Резолютивная часть объявлена 13.09.2018 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 18.09.2018
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Воросцова Е.Е. - Эксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Вшивцев А.Н. на основании доверенности от 26.10.2016;
от Уполномоченного органа - Козырева И.Н. на основании доверенности N1 от 01.01.2018, Пойлова Е.А. на основании доверенности от 01.01.2018,
рассмотрев жалобу ООО СК "Обская" (ИНН 8602025102, ОГРН 1078602001048) от 07.09.2018 N1331-ж на действия Заказчика - БУ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Дирекция по эксплуатации служебных зданий" Уполномоченного органа - департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при проведении запроса предложений в электронной форме предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Административное здание", расположенное по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, д. 12А (извещение N0187200001718000842) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика и Уполномоченного органа, при проведении запроса предложений. В своей жалобе Заявитель указал следующее.
В соответствии с п. 9.1.26 Информационной карты запроса предложений Заказчиком установлено: Размер обеспечения заявок на участие в запросе предложений, срок и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки, условия банковской гарантии: Сумма обеспечения заявки на участие в запросе предложений предусмотрена в следующем размере 5% НДС не облагается. Порядок внесения денежных средств и условия банковской гарантии установлены в подразделе 3.7 части II "ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАПРОСА ПРЕДЛОЖЕНИИ" подразделом части II "ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАПРОСА ПРЕДЛОЖЕНИЙ" Документации о проведении запроса предложений в электронной форме N836эзп/18 установлено:
3.7.1. Участники закупки, подающие заявки, вносят денежные средства в качестве обеспечения заявок либо предоставляют банковскую гарантию в сумме, указанной в пункте 9.1.26 части III "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАПРОСА ПРЕДЛОЖЕНИЙ".
3.7.2. Выбор способа обеспечения заявки на участие в запросе предложений осуществляется участником закупок (по 30.06.2019 включительно обеспечение заявок на участие в запросе предложений предоставляется только путем внесения денежных средств).
3.7.5 Денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации (далее - специальный счет). Требования к указанным банкам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Такие требования должны быть не ниже требований, установленных в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства федерального бюджета на банковские депозиты. Таким образом, Заказчик устанавливает ограничения участия в процедуре, устанавливая требование о наличии у участника специального счета для внесения средств на обеспечение заявок.
Согласно Письму Минфина России от 25 июня 2018 г. N 24-06-08/43650 "О вступлении в силу положений Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ и N 505-ФЗ" ч.З Об открытии и начале применения специальных счетов для обеспечения заявок на участие в электронных процедурах, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 10 статьи 44 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 504-ФЗ) денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации (далее - уполномоченный банк). Требования к банкам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 13 статьи 44 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 504-ФЗ) каждый оператор электронной площадки заключает соглашения о взаимодействии с каждым из уполномоченных банков. Требования к условиям таких соглашений установлены в постановлении Правительства Российской Федерации от 30.05.2018 N 626 (далее - Постановление N 626), вступающем в силу с 1 июля 2018 года (за исключением отдельных положений). Банк вправе открывать специальные счета участникам закупок только после заключения соглашений о взаимодействии с каждым из операторов электронной площадки.
В соответствии с частью 12 статьи 44 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 504-ФЗ) требования к договору специального счета, к порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета также утверждены Постановлением N 626.
Согласно пункту 3 Постановления N 626 постановление применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после начала функционирования новых электронных площадок, предельная дата которого определена в пункте 4 Постановления N 656 (1 октября 2018 года).
Таким образом, требования к договору специального счета, к порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета, а также требования к соглашениям о взаимодействии новых электронных площадок с уполномоченными банками вступят в силу с 1 июля 2018 года, однако будут применяться к электронным процедурам, которые будут проводиться на новых электронных площадках после даты начала их функционирования (1 октября 2018 года).
Таким образом, включение Заказчиком в Документацию о проведении запроса предложений в электронной форме по процедуре, опубликованной до 01.10.2018 г. требования о наличии специального счета ограничивает количество участников на участие в закупке, тем самым ограничивая конкуренцию и нарушая права Участников.
