Резолютивная часть объявлена 17.09.2018 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 20.09.2018
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Воросцова Е.Е. - Эксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчиков - Мацуева О.В. по доверенностям;
от Уполномоченного органа - Кондратьева А.В. по доверенности N395 от 12.12.2017;
от Заинтересованного органа - Департамент образования и молодежной политики Администрации Сургутского района - Мацуева О.В. по доверенности от 17.09.2018.
рассмотрев жалобу ООО АО "ГЮРЗА" (ИНН 2635227738, ОГРН 1172651009981) от 10.09.2018 N1337-ж на действия Заказчиков (по списку), Уполномоченного органа в качестве Организатора совместной закупки - АДМИНИСТРАЦИЯ СУРГУТСКОГО РАЙОНА при проведении открытого конкурса, предметом которого является оказание услуг по охране и обеспечению общественного порядка (извещение N0187300014718001092) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчиков при проведении электронного аукциона.
В доводах жалобы Заявитель указал следующее.
1. В пунктах 5.1.2, 5.1.4, 5.2. технических заданий документации заказчиков: МБОУ ДО "Солнечная ДШИ", МБДОУ детский сад "Аист", МБДОУ детский сад "Белоснежка", Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Медвежонок", Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Сибирячок", Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Соловушка", МБДОУ детский сад "Рябинка", Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Теремок", МБОУ ДО "Белоярская ДШИ", Муниципальное казённое учреждение Сургутского района "Информационно-методический, центр", МБОУ ДО "Солнечная ДШИ", пункте 10.1 технического задания заказчика Муниципальное бюджетное учреждение "Районное управление спортивных сооружений" установлено следующее (далее приводятся редакции указанных пунктов документации):
"5.1.2. Иметь медицинскую книжку установленного образца в соответствии с Приложением N 1 к Приказу Роспотребнадзора от 20.05.2005 г. N 402 "О личной медицинской книжке и санитарном паспорте" в действующей редакции"; "5.1.4. Иметь справку об отсутствии судимости
Наличие документов о прохождении обучения по программе пожарно- технического минимума сотрудников охранной организации";
"5.2. К выполнению обязанностей по охране объекта (объектов) и (или) имущества не допускаются охранники-стажеры, лица старше 60 лет";
"10.1. Предоставить Заказчику срок не более чем за 10 дней до начала оказания услуг:
- справку об отсутствии судимости и справку о прохождении медицинского осмотра персонала, который будет оказывать услуги;
- удостоверение частного охранника (копия надлежащим образом, заверенная) персонала, который будет оказывать услуги;
- свидетельство о присвоении квалификации 4-го разряда (копия надлежащим образом, заверенная) персонала, который будет оказывать услуги;
- сотрудники Исполнителя должны быть в возрасте не старше 60 лет застрахованы, иметь единую форменную одежду (Исполнителя).".
Правовой статус частного охранника регламентирован ст. 11.1 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об охранной деятельности), где в числе прочего установлено следующее: "Право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационныи экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника. Порядок сдачи квалификационного экзамена и выдачи удостоверения частного охранника устанавливается Правительством Российской Федерации. Частный охранник работает по трудовому договору с частной охранной организацией, и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и настоящим Законом".
В статье 11.1 Закона об охранной деятельности установлены условия, при которых, граждане не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника лица.
В соответствии с ч. 2 ст. 11.1 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника лица:
1) не являющиеся гражданами Российской Федерации;
2) не достигшие восемнадцати лет;
3) признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;
4) не представившие медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника;
5) имеющие судимость за совершение умышленного преступления;
6) которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);
7) не прошедшие профессионального обучения для работы в качестве частного охранника;
8) в отношении которых по результатам проверки, проведенной органом внутренних дел и (или) органами федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеется заключение о невозможности допуска к осуществлению частной охранной деятельности в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновением угрозы общественной безопасности, подготовленное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и утвержденное уполномоченными должностными лицами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности;
9) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, из органов прокуратуры, судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее трех лет;
10) у которых удостоверение частного охранника было аннулировано по основаниям, указанным в пункте 1 части четвертой настоящей статьи, если после принятия решения об аннулировании прошло менее года;
11) не прошедшие обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
12) повторно привлеченные в течение одного года к административной ответственности за совершение административных правонарушений против порядка управления, административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти или общественный порядок и общественную безопасность, либо административных правонарушений в области оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, за исключением административных правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, - до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
13) подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, - до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Из указанной нормы закона, следует, что, если гражданин, не соответствует хотя бы одному их указанных ограничений, ему будит отказано в выдаче удостоверения частного охранника.
До получения удостоверения частного охранника, граждане предоставляют в лицензионный орган необходимые документы, подтверждающие, отсутствие в отношении них установленных законом ограничений, что в дальнейшем позволяет им получить правовой статус частного охранника, что подтверждается выдачей удостоверения.
