Резолютивная часть решения объявлена 11 сентября 2018 года
Решение изготовлено в полном объеме 14 сентября 2018 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Гудкевич Е.В., члены Комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок управления Лебедева С.Н., государственный инспектор отдела контроля закупок управления Миронова М.В.,
с участием:
от заявителя - ООО "Торговый Дом "Винар-М" (далее также - заявитель) - представителя не направили, о времени и месте уведомлены надлежащим образом;
от заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области Пошехонской центральной районной больницы (далее также - ГУЗ ЯО Пошехонская ЦРБ, заказчик) - представителя по доверенности Виноградова В.В. (до перерыва);
от оператора электронной площадки - ООО "РТС-тендер" - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Торговый дом "Винар-М" на действия заказчика - государственного учреждения здравоохранения Ярославской области Пошехонской центральной районной больницы, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку пакетов для паровой и воздушной стерилизации для ГУЗ ЯО Пошехонская ЦРБ (извещение N0371300075718000105) (далее - аукцион), осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Торговый Дом "Винар-М" на действия заказчика - государственного учреждения здравоохранения Ярославской области Пошехонской центральной районной больницы, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку пакетов для паровой и воздушной стерилизации для ГУЗ ЯО Пошехонская ЦРБ (извещение N0371300075718000105).
Заявитель считает, что его права и законные интересы нарушены тем, что аукционная документация на право заключения контракта на поставку пакетов для паровой и воздушной стерилизации для ГУЗ ЯО Пошехонская ЦРБ (извещение N0371300075718000105) не соответствует законодательству о контрактной системе по следующим основаниям:
- заказчиком в описание объекта закупки аукционной документации установлены ограничивающие количество участников закупки требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам пакетов для паровой и воздушной стерилизации (товар N 1 "Пакет для паровой, воздушной, этиленоксидной, радиационной стерилизации комбинированный самоклеящийся плоский 100х200", товар N 2 "Пакет для паровой, воздушной, этиленоксидной, радиационной стерилизации комбинированный самоклеящийся плоский 250*320"), поскольку, как полагает заявитель, такие пакеты производит (выпускает) только ЗАО "Медтест";
- для товара N 3 "Пакет для паровой, воздушной, этиленоксидной стерилизации бумажный (крафт) самоклеящийся плоский 100х200", товара N 4 "Пакет для паровой, воздушной, этиленоксидной стерилизации бумажный (крафт) самоклеящийся плоский 250х320" заказчиком установлено ограничивающее количество участников закупки требование к гарантийному сроку хранения пакетов для паровой и воздушной стерилизации (5 лет).
Заказчик с доводами жалобы не согласился. Представил письменные пояснения по существу жалобы. Просит признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком - ГУЗ ЯО Пошехонской ЦРБ, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 27.08.2018 размещено извещение N0371300075718000105 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку пакетов для паровой и воздушной стерилизации для ГУЗ ЯО Пошехонская ЦРБ вместе с аукционной документацией.
Оценивая довод заявителя о том, что заказчиком в описание объекта закупки аукционной документации установлены ограничивающие количество участников закупки требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам пакетов для паровой и воздушной стерилизации (товар N 1 "Пакет для паровой, воздушной, этиленоксидной, радиационной стерилизации комбинированный самоклеящийся плоский 100х200", товар N 2 "Пакет для паровой, воздушной, этиленоксидной, радиационной стерилизации комбинированный самоклеящийся плоский 250*320"), поскольку, как полагает заявитель, такие пакеты производит (выпускает) только ЗАО "Медтест", Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что при описании объекта закупки должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Из буквального толкования названных норм закона следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации о закупке должен установить требования к объекту закупки с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение конкурентной среды при проведении закупок для государственных нужд.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товарам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Кроме того, законом не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к оказываемым услугам. Более того, указание в документации конкретных характеристик к оказываемым товарам предусмотрено законодательством о закупках.
В разделе 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации заказчик указал наименование объекта закупки - поставка пакетов для паровой и воздушной стерилизации для ГУЗ ЯО Пошехонская ЦРБ, а также функциональные, технические и качественные характеристики закупаемого товара, среди который оспариваемыми являются следующие:
N п/п |
Наименование товара |
Функциональные, технические и качественные характеристики товара |
Ед. измерения |
Кол-во |
1 |
Пакет для паровой, воздушной, этиленоксидной, радиационной стерилизации комбинированный самоклеящийся плоский 100х200 |
Пакет самоклеящийся комбинированный для паровой, воздушной, этиленоксидной, радиационной стерилизации, плоский. Прозрачная сторона - изготовлена из пленки с высоким барьером от влаги, отличным кислородным барьером, устойчивостью к высокой температуре 210°С в течение 200 минут, обеспечивает отсутствие деформации в процессе стерилизации, угрозы возникновения осколочных разрывов. Обеспечивает гарантированный "микробный барьер" в одинарной упаковке (паровая, воздушная, этиленоксидная) - 1 год, Высокое сопротивление (35 Н/8 мм) разрыву обеспечивается 10 - миллиметровым швом. Прочность шва 2050 Н/25 кг/см2. Наибольшая сила нагрузки для разрыва шва -200 Н/8 кг/см2. Ширина ленты на клапане пакета самоклеющегося 16 мм. Непрозрачная сторона - специальная водоотталкивающая бумага повышенной эластичности плотностью 65 г/м2. Пористость 3,7 мкм/Па*сек при давлении 1,5 кПа. Проницаемость для удаления воздуха 0,027 мл/с*мм2 (805 мл/мин*дм2). Поверхностная впитываемость по Кобб60 (23 г/м2). Белизна 95%, рН=6,8. Гарантийный срок хранения -5 лет. В упаковке не менее 100 штук, упаковка асептическая. |
упак. |
60 |
2 |
Пакет для паровой, воздушной, этиленоксидной, радиационной стерилизации комбинированный самоклеящийся плоский 250*320 |
упак. |
50 |
В рамках заседания Комиссии представитель заказчика отметил, что установление в аукционной документации оспариваемых заявителем требований к заявленному заказчиком ряду позиций характеристик товаров обусловлено спецификой лечебного учреждения, потребностью заказчика и не противоречит требованиям действующего законодательства.
