), определенными ПП РФ N 145, заказчику следовало в аукционной документации при описании объекта закупки использовать информацию (наименование закупки, характеристики товара), указанную в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
Так, например, по коду позиции КТРУ 21.20.10.211-000012-1-00009-0000000000000 указано следующее:
"КАРБОПЛАТИН"
Лекарственная форма: КОНЦЕНТРАТ ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ РАСТВОРА ДЛЯ ИНФУЗИЙ |
Дозировка: 10 мг/мл |
Лекарственный препарат включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов: Да |
Наличие в лекарственном препарате наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров: Нет |
Кроме того, как пояснили представители заказчика, в описании объекта закупки указан объем флакона 15 мл, что обусловлено имеющейся у заказчика потребностью (так например, для достижения максимального терапевтического эффекта лечащим врачом определяется соответствующая дозировка лекарственного препарата "Карбоплатин", исходя из площади, массы и других параметров пациента), следовательно, в силу вышеуказанных пунктов 5 и 6 Правил, установленных ПП РФ N 145, заказчик вправе указать при описании объекта закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, но при этом он обязан включить в описание объекта закупки обоснование, чего сделано не было.
Таким образом, комиссия приходит к выводу о том, что заказчиком - ГБУЗ РХ "Республиканский клинический онкологический диспансер" в аукционной документации не установлено надлежащее описание объекта закупки, что говорит о несоблюдении заказчиком требований ПП РФ N 145 и является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33, частей 4 и 6 статьи 23 Закона о контрактной системе в сфере закупок, а также содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, как указано в пункте Письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Изучив документацию об электронном аукционе, инструкцию по заполнению заявки на участие в электронном аукционе заказчиком (указана выше в настоящем Решении), Комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу о том, что установленная Заказчиком Инструкция обязывает участников закупки в первой части заявки указать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об аукционе. При этом такая Инструкция не содержит указания на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в отношении которых участникам закупки следует сделать предложение в своих заявках.
Кроме того, разработанное и утвержденное заказчиком описание объекта закупки (часть 7 документации об аукционе) не содержит такого понятия как "значение показателей товара", а также не указано что следует расценивать как "показатели товара" (при этом такие понятия заказчик использует в Инструкции по заполнению заявки, требуя от участников их указания в первой части заявки на участие в электронном аукционе), что может ввести участников закупки в заблуждение и привести к необоснованному отказу в допуске к участию в электронного аукционе, в виду чего, при формировании описания объекта закупки заказчику следует использовать общепринятые обозначения и понятия, установленные Законом о контрактной системе в сфере закупок.
Так, согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Данные требования применяются при подготовке документации о закупке любым способом.
В силу положений статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик при описании объекта закупки должен использовать показатели, связанные с определением соответствия выполняемой работы, услуги, поставляемого товара потребностям заказчика, в описании объекта закупки должны указываться функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Анализ указанных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что заказчик при разработке документации об аукционе должен чётко и однозначно сформулировать все её условия, в том числе корректно и однозначно прописать положения инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе. Документация о проведении закупки не должна содержать возможность её вариативного понимания, соответственно, - субъективного толкования предложений, указанных в заявках участников, комиссией уполномоченного органа.
Условия документации об аукционе должны содержать ясные и чёткие требования, не допускающие неоднозначного толкования, с тем, чтобы любой участник закупки, подающий заявку на право участия в аукционе, при решении вопроса об участии в аукционе имел чёткое представление о том, какие документы он должен представить для участия в аукционе и каким требованиям должен соответствовать поставляемый товар, предлагаемая работа, услуга.
С учетом изложенного, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о том, что положения инструкции не являются достаточно ясными и точными, и могут ввести участников закупки в заблуждение, поскольку не установление надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупки ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, и повлечь за собой признание таких заявок несоответствующими установленным заказчикам требованиям.
Таким образом, действия заказчика, не установившего в документации надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 3.35 Административного регламента установлено, что в случаях если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссией антимонопольного органа установлено, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика, так как победителем аукциона ООО "ЛЕК 19" в составе второй части заявки представлено регистрационное удостоверение лекарственного препарата для медицинского применения N ЛСР-010186/08 "Карбоплатин", посредством которого и с помощью ГРЛС Комиссия Хакасского УФАС России установила, что предлагаемый к поставке лекарственный препарат Карбоплатин содержится в ЖНВЛП и в нём отсутствуют наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, в связи с чем, комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания.
В соответствии с пунктом 3.33 Административного регламента, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения жалобы принимается единое решение.
На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями частей 4 и 6 статьи 23, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64, подпункта б) пункта 2 части 3 статьи 66, части 4 статьи 67, части 15 статьи 99, части 4 статьи 105, статьи 106, части 1 статьи 107 Закона о контрактной системе в сфере закупок, пунктов 3.30, 3.32. 3.35 Административного регламента, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу N 109/КС ООО "ЭПИДБИОМЕД-ИМПЭКС" на действия комиссии уполномоченного органа - Государственного комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия при проведении электронного аукциона на поставку противоопухолевого препарата (Карбоплатин) (закупка N 0380200000118004252) необоснованной.
2. Рассмотрение довода жалобы на положения документации об аукционе не проводить в соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика.
4. Признать Государственного заказчика - ГБУЗ РХ "Республиканский клинический онкологический диспансер" нарушившим части 4 и 6 статьи 23, пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
5. Передать материалы жалобы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
"_" |
Члены комиссии: |
"_" "_" "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 12 сентября 2018 г. N 109/КС
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.09.2018