Удостоверение частного охранника выдается исключительно, при наличии у соответствующего лица медицинского заключения о допуске к работе по профессии.
В соответствии с положениями законодательства (Приказ Роспотребнадзора от 20.05.2005 N 402), медицинская книжка выдается работникам организаций, деятельность которых связана: с транспортировкой, реализацией, производством и хранением пищевых продуктов и питьевой воды, с обучением и воспитанием детей, с бытовым обслуживанием населения.
Охранные услуги не относятся к бытовым услугам, в связи с чем, наличие медицинской книжки у охранника организации исполнителя не требуется.
Согласно налоговому кодексу, под бытовыми услугами понимаются платные услуги, оказываемые физическим лицам. Следует понимать, что та же самая деятельность, приводящаяся уже в адрес юридических лиц (а заказчики совместного конкурса являются юридическими лицами), бытовой услугой не является.
Действия уполномоченного органа, заказчиков в отношении установления ограничения по возрасту охранников неправомерны и нарушают положения Конституции РФ, а также положения ст. 65 Трудового кодекса РФ, запрещающие требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Кроме того, охранная организация выступает в отношениях с охранниками в роли работодателя, в связи с чем, только у работодателя есть право требовать от лица, принимаемого на работу документы, установленные Трудовым кодексом РФ (при оформлении трудовых отношений с охранниками, у работодателя - охранной организации отсутствует право требовать справку об отсутствии судимости).
При таких условиях, в целях обеспечения требования заказчиков о предоставлении справки об отсутствии судимости у охранников, участнику закупки необходимо, заблаговременно (как минимум на дату публикации извещения о закупке закупки) принять на работу лиц, по месту нахождения объектов охраны и истребовать у них указанные справки, срок получения которых минимально составляет - 30 дней. Логично задать вопрос, в каких целях, установлено подобное требование, если оно по своему смыслу противоречит, нормам законодательства Российской Федерации и заведомо невыполнимо до начала оказания услуг по контракту?!! Далее события будут развиваться по известному сценарию, предъявление претензий, расторжение контракта в одностороннем порядке и включение в отношении исполнителя сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Аналогичная ситуация, складывается в отношении требования о наличии документов о прохождении обучения по программе пожарно-технического минимума, т.к. законодательством Российской Федерации, регулирующим охранную деятельность не установлено требований в отношении частных охранников, при осуществлении трудовой деятельности иметь документы о прохождении обучения по программе пожарно-технического минимума. Для выполнения, данного условия, участник закупки должен провести обучение всех без исключения сотрудников смен охраны, еще до начала оказания услуг по контракту (т.к. никто из участников заведомо не знает, будит он признан победителем по итогам закупки или нет). В том числе, данное требование приводит к необоснованным расходам, связанным с участием в закупке, так как средняя стоимость обучения составляет - 1500 руб. из расчета 1 человек.
С учетом изложенного выше, требования о наличии у охранника при осуществлении им трудовой функции по охране объекта, личной медицинской книжки, справки о прохождении медицинского осмотра справки об отсутствии судимости, наличия документов о прохождении обучения по программе пожарно- технического минимума, ограничений по возрасту (не старше 60 лет) Законом об охранной деятельности не установлено, противоречит требованиям законодательства Российской Федерации, нарушает положения ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе. Аналогичная позиция по доводам, изложенным в п. 1 жалобы содержится в решениях: Санкт-Петербургского УФАС России от 09.08.2017 по делу No 44-3165/17, 08.12.2017 по делу N 44-4886/17, Астраханского УФАС России от 15.08.2017 по делу N>327-P3-04-17, Крымского УФАС России от 23.01.2017 по делу N06/108-17- закупка N 0175200000416000808.
2. В пунктах 5.1.11. технических заданий документации заказчиков: МБОУ ДО "Солнечная ДШИ", МБДОУ детский сад "Аист", МБДОУ детский сад "Белоснежка", Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Медвежонок", Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Сибирячок", Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Соловушка", МБДОУ детский сад "Рябинка", Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Теремок", МБОУ ДО "Белоярская ДШИ", Муниципальное казённое учреждение Сургутского района "Информационно-методический, центр", МБОУ ДО "Солнечная ДШИ" установлено следующее (далее приводятся редакции указанных пунктов документации):
"5.1.11. На каждом посту охраны (за счет Исполнителя) иметь:
- оградительную ленту (50-м);
- медицинскую аптечку"
Заявитель, объективно считает, что требования в отношении обеспечения исполнителем на каждом посту охраны оградительной ленты и медицинской аптечки, нарушает положения Закона о контрактной системе, а именно ч. 3 ст. 33 указанного закона, где установлено следующее: "не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Таким образом, установление требования об обеспечении исполнителем на каждом посту охраны оградительной ленты и медицинской аптечки, является требованием к наличию у участника закупки материально-технических ресурсов, что противоречит ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Согласно п. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе "Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций."
