Резолютивная часть решения объявлена 14 сентября 2018 года
Решение изготовлено в полном объеме 19 сентября 2018 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Гудкевич Е.В., члены Комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок Лебедева С.Н., специалист-эксперт отдела контроля закупок Ковалькова А.С., с участием:
от заявителя - ООО "Клевер" (далее также - заявитель), представителя не направили, представили ходатайство о рассмотрении жалобы в их отсутствие;
от заказчика - департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области (далее - заказчик), представителей по доверенности Козлова М.Е., Медведева А.Е.;
от оператора электронной площадки - ООО "РТС-тендер", представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Клевер" на действия заказчика - департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку фотоловушек и видеорегистраторов персональных (извещение N0171200000918000031) (далее - электронный аукцион, заказчик) и осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Клевер" на действия заказчика - департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку фотоловушек и видеорегистраторов персональных (извещение N0171200000918000031).
По мнению заявителя, документация об аукционе в электронной форме не соответствует требованиям действующего законодательства о контрактной системе, поскольку заказчиком в аукционной документации (описание объекта закупки) установлено ограничивающее количество участников закупки указание на товарный знак объектива закупаемого персонального видеорегистратора.
В качестве одного из доводов жалобы заявитель указывает также на то, что заказчик фактически не дал разъяснений на направленный ООО "Клевер" запрос на разъяснение положений аукционной документации.
На основании изложенного выше заявитель просит признать жалобу обоснованной, а действия заказчика - незаконными, выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения с указанием того, что аукционная документация на поставку фотоловушек и видеорегистраторов персональных составлена и утверждена в соответствии с положениями законодательства о контрактной системе, просят признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 31.08.2018 размещено извещение N0171200000918000031 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку фотоловушек и видеорегистраторов персональных вместе с документацией об электронном аукционе.
Оценивая довод заявителя о том, что документация об аукционе в электронной форме не соответствует требованиям действующего законодательства о контрактной системе, поскольку заказчиком в аукционной документации (описание объекта закупки) установлено ограничивающее количество участников закупки указание на товарный знак объектива закупаемого персонального видеорегистратора, Комиссия установила следующее.
Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 3 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в аукционной документации должен установить требования к поставляемым фотоловушкам и видеорегистраторам персональным с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды при проведении закупок для государственных нужд.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товарам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.
Кроме того, законом не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. Более того, указание в документации конкретных характеристик поставляемого товара предусмотрено законодательством о закупках.
В данном случае аукцион проводился в интересах заказчика - департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области.
В соответствии с извещением N0171200000918000031 и аукционной документацией в качестве объекта закупки обозначена поставка фотоловушек и видеорегистраторов персональных.
Согласно пункту 3 раздела 1 "Информационная карта аукциона" аукционной документации описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
В соответствии с таблицей "Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара", представленной в Разделе 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации (далее также - таблица), заказчику требуется для поставки, в том числе видеорегистратор, обладающий в числе прочих следующей характеристикой:
Наименование товара |
Показатель |
Значение показателя |
Видеорегистратор |
Объектив |
Canon, фиксированный фокус |
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что требование к наличию в персональном видеорегистраторе объектива "Canon" с фиксированным фокусом обусловлено потребностью заказчика в обеспечении качественной видеофиксации объектов, находящихся на различных фокусных расстояниях от видеорегистратора, при минимальных материальных затратах. Применение объектива с фиксированным фокусом "Canon" позволяет работать в режиме фокусировки от нуля до бесконечности, что, в свою очередь, не требует использования дальномерной оптики, а, следовательно, ведёт к снижению стоимости товара и, соответственно, к снижению расходов заказчика.
Комиссией установлено, что в настоящее время на рынке имеется как минимум две модели персональных видеорегистраторов, снабжённых объективом "Canon", производимых различными производителями:
- "ВИП 2 GPS" производства ООО "Проект "Лесной мониторинг" (подтверждением является письмо производителя, направленное в адрес Ярославского УФАС России в ответ на запрос от 13.09.2018 исх.N10158/05-02);
- "DSJ-Z1" производства ИП Серебряковой Е.А. (подтверждением является копия паспорта изделия, представленная заказчиком в материалы дела).