Заявитель просит обязать заказчика привести документацию о проведении запроса предложений в электронной форме в соответствие с требованиями действующего законодательства, исключить положения документации, ограничивающие права участников на участие в закупке.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также - электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также - закрытые электронные процедуры).
Согласно части 1 статьи 83 Закона о контрактной системе, под запросом предложений понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд в товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений и победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге.
Извещение документация о проведении запроса предложений в электронной форме предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Административное здание", расположенное по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, д. 12А (извещение N0187200001718000842) размещены на официальном сайте единой информационной системы 31.08.2018.
В пункте 9.1.26 раздела III "Информационная карта запроса предложений" документации о проведении запроса предложений установлено, что сумма обеспечения заявки на участие в запросе предложений предусмотрена в размере 5% НДС не облагается. Порядок внесения денежных средств и условия банковской гарантии установлены в подразделе 3.7 части II "Общие условия проведения запроса предложений".
Так же, в подразделе 3.7 раздела II "Общие условия проведения запроса предложений" документации о проведении запроса предложений в электронной форме установлено следующее:
3.7. Требования к обеспечению заявок на участие в запросе предложений.
3.7.1. Участники закупки, подающие заявки, вносят денежные средства в качестве обеспечения заявок либо предоставляют банковскую гарантию в сумме, указанной в пункте 9.1.26 части III "Информационная карта запроса предложений".
3.7.2. Выбор способа обеспечения заявки на участие в запросе предложений осуществляется участником закупок (по 30.06.2019 включительно обеспечение заявок на участие в запросе предложений предоставляется только путем внесения денежных средств).
3.7.3. Банковская гарантия, выданная участнику закупок банком для целей обеспечения заявок при проведении запроса предложений, должна соответствовать требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе. Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее двух месяцев с даты окончания срока подачи заявок.
3.7.4. Требование об обеспечении заявок в равной мере относится ко всем участникам закупки, за исключением казенных учреждений, которые не предоставляют обеспечение подаваемых ими заявок на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
3.7.5. Денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации (далее - специальный счет). Требования к указанным банкам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Такие требования должны быть не ниже требований, установленных в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства федерального бюджета на банковские депозиты.
3.7.6. Заказчик в качестве обеспечения заявок принимает банковскую гарантию, выданную банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. Банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, информация о ней и документы, предусмотренные частью 9 статьи 45 Закона о контрактной системе, должны быть включены в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе.
Согласно части 10. статьи 44 Закона о контрактной системе, при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации (далее - специальный счет). Требования к указанным банкам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Такие требования должны быть не ниже требований, установленных в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства федерального бюджета на банковские депозиты.
В соответствии с частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе, каждый оператор электронной площадки заключает соглашения о взаимодействии с каждым из банков, включенных в установленный Правительством Российской Федерации перечень в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Требования к условиям таких соглашений определяются Правительством Российской Федерации. Банк вправе открывать специальные счета участникам закупок только после заключения соглашений о взаимодействии с каждым из операторов электронной площадки. Указанные банки несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации перед участником закупки за соблюдение установленного настоящей статьей срока прекращения блокирования его денежных средств на специальном счете участника закупки, в отношении которых осуществлено блокирование в целях обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе. Взаимодействие между оператором электронной площадки и банком в соответствии с требованиями настоящей статьи осуществляется в электронной форме. Ответственность оператора электронной площадки перед банком за своевременность и достоверность информации, предоставляемой оператором электронной площадки банку в целях выполнения банком требований настоящей статьи, определяется соглашением о взаимодействии оператора электронной площадки с банком.
Минфина России в своем информационном письме от 31.08.2018 N 24-00-09/62461 "Об открытии специальных счетов" сообщил следующее:
В соответствии с частью 13 статьи 44 Закона N 44-ФЗ каждый оператор электронной площадки заключает соглашения о взаимодействии с каждым из уполномоченных банков.
Банк вправе открывать специальные счета участникам закупок только после заключения соглашений о взаимодействии с каждым из операторов электронной площадки.
Перечень уполномоченных банков утвержден Распоряжением Правительства РФ от 13.07.2018 N 1451-р (далее - Распоряжение N 1451-р).