В п. 4.3.2. проектов контрактов заказчиков совместного конкурса, установлено следующее условие "Привлечь в качестве соисполнителей к исполнению обязательств по настоящему Контракту соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Объем оказанных услуг для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, устанавливается в размере 25% от всего объема по Контракту", то есть без условия того, что привлечение указанных субъектов осуществляется исключительно в случае, если исполнитель не является субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией.
Таким образом, указанные действия уполномоченного органа, заказчиков, не установивших надлежащим образом положения проектов контрактов нарушают положения части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе.
При наличии подобной формулировки в проектах контрактов, устанавливается безусловная обязанность в отношении исполнителя в том числе, даже если он является субъектом малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организацией, привлечь соисполнителей из числа указанных субъектов. Аналогичная позиция содержится в Постановлении ФАС России от 13.06.2018 N К-866/17/АК135-18.
В п. 4.3.2. проектов контрактов заказчиков совместного конкурса, установлено следующее "Оплачивать оказанные соисполнителем услуги, в течение 30 дней с даты подписания Поставщиком документа о приемке услуг. Данное условие проектов контрактов не соответствует п. 5 Типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466, где установлено следующее: "Оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 15 рабочих дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке..."
4. В разделе V Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев документации, по показателю N 2: опыт работы с государственными и муниципальными заказчиками по предмету контракта (гражданско-правового договора) - охрана объекта и обеспечение общественного порядка в учреждениях образования, дополнительного образования, спортивных
Наименование критерия |
Количество исполненных контрактов/договоров |
Количество присуждаемых баллов |
Опыт работы с государственными и муниципальными заказчиками по предмету контракта (гражданско-правового договора) - охрана объекта и обеспечение общественного порядка в учреждениях образования, дополнительного образования, спортивных объектов и объектов культуры (музеи, библиотеки) |
Более 5 исполненных контрактов/договоров |
100 баллов |
Наличие от 3 до 5 включительно исполненных контрактов/договоров |
50 баллов |
|
Наличие менее 3 исполненных контрактов/договоров, либо отсутствие исполненных контрактов/договоров |
0 баллов |
Подтверждающие документы:
1) Копии заключенных и успешно выполненных в полном объеме участником закупки контрактов (договоров) на оказание услуг сопоставимого характера (охрана объекта и обеспечение общественного порядка), сведения о которых размещены в Едином реестре государственных и муниципальных контрактов на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Успешно выполненными считаются услуги, исполненные в полном объеме и в сведениях о контракте (договоре) в Едином реестре государственных и муниципальных контрактов на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru не содержится информации о наложении и (или) взыскании штрафных санкций с участника закупки".
Из указанного, выше, следует, что опыт участника оценивается по количеству контрактов (договоров) по предмету - охрана объекта и обеспечение общественного порядка в учреждениях образования, дополнительного образования, спортивных объектов и объектов культуры (музеи, библиотеки). Также Заказчиком установлено требование о том, что сведения о таких контрактах (договорах) должны быть размещены в реестре контрактов в единой информационной системе.
Таким образом, в конкурсной документации Заказчик связывает опыт участника торгов только с оказанием услуг по государственным и муниципальным закупкам. Между тем, опыт оказания услуг (в том числе, сопоставимых) никак не связан с тем, кто в том или ином случае выступал на стороне заказчика и какие заключались контракты (муниципальные, государственные или иные).
На основании изложенного, установленный в документации порядок оценки заявок по показателю "опыт работы с государственными и муниципальными заказчиками по предмету контракта..." не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта, в связи с отсутствием установленной зависимости между количеством ранее исполненных муниципальных или государственных контрактов (в учреждениях образования, дополнительного образования, спортивных объектов и объектов культуры (музеи, библиотеки)) и фактическим опытом участника закупки.
Следует отметить, что среди заказчиков совместного конкурса не определяются спортивные объекты, объекты культуры (музеи, библиотеки).
Уполномоченным органом, заказчиками нарушена ч. 9 ст. 32 Закона в части установления (использования) Заказчиком не предусмотренных законом критериев или их величин значимости. Аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2015 г. N 05АП-6279/2015 по делу N А59-240/2015 и решении УФАС по Ростовской области по делу N 212/03 от 17.06.2016.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также - электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также - закрытые электронные процедуры).
Согласно части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Извещение и конкурсная документация о проведении открытого конкурса, предметом которого является оказание услуг по охране и обеспечению общественного порядка (извещение N0187300014718001092) размещены на официальном сайте единой информационной системы 23.08.2017.