Представитель заказчика пояснил, что установленные функциональные, технические и качественные характеристики товара являются значимыми для заказчика. Приобретение пакетов для стерилизации с характеристиками ниже установленных в аукционной документации может привести к негативным последствиям при использовании стерилизационного оборудования, в том числе к порче стерилизуемых медицинских изделий.
В качестве предмета закупки обозначена поставка материалов для стерилизации, а не их производство. В связи с этим участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе, и не являющиеся производителем требуемых к поставке товаров, готовое поставить пакеты для паровой, воздушной, этиленоксидной, радиационной стерилизации комбинированные самоклеящиеся плоские, отвечающие требованиям документации об аукционе в электронной форме и удовлетворяющие потребностям заказчика. Также в документации не указан конкретный производитель подлежащих к поставке товаров.
В то же время заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить требования к товарам, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки.
Вместе с тем, товары, являющиеся предметом закупки, находятся в свободном обороте, и любое лицо может приобрести такие товары. Отсутствие товаров с необходимыми характеристиками у одного из участников закупки не может являться признаком ограничения круга участников закупки.
Заявитель не представил каких-либо доказательств, свидетельствующих об отсутствии у него возможности приобретения требуемых товаров. Доказательств того, что указанные в аукционной документации товары могут быть поставлены ограниченным кругом хозяйствующих субъектов, жалоба заявителя также не содержит.
Соответственно, заявитель не доказал тот факт, что требования, включенные в аукционную документацию, создали одним участникам закупки преимущества перед другими, являлись непреодолимыми для участников закупки.
Также заказчиком при формировании аукционной документации проведено изучение рынка (в адрес потенциальных поставщиков направлены соответствующие запросы) и выявлено, что поставку материалов для стерилизации может осуществить несколько хозяйствующих субъектов: ООО "Группа Компаний "МЕДЕКС" (коммерческое предложение от 21.08.2018), ООО "СбытТехСтрой" (коммерческое предложение от 21.08.2018), ООО "ЯРПОСТАВКА" (коммерческое предложение от 20.08.2018).
Кроме того, согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0371300075718000105 от 05.09.2018 на участие в закупке подано три заявки. Все поданные заявки допущены до участия в аукционе.
Оценивая довод заявителя о том, что для товара N 3 "Пакет для паровой, воздушной, этиленоксидной стерилизации бумажный (крафт) самоклеящийся плоский 100х200", товара N 4 "Пакет для паровой, воздушной, этиленоксидной стерилизации бумажный (крафт) самоклеящийся плоский 250х320" заказчиком установлено ограничивающее количество участников закупки требование к гарантийному сроку хранения пакетов для паровой и воздушной стерилизации (5 лет), Комиссия пришла к выводу о его несостоятельности в связи со следующим.
Из положений раздела 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации следует, что в числе требуемых функциональных, технических и качественных характеристик для закупаемых товара N 3 "Пакет для паровой, воздушной, этиленоксидной стерилизации бумажный (крафт) самоклеящийся плоский 100х200", товара N 4 "Пакет для паровой, воздушной, этиленоксидной стерилизации бумажный (крафт) самоклеящийся плоский 250х320" заказчиком установлен гарантийный срок хранения - 5 лет.
На заседание Комиссии заказчик представил инструкцию по применению пакетов комбинированных самоклеящихся для стерилизации "СтериТ" N154.233.2009 ИП производителя ООО "НПФ "ВИНАР", которая подобно аукционной документации содержит указание на то, что "производитель гарантирует, при условии соблюдения правил хранения и обращения упаковочных материалов, соблюдение стандартов на защитные свойства упаковки в течение общего срока 5 лет. Это означает, что срок хранения упаковки составляет 5 лет с даты изготовления".
Соответственно, положение указанной инструкции косвенно подтверждает то, что установленное в аукционной документации требование о том, что срок хранения товаров должен составлять пять лет, не ограничивает потенциальных участников закупки, поскольку данному требованию соответствуют как хозяйствующие субъекты (ООО "ГК "МЕДЕКС", ООО "Стеримаг", ООО "ПРОФМЕДТЕХ", ООО "Группа Компаний "МЕДЕКС", ООО "СбытТехСтрой", ООО "ЯРПОСТАВКА"), так и сам заявитель.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
решила:
признать жалобу ООО "Торговый Дом "Винар-М" (ИНН 7710280179, ОГРН 1027739507289) на действия заказчика - государственного учреждения здравоохранения Ярославской области Пошехонской центральной районной больницы (ИНН 7624001921, ОГРН 1027601132239), при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку пакетов для паровой и воздушной стерилизации для ГУЗ ЯО Пошехонская ЦРБ (извещение N0371300075718000105) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_______________ Гудкевич Е.В. |
Члены Комиссии: |
_______________ Лебедева С.Н. _______________ Миронова М.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 11 сентября 2018 г. N 214Ж-18(10175/05-02)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2018