Перечень операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, Законом N 223-ФЗ, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 N 1447-р (далее - Распоряжение N 1447-р).
Следовательно, в соответствии с требованиями части 10 статьи 44 Закона N 44-ФЗ участники закупок могут начинать работу по открытию специальных счетов в банках, согласно перечню, утвержденному Распоряжением N 1451-р.
Также, в своем информационном письме Минфин России сообщил, что 30 августа 2018 г. под руководством заместителя Министра финансов Российской Федерации Лаврова А.М. состоялось очередное заседание рабочей группы с участием представителей банков, включенных в перечень, утвержденный Распоряжением N 1451-р, и операторов электронных площадок, включенных в перечень, утвержденный Распоряжением N 1447-р.
Итогом указанного заседания стало подтверждение участниками рабочей группы наличия заключенных между всеми операторами электронных площадок и всеми уполномоченными банками соглашений о взаимодействии.
Таким образом, уполномоченные банки, перечень которых утвержден Распоряжением N 1451-р, вправе вести деятельность по открытию специальных счетов участникам закупок с целью обеспечения участия в закупках.
Следовательно, в соответствии с требованиями части 10 статьи 44 Закона N 44-ФЗ участники закупок могут начинать работу по открытию специальных счетов в банках, согласно перечню, утвержденному Распоряжением N 1451-р.
В соответствии с частью 12 статьи 44 Закона N 44-ФЗ требования к договору специального счета, к порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета также утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2018 N 662 (далее - Постановление N 626).
Минфин России обращает внимание, что в случае если у участника закупки открыт банковский счет в одном или нескольких уполномоченных банках, такой имеющийся счет может быть наделен статусом специального счета путем заключения дополнительного соглашения между участником закупки и банком в соответствии с пунктом 5 Требований к договору специального счета и порядку использования имеющегося счета у участника закупки банковского счета в качестве специального счета, утвержденных Постановлением N 626.
Дополнительно Минфин России сообщает, что требования к договору специального счета, а также к порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета будут применяться к электронным процедурам, которые будут проводиться на новых электронных площадках после даты начала их функционирования (01.10.2018).
Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что в соответствии с частью 10.1 статьи 112 Закона о контрактной системе, до даты начала функционирования операторов электронных площадок, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронных процедур осуществляются на ранее прошедших отбор электронных площадках. При этом сохраняется порядок функционирования таких площадок, ранее установленный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов, до дня вступления в силу Закона о контрактной системе. Порядок проведения электронных процедур на таких площадках должен соответствовать требованиям настоящего Федерального закона. Электронные процедуры, извещения о проведении которых размещены в единой информационной системе до даты начала функционирования операторов электронных площадок, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, проводятся на ранее отобранных электронных площадках. Заключение контрактов по результатам указанных процедур осуществляется на таких электронных площадках. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок вправе установить особенности прекращения функционирования ранее прошедших отбор электронных площадок, в том числе в части возврата участникам закупок денежных средств и банковских гарантий, внесенных в качестве обеспечения заявок на участие в электронных процедурах.
На основании вышеизложенного, нарушения законодательства о контрактной системе в действиях Заказчика и Уполномоченного органа не установлены.
Жалоба ООО СК "Обская" рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В рамках рассмотрения данной жалобы Комиссия Управления не вправе давать оценку действиям Заказчика в части наличия либо отсутствия нарушений Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", так как дела о нарушении антимонопольного законодательства рассматриваются по процедуре, предусмотренной Законом о защите конкуренции и Административным регламентом ФАС России от 25.05.2012 N 339 по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Вышеизложенное соответствует требованиям Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО СК "Обская" (ИНН 8602025102, ОГРН 1078602001048) от 07.09.2018 N1331-ж на действия Заказчика - БУ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Дирекция по эксплуатации служебных зданий" Уполномоченного органа - департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при проведении запроса предложений в электронной форме предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Административное здание", расположенное по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, д. 12А (извещение N0187200001718000842) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии А.Г. Миронов
Члены Комиссии: А.Н. Плеханов
Е.Е. Воросцова
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 13 сентября 2018 г. N 03/ВК-5174
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.09.2018