Раздел III "Описание объекта закупки" документации открытого конкурса содержит основные характеристики услуг, необходимых к исполнению, а также требования заказчиков, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, документами, разрабатываемыми и применяемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого оказываемых услуг потребностям заказчика.
- Требование о наличии медицинской книжки установленного образца в соответствии с Приложением N 1 к Приказу Роспотребнадзора от 20.05.2005 г. N 402 "О личной медицинской книжке и санитарном паспорте" в действующей редакции.
В соответствии с разделами, II "Информационная карта конкурса", III "Описание объекта закупки", IV "Проект контракта" местом оказания услуг являются учреждения образования, учреждения дополнительного образования. Профессиональный стандарт "Работник по обеспечению охраны образовательных организаций", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 декабря 2015 г. N1010н, устанавливает особые условия допуска к работе охранника 4-го разряда, в том числе помимо прочего наличие личной медицинской книжки с отметками о прохождении предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, выполняющих любые виды работ в образовательных организациях, указанных в нормативных актах федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере здравоохранения. Кроме того, Согласно Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N302н (ред. от 15.05.2013) "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" при выполнении любых работ в дошкольных образовательных организациях требуется при поступлении на работу и периодически в процессе работы проходить медицинский осмотр. Данные медицинских осмотров заносятся в личные медицинские книжки.
- Наличие справки об отсутствии судимости.
Справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (далее - Справка) входит в перечень документов, предъявляемых при заключении трудового договора при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ), иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (часть первая ст. 65 ТК РФ).
Часть 2 ст. 331 ТК РФ устанавливает, что не допускаются к педагогической деятельности лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления определенных категорий. Аналогичное ограничение установлено ст. 351.1 ТК РФ в отношении трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.
Это ограничение распространяется не только на лиц, вступающих в непосредственный контакт с несовершеннолетними (педагогических работников), но и на всех остальных работников, поскольку они осуществляют деятельность в сфере образования.
- Наличие документов о прохождении обучения по программе пожарно-технического минимума сотрудников охранной организации.
В соответствии со ст. 25 закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 N 69-ФЗ, п. 3 статьи 1 "Правил противопожарного режима", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390, приказом МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. N 645 "Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре. Обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагаются на ее руководителя. Противопожарный инструктаж проводится администрацией (собственником) организации по специальным программам обучения мерам пожарной безопасности работников организаций и в порядке, определяемом администрацией (собственником) организации.
При проведении противопожарного инструктажа следует учитывать специфику деятельности организации. Прохождение инструктажа фиксируется в специальном журнале.
Кроме того, приказом МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. N 645 установлено, что обучение проводится по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации обучаются:
- руководители подразделений организации, руководители и главные специалисты подразделений взрывопожароопасных производств;
- работники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях;
- педагогические работники дошкольных образовательных учреждений;
- работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации;
- граждане, участвующие в деятельности подразделений пожарной охраны
- по предупреждению и (или) тушению пожаров на добровольной основе;
- работники, привлекаемые к выполнению взрывопожароопасных работ.
Обучение по программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации проводится руководителем организации или лицом, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации, ответственным за пожарную безопасность, имеющим соответствующую подготовку.
Также, особые условия допуска к работе охранника 4-го разряда, указанные в Профессиональном стандарте "Работник по обеспечению охраны образовательных организаций", устанавливают прохождение обязательного инструктажа по пожарной безопасности.
- К выполнению обязанностей по охране объекта (объектов) и (или) имущества не допускаются охранники-стажеры, лица старше 60 лет.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1.1 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N2487-1), частный охранник это гражданин Российской Федерации, достигший восемнадцати лет, прошедший профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника, сдавший квалификационный экзамен, получивший в установленном настоящим Законом порядке удостоверение частного охранника и работающий по трудовому договору с охранной организацией.
Статьей 11.1 Закона N2487-1 установлено, что право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника. Порядок сдачи квалификационного экзамена и выдачи удостоверения частного охранника устанавливается Правительством Российской Федерации. Частный охранник работает по трудовому договору с частной охранной организацией, и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и настоящим Законом. Частный охранник в соответствии с полученной квалификацией пользуется предусмотренными настоящим Законом правами только в период выполнения трудовой функции в качестве работника частной охранной организации.
При этом, не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника лица не достигшие восемнадцати лет.
Иных ограничений в отношении возраста частного охранника законодательством не установлено.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчиков установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, установивших запрет на выполнение обязанностей по охране объекта (объектов) и (или) имущества лицам старше 60 лет.
2. Также в Разделе III "Описание объекта закупки" документации открытого конкурса установлено, что на каждом посту охраны (за счет Исполнителя) работникам Исполнителя необходимо иметь оградительную ленту (50-м) и медицинскую аптечку.