По мнению представителей заказчика, установление заказчиком в закупочной документации оспариваемого заявителем требования не ограничивает количество участников закупки, поскольку в ходе изучения рынка персональных видеорегистраторов, являющихся предметом настоящей закупки, проводимого при формировании аукционной документации (обосновании начальной (максимальной) цены контракта), им установлено, что имеется не один поставщик, способный поставить необходимый заказчику товар, доказательством чему являются три поступивших в адрес заказчика коммерческих предложения, представленные на заседание Комиссии: от ИП Серебрякова Е.А., ИП Семёновского П.В., ООО "Лесной мониторинг", согласно которым данными поставщиками могут быть обеспечена поставка товара, полностью соответствующего требованиям заказчика.
Следовательно, использование заказчиком в аукционной документации (описание объекта закупки) указания на товарный знак объектива требуемого к поставке персонального видеорегистратора в данном конкретном случае не свидетельствует ни о том, что заказчику требуется видеорегистратор определённого производителя (например, Canon), ни о том, что такое указание влечёт за собой ограничение количества участников закупки. Доказательств обратного заявителем не было представлено Комиссии.
Кроме того, в качестве предмета закупки обозначена поставка персональных видеорегистраторов, а не их производство. В связи с этим участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе, и не являющееся производителем требуемых к поставке товаров, готовое поставить персональные видеорегистраторы, отвечающие требованиям документации об аукционе в электронной форме и удовлетворяющие потребностям заказчика. Также в документации не указан конкретный производитель подлежащих к поставке товаров.
Заявитель не представил на заседание Комиссии доказательств того, что требования, включенные в документацию об электронном аукционе, создали одним участникам преимущества перед другими, явились непреодолимыми для некоторых участников, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников. Также заявитель не представил доказательств, свидетельствующих об отсутствии у него возможности приобретения требуемого товара и поставки его заказчику в случае победы его на аукционе.
Таким образом, принимая во внимание всё вышеизложенное, Комиссия не усматривает в действиях заказчика - департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, нарушений законодательства о контрактной системе относительно формирования описания объекта закупки, и, соответственно, довод заявителя об обратном не нашёл своего подтверждения.
Довод заявителя о том, что заказчик фактически не дал разъяснений на направленный ООО "Клевер" запрос на разъяснение положений аукционной документации, Комиссии представляется необоснованным по следующим причинам.
Частью 1 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ предусмотрено, что в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Исходя из частей 3-5 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с пунктом 18 раздела 1 "Информационная карта аукциона" аукционной документации любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Заказчик предоставляет участникам аукциона разъяснения положений документации об электронном аукционе путем их размещения в единой информационной системе в ответ на запросы, поступившие Заказчику в период с 31.08.2018 по 06.09.2018 (в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса).
Как установлено на заседании Комиссии, 03.09.2018 в адрес заказчика поступил запрос на разъяснение положений аукционной документации на право заключения контракта на поставку фотоловушек и видеорегистраторов персональных.
06.09.2018 заказчиком в единой информационной системе размещено разъяснение положений аукционной документации по указанному выше запросу.
Изучив указанный запрос, а также представленные в соответствии с ним разъяснения положений аукционной документации, Комиссия Ярославского УФАС России установила, что данные разъяснения были размещены заказчиком в установленный законом срок, содержат, как того требуют положения законодательства о контрактной системе, указание на предмет запроса и не содержат указания на участника аукциона, подавшего запрос, а также не изменяют суть аукционной документации, следовательно, поскольку иных требований к содержанию разъяснений положений аукционной документации (за исключением поименованного в части 5 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ) законодательством о контрактной системе не установлено, данные разъяснения соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю закупок,
решила:
признать жалобу ООО "Клевер" (ИНН 9709019150, ОГРН 5177746325983) на действия заказчика - департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области (ИНН 7602060560, ОГРН 1077604014872), при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку фотоловушек и видеорегистраторов персональных (извещение N0171200000918000031) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.В. Гудкевич
Члены Комиссии С.Н. Лебедева
А.С. Ковалькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 14 сентября 2018 г. N 05-02/219ж-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.09.2018