Из пояснений представителей Заказчиков и Уполномоченного органа следует, что данные товары будут использованы Исполнителем при оказании услуг и необходимы для выполнения функций и обязанностей охранника, установленных в технических заданиях, данные товары не переходят в собственность Заказчика после оказания услуг.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления установила, что в соответствии со статьей 223 ТК РФ, санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; организуются посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи; устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и другое.
Таким образом из смысла статьи 223 ТК РФ следует, что медицинские аптечки должна приобретаться Заказчиками, которые, в случае необходимости, организуют наличие аптечки на посту охраны.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчиков установлено нарушение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, установивших требование о наличии у Исполнителя при оказании услуг медицинских аптечек.
В отношении оградительной ленты доводы Заявителя не находят своего подтверждения.
3. В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Частью 7 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 N1466 утверждены типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, которыми закреплены правила указания таких условий в контрактах.
Согласно извещению N0187300014718001092, закупкой установлены требования к исполнителю, не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (в соответствии с частью 5 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ).
Информационной картой установлены аналогичные требования.
Вместе с тем, контрактами установлено, что Исполнитель обязан привлечь в качестве соисполнителей к исполнению обязательств по настоящему Контракту соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Объем оказанных услуг для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, устанавливается в размере 25% от всего объема по Контракту, то есть без условия того, что привлечение указанных субъектов осуществляется исключительно в случае, если субподрядчик не является субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией.
Таким образом, указанные действия Заказчиков, не установивших надлежащим образом положения проекта контрактов нарушают положения части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 5 Типовых условий поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 15 рабочих дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.
Между тем, проектами контрактов установлена обязанность Исполнителя оплачивать выполненные работы (оказанные услуги) в течение 30 дней.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчиков установлено нарушение части 7 статьи 30 Закона о контрактной системе.
4. Пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение вышеуказанной нормы Закона о контрактной системе Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N1085 утверждены "Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В целях указанных Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке критерии оценки, характеризующиеся как стоимостные (пункт "а") и как нестоимостные (пункт "б") критерии оценки (пункт 4 Правил).
К характеризующимся как стоимостные критерии оценки относится цена контракта (подп. "а" п. 4 Правил).
К характеризующимся как нестоимостные критерии оценки относится квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (подп. "б" п. 4 Правил).
В силу пункта 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 27 Правил определено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно п. 28 Правил оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.
Разделом IV конкурсной документации установлены следующие критерии и порядок оценки заявок:
Оценка заявок осуществляется с использованием следующих критериев оценки заявок:
- цена контракта (стоимостной критерий оценки);
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (нестоимостной критерий оценки).
Сумма величин значимости критериев оценки, применяемых заказчиком, составляет 100 процентов.
Значимость критериев оценки устанавливается в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению к постановлению Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд":
- стоимостных критериев оценки - 60%;
- нестоимостных критериев оценки - 40%.
1) Критерий "Цена контракта" (значимость критерия - 60%):
При отборе исполнителя по критерию будет учитываться цена контракта, предложенная исполнителем.
Формула расчета количества баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам конкурса:
а) в случае, если ,
где:
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
б) в случае, если ,
где - максимальное предложение из предложений по критерию, сделанных участниками закупки.
2) Критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации". Значимость критерия - 40%.
Лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия оценки (показателя).
Критерий оценки включает в себя пять показателей. Количество баллов, присуждаемых по каждому показателю (), определяется по формуле:
,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Количество баллов заявки по критерию квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации определяется по формуле:
НЦБi = НЦБП1i + НЦБП2i+ НЦБП3i+ НЦБП3i
где:
НЦБП1i - количество баллов, присуждаемых заявке по показателю N 1;
НЦБП2i, - количество баллов, присуждаемых заявке по показателю N 2;
НЦБП3i, - количество баллов, присуждаемых заявке по показателю N 3;
НЦБП4i, - количество баллов, присуждаемых заявке по показателю N 4;
Оценка заявок по показателю N 1: общий опыт работы - количество лет работы на рынке в сфере оказания услуг охраны (значимость показателя - 50%, коэффициент значимости показателя - 0,5 рейтинг - от 0 до 100 баллов).
Количество баллов по показателю определяется по шкале оценки и корректируется с учетом коэффициента значимости показателя.
Методика расчета:
5 лет и более = 100 баллов;
от 2 до 5 лет = 50 баллов;
менее 1 года = 0 баллов.
Подтверждающие документы:
1) копия свидетельства о регистрации юридического лица;
2) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
3) копия Лицензии (Лицензий) на осуществление частной охранной деятельности в соответствии с п.32 ч.1 ст.12 Федерального закона Российской Федерации от 4 мая 2011 года N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", с обязательным указанием вида работ (услуг) в соответствии со ст. 3 Закона РФ от 11.03.1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации": охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (в случае оказания услуг ЧОП);
Оценка заявок по показателю N 2: опыт работы с государственными и муниципальными заказчиками по предмету контракта (гражданско-правового договора) - охрана объекта и обеспечение общественного порядка в учреждениях образования, дополнительного образования, спортивных объектов и объектов культуры (музеи, библиотеки) - 20%, коэффициент значимости показателя - 0,2, рейтинг - от 0 до 100 баллов).
Количество баллов по показателю определяется по шкале оценки и корректируется с учетом коэффициента значимости показателя.
Методика расчета:
Наименование критерия |
Количество исполненных контрактов/договоров |
Количество присуждаемых баллов |
Опыт работы с государственными и муниципальными заказчиками по предмету контракта (гражданско-правового договора) - охрана объекта и обеспечение общественного порядка в учреждениях образования, дополнительного образования, спортивных объектов и объектов культуры (музеи, библиотеки) |
Более 5 исполненных контрактов/договоров |
100 баллов |
Наличие от 3 до 5 включительно исполненных контрактов/договоров |
50 баллов |
|
Наличие менее 3 исполненных контрактов/договоров, либо отсутствие исполненных контрактов/договоров |
0 баллов |
Подтверждающие документы:
1) Копии заключенных и успешно выполненных в полном объеме участником закупки контрактов (договоров) на оказание услуг сопоставимого характера (охрана объекта и обеспечение общественного порядка), сведения о которых размещены в Едином реестре государственных и муниципальных контрактов на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Успешно выполненными считаются услуги, исполненные в полном объеме и в сведениях о контракте (договоре) в Едином реестре государственных и муниципальных контрактов на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru не содержится информации о наложении и (или) взыскании штрафных санкций с участника закупки.
В случае отсутствия в заявке данных документов по показателю присваивается 0 баллов.
Оценка заявок по показателю N 3. Наличие не менее 10 сотрудников 4 разряда, состоящих в штате предприятия (значимость показателя - 20%, коэффициент значимости показателя - 0,2, рейтинг - от 0 до 100 баллов).
Количество баллов по показателю определяется по шкале оценки и корректируется с учетом коэффициента значимости показателя.
Методика расчета:
наличие соответствующих сотрудников - 100 баллов;
отсутствие соответствующих сотрудников - 0 баллов.
Подтверждающие документы:
1) Копии удостоверений частных охранников 4 разряда.
2) Копии личных карточек охранников.
В случае отсутствия в заявке данных документов (либо одного из вышеуказанных документов) по показателю присваивается 0 баллов.
Оценка заявок по показателю N 4. Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для оказания услуг (Значимость показателя критерия - 10%, коэффициент значимости показателя критерия - 0,1, рейтинг - от 0 до 100 баллов)
Количество баллов по показателю определяется по шкале оценки и корректируется с учетом коэффициента значимости показателя.
Методика расчета:
Наименование критерия |
Количество комплектов специального оборудования для несения службы и форменного обмундирования сотрудников |
Количество присуждаемых баллов |
Наличие комплекта специального оборудования для несения службы (средств радиосвязи с соответствующим разрешением к использованию на территории РФ, электрический фонарь, газовый баллончик) и форменного обмундирования для несения службы на объекте Заказчика, позволяющим определить принадлежность охранника к организации оказывающей услуги |
Более 10 комплектов специального оборудования для несения службы и форменного обмундирования сотрудников |
100 баллов |
Наличие от 1 до 10 комплектов специального оборудования для несения службы и форменного обмундирования сотрудников |
50 баллов |
|
Отсутствие комплектов специального оборудования для несения службы и форменного обмундирования сотрудников |
0 баллов |
Подтверждающие документы:
1) копии документов, подтверждающих наличие пассивных средств защиты
2) копии документов, подтверждающих наличие собственных либо арендованных средств связи
3) копии разрешения на использование радиочастот, выданного уполномоченным органом, либо договора об оказании услуг связи
В случае отсутствия в заявке данных документов (либо одного из вышеуказанных документов) по показателю присваивается 0 баллов.
Итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения).
Победителем признается участник закупки, заявке (предложению) которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке (предложению) такого участника закупки присваивается первый порядковый номер.
Комиссия Управления приходит к выводу о том, что установление в конкурсной документации критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" и подтверждение данного опыта выполнения работ предоставлением государственных и (или) муниципальных контрактов не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N1085.
Предоставление участником закупки государственных и (или) муниципальных контрактов не является обязательным условием для участия в конкурсе, не может служить основанием для отклонения заявки участника, а служит лишь одним из критериев оценки участника, в то время как к участию в конкурсе может быть допущено любое лицо независимо от наличия государственных и (или) муниципальных контрактов, что, по мнению Комиссии Управления, не свидетельствует об ограничении количества участников.
На основании вышеизложенного, нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчиков не установлены.
5. В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе (пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 50 Закона о контрактной системе, к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, а также соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Предметом открытого конкурса является оказание услуг по охране и обеспечению общественного порядка.
Согласно пункту 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N99-ФЗ) частная охранная деятельность подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона N99-ФЗ, лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частями 4.1 и 5 настоящей статьи.
Извещением и документацией установлены требования о наличии у участников закупки действующей лицензии на осуществление частной охранной деятельности, что соответствует пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
По мнению Комиссии Управления, организации, осуществляющие частную охранную деятельность с действующей лицензией, должны оказывать услуги лично (своими силами) без привлечения к оказанию услуг третьих лиц.
Вместе с тем, извещением и документацией установлено условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчиков установлено нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На вопрос председателя Комиссии Управления о правомерности уставленных требований относительно привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей представители сторон пояснили, что данное требование установлено с нарушением действующего законодательства.
Согласно части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений.
Жалоба ООО АО "ГЮРЗА" рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В рамках рассмотрения данной жалобы Комиссия Управления не вправе давать оценку действиям Заказчиков и Уполномоченного органа в части наличия либо отсутствия нарушений Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", так как дела о нарушении антимонопольного законодательства рассматриваются по процедуре, предусмотренной Законом о защите конкуренции и Административным регламентом ФАС России от 25.05.2012 N339 по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО АО "ГЮРЗА" (ИНН 2635227738, ОГРН 1172651009981) от 10.09.2018 N1337-ж на действия Заказчиков (по списку), Уполномоченного органа в качестве Организатора совместной закупки - АДМИНИСТРАЦИЯ СУРГУТСКОГО РАЙОНА при проведении открытого конкурса, предметом которого является оказание услуг по охране и обеспечению общественного порядка (извещение N0187300014718001092) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчиков (по списку) нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчиков (по списку) нарушения части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. Признать в действиях Заказчиков (по списку) нарушения части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе.
5. Признать в действиях Заказчиков (по списку) нарушения части 7 статьи 30 Закона о контрактной системе.
6. Признать в действиях Заказчиков (по списку) нарушения части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
7. Выдать Заказчикам (по списку), Уполномоченному органу, действующему в качестве Организатора совместной закупки, конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание.
8. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
9. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Воросцова Е.Е.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Список заказчиков открытого конкурса, предметом которого является оказание услуг по охране и обеспечению общественного порядка (извещение N0187300014718001092)
1. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Аист"
628452, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, пос. Солнечный, ул.Таежная,6А,
(3462) 744750, e-mail: aistcoln@mail.ru;
2. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Белоснежка"
628452, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, пос. Солнечный, пер. Трассовый 7а,
(3462) 74-38-38, e-mail: belosnezhka.dets@mail.ru;
3. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Медвежонок"
628458, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, село Угут, улица Молодежная дом N 18,
(3462) 737-831, e-mail: ugutmedvejonok@mail.ru;
4. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида "Сибирячок" с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
628433, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Сургутский район, пгт. Белый Яр, ул. Некрасова, д. 23А,
(3462) 747906, e-mail: Ds-sibirachok@mail.ru;
5. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад "Соловушка"
628433, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, г.п. Белый Яр, ул. Лесная 13А,
(3462) 748079, e-mail: solovushkabelij1@rambler.ru;
6. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Рябинка" (п.г.т.Барсово)
628450, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, п.г.т.Барсово, ул.Апрельская,34
(3462) 74-04-93, e-mail: riabinkabars@yandex.ru;
7. муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Теремок"
628433, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Сургутский район, п.г.т.Белый Яр, ул.Есенина, 7-а,
(3462) 746261, e-mail: teremok-1984@mail.ru;
8. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Белоярская детская школа искусств"
628456, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, пгт.Белый Яр, ул. Островского 20/1.
(3462) 748337, e-mail: bedrik-marina@yandex.ru;
9. Муниципальное казённое учреждение Сургутского района "Информационно-методический центр"
628433, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, п.г.т.Белый Яр, ул. 1 микрорайон, д.8
(3462) 745261, e-mail: Kulikova_IMC86@mail.ru.
10. Муниципальное бюджетное учреждение "Районное управление спортивных сооружений"
628452, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, пос. Солнечный, ул. Зои Космодемьянской, 19Б
(3462) 743575, e-mail: tlant-sport@mail.ru
11. муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Солнечная детская школа искусств"
628456, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, пос. Солнечный, ул. Строителей,д.22
(3462) 743827, e-mail: solnechnay_dshi@mail.ru
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре ул. Мира, 27, г. Ханты-Мансийск, 628002 тел/факс (3467) 38-80-81 e-mail: to86@fas.gov.ru
2018. N 03/ПА- . |
Заявитель: ООО АО "ГЮРЗА" 355047, Ставропольский край, г.Ставрополь, проспект Кулакова 13Д, офис 302 e-mail: gurza-stav@list.ru Заказчики: по списку Уполномоченный орган в качестве Организатора совместной закупки АДМИНИСТРАЦИЯ СУРГУТСКОГО РАЙОНА 628408, Ханты - Мансийский автономный округ-Югра, г.Сургут, ул.Бажова, 16 Тел.: (3462) 526546 e-mail: zakaz@admsr.ru |
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства
Резолютивная часть объявлена 17.09.2018 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 20.09.2018
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Воросцова Е.Е. - Эксперт отдела Управления.
на основании своего решения от 17.09.2018 о рассмотрении жалобы ООО АО "ГЮРЗА" (ИНН 2635227738, ОГРН 1172651009981) от 10.09.2018 N1337-ж на действия Заказчиков (по списку), Уполномоченного органа в качестве Организатора совместной закупки - АДМИНИСТРАЦИЯ СУРГУТСКОГО РАЙОНА при проведении открытого конкурса, предметом которого является оказание услуг по охране и обеспечению общественного порядка (извещение N0187300014718001092), руководствуясь положениями статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия Управления
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
В целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе Заказчикам (по списку), Уполномоченному органу, действующему в качестве Организатора совместной закупки, конкурсной комиссии совершить следующие действия:
1. Отменить протоколы, составленные в ходе проведения открытого конкурса, предметом которого является оказание услуг по охране и обеспечению общественного порядка (извещение N0187300014718001092).
2. С учетом принятого решения от 17.09.2018 по рассмотрению жалобы ООО АО "ГЮРЗА" (ИНН 2635227738, ОГРН 1172651009981) от 10.09.2018 N1337-ж:
- внести изменения в извещение и документацию открытого конкурса, предметом которого является оказание услуг по охране и обеспечению общественного порядка (извещение N0187300014718001092) и привести в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе;
- продлить срок подачи заявок на участие в закупке таким образом, чтобы со дня размещения изменений в документацию до даты окончания срока подачи заявок этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней;
- разместить информацию об отмене протоколов и внесении изменений в документацию в сети "Интернет" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru;
- вернуть заявки участникам.
3. В срок до 08.10.2018 исполнить п.1 и п.2 данного предписания.
4. В срок до 09.10.2018 представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре информацию об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов.
5. Официальному сайту www.zakupki.gov.ru обеспечить исполнение Заказчиком, Уполномоченным органом пунктов 1, 2 и 3 настоящего предписания.
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Воросцова Е.Е.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Примечание: настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Список заказчиков открытого конкурса, предметом которого является оказание услуг по охране и обеспечению общественного порядка (извещение N0187300014718001092)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Аист"
628452, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, пос. Солнечный, ул.Таежная,6А,
(3462) 744750, e-mail: aistcoln@mail.ru;
2. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Белоснежка"
628452, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, пос. Солнечный, пер. Трассовый 7а,
(3462) 74-38-38, e-mail: belosnezhka.dets@mail.ru;
3. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Медвежонок"
628458, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, село Угут, улица Молодежная дом N 18,
(3462) 737-831, e-mail: ugutmedvejonok@mail.ru;
4. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида "Сибирячок" с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
628433, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Сургутский район, пгт. Белый Яр, ул. Некрасова, д. 23А,
(3462) 747906, e-mail: Ds-sibirachok@mail.ru;
5. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад "Соловушка"
628433, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, г.п. Белый Яр, ул. Лесная 13А,
(3462) 748079, e-mail: solovushkabelij1@rambler.ru;
6. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Рябинка" (п.г.т.Барсово)
628450, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, п.г.т.Барсово, ул.Апрельская,34
(3462) 74-04-93, e-mail: riabinkabars@yandex.ru;
7. муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Теремок"
628433, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Сургутский район, п.г.т.Белый Яр, ул.Есенина, 7-а,
(3462) 746261, e-mail: teremok-1984@mail.ru;
8. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Белоярская детская школа искусств"
628456, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, пгт.Белый Яр, ул. Островского 20/1.
(3462) 748337, e-mail: bedrik-marina@yandex.ru;
9. Муниципальное казённое учреждение Сургутского района "Информационно-методический центр"
628433, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, п.г.т.Белый Яр, ул. 1 микрорайон, д.8
(3462) 745261, e-mail: Kulikova_IMC86@mail.ru.
10. Муниципальное бюджетное учреждение "Районное управление спортивных сооружений"
628452, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, пос. Солнечный, ул. Зои Космодемьянской, 19Б
(3462) 743575, e-mail: tlant-sport@mail.ru
11. муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Солнечная детская школа искусств"
628456, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, пос. Солнечный, ул. Строителей,д.22
(3462) 743827, e-mail: solnechnay_dshi@mail.ru
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 17 сентября 2018 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2018