Резолютивная часть решения объявлена 14 сентября 2018 года
Решение изготовлено в полном объеме 19 сентября 2018 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председателя Комиссии - заместителя руководителя управления Гудкевич Е.В., членов Комиссии: заместителя начальника отдела контроля закупок Лебедевой С.Н., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Смирновой Т.А.,
с участием:
от заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Винар-М" (далее также - ООО "Торговый Дом "Винар-М", заявитель, общество), представителя не направили, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
от заказчика, государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Областная стоматологическая поликлиника" (далее также - ГБУЗ ЯО "Областная стоматологическая поликлиника", заказчик), - исполняющего обязанности главного врача Трубникова А.Е.,
оператор электронной площадки, общества с ограниченной ответственностью "РТС-тендер", представителя не направил, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Торговый Дом "Винар-М" на действия заказчика, ГБУЗ ЯО "Областная стоматологическая поликлиника", при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку материалов для стерилизации (извещение N 0371200015318000033) (далее также - электронный аукцион, аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),
УСТАНОВИЛА:
11.09.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Торговый Дом "Винар-М" на действия заказчика, ГБУЗ ЯО "Областная стоматологическая поликлиника", при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку материалов для стерилизации (извещение N 0371200015318000033) (далее - жалоба).
По мнению заявителя, документация об электронном аукционе утверждена заказчиком с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок ввиду следующего.
1. ООО "Торговый Дом "Винар-М" в адрес ГБУЗ ЯО "Областная стоматологическая поликлиника" направлен запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе, на данный запрос 06.09.2018 заказчиком размещен ответ, который в нарушение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок не содержит предмета соответствующего запроса.
2. По позициям 2, 4, 5, 7 раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе заказчиком установлены такие требования к закупаемым товарам, которые, по мнению заявителя, указывают на потребность заказчика в поставке материалов для стерилизации единственного производителя, в то время как, с точки зрения заявителя, "товар единственного производителя и поставщика (МедТест) отсутствует в свободной продаже".
3. По позициям 1, 3, 6, 8 раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе установлены, как полагает заявитель, ничем не регламентированные требования относительно того, что ширина самоклеящейся ленты на клапане пакетов должна быть не менее 16 мм. Более того, заявитель считает, что данное требование также указывает на товары исключительно производства АО "Медтест".
4. По позициям 1-10 раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе заказчиком установлен гарантийный срок хранения стерилизационных материалов - 5 лет, что, по мнению заявителя, является необоснованным и необъективным и приводит, в свою очередь, к ограничению числа участников закупки.
На основании изложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения по существу жалобы, просит признать жалобу необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком, ГБУЗ ЯО "Областная стоматологическая поликлиника", в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 03.09.2018 размещено извещение N 0371200015318000033 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку материалов для стерилизации вместе с документацией об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 499 852,82 руб.
Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей (части 1, 2 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В отношении первого довода заявителя Комиссией установлено следующее.
В случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона (часть 1 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В соответствии с частями 3, 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
05.09.2018 в 16:10 в адрес заказчика поступил запрос о даче разъяснений положений документации о рассматриваемом электронном аукционе. Указанный запрос содержал в себе 4 пункта относительно положений раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе (извещение N 0371200015318000033).
Установлено, что в регламентированный законом срок (06.09.2018 в 14:20) заказчик разместил в разделе "Документы" в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе по каждому из четырех заявленных участником закупки вопросов (исх. от 06.09.2018 N 381-Ж-6), то есть фактически ответы, на заданные потенциальным участником закупки (потенциальным поставщиком) вопросы, однако, без указания предмета поступившего запроса, что является нарушением части 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В отношении 2, 3, 4 доводов заявителя Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Из буквального толкования названных норм закона следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации о закупке должен установить требования к объекту закупки с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение конкурентной среды при проведении закупок для государственных нужд.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Таким образом, при формировании описания объекта закупки заказчику в данном случае предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик используемых при выполнении работ товаров, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Кроме того, законом не предусмотрено ограничений по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. Более того, указание в документации об электронном аукционе конкретных характеристик поставляемого товара предусмотрено законодательством о закупках.
В данном случае закупка проводится в интересах заказчика, ГБУЗ ЯО "Областная стоматологическая поликлиника".
В соответствии с извещением и документацией об электронном аукционе объектом настоящей закупки является поставка материалов для стерилизации. Описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе (пункт 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе).
Из содержания раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе следует, что заказчиком указан перечень товаров (материалов для стерилизации), необходимых к поставке в рамках рассматриваемой закупки, а также определены их функциональные, технические и качественные характеристики, оформленные в виде таблицы, среди которых оспариваемыми являются следующие:
N п/п |
Наименование товара |
Функциональные, технические и качественные характеристики товара |
1. |
Пакет бумажный самоклеящийся плоский с индикатором для паровой и воздушной стерилизации 200х330 мм (100шт/упаковка) белые |
Гарантийный срок хранения - 5 лет. Ширина самоклеящейся ленты на клапане пакета не менее 16 мм. |
2. |
Пакет для воздушной стерилизации комбинированный (бумага/пленка) самоклеящийся плоский с индикатором воздушной стерилизации 75х200 мм (100шт/упаковка) |
Выпускается в исполнениях: пакет самоклеющийся для воздушной стерилизации комбинированный самоклеящийся плоский - Прозрачная сторона - Изготовлены из экструдированной термоформуемой пленки с высоким барьером от влаги, отличным кислородным барьером, устойчивостью к высокой температуре 210°С в течение 200 минут, обеспечивает отсутствие деформации в процессе стерилизации, угрозы возникновения осколочных разрывов. Обеспечивает гарантированный "микробный барьер" в одинарной упаковке (паровая, воздушная) - 1 год, Высокое сопротивление (более 30 Н/8 мм) разрыву обеспечивается 10 - миллиметровым швом. - Непрозрачная сторона - специальная водоотталкивающая бумага повышенной эластичности плотностью не менее 65 г/м2 Гарантийный срок хранения - 5 лет. Размер 75*200 мм В упаковке не менее 100 штук |
3. |
Пакет для паровой, стерилизации комбинированный (бумага/пленка) самоклеющийся с индикатором для паровой стерилизации 90х180 мм (100шт/упаковка) |
Ширина ленты на клапане пакета самоклеющегося не менее 16 мм. Гарантийный срок хранения - 5 лет. |
4. |
Пакет воздушной стерилизации комбинированный (бумага/пленка) самоклеящийся плоский с индикатором 100х250 мм (100шт/упаковка) |
Выпускается в исполнениях: пакет самоклеющийся для воздушной стерилизации комбинированный самоклеящийся плоский - Прозрачная сторона - Изготовлены из экструдированной термоформуемой пленки с высоким барьером от влаги, отличным кислородным барьером, устойчивостью к высокой температуре 210°С в течение 200 минут, обеспечивает отсутствие деформации в процессе стерилизации, угрозы возникновения осколочных разрывов. Обеспечивает гарантированный "микробный барьер" в одинарной упаковке (паровая, воздушная) - 1 год, Высокое сопротивление (более 30 Н/8 мм) разрыву обеспечивается 10 - миллиметровым швом. - Непрозрачная сторона - специальная водоотталкивающая бумага повышенной эластичности плотностью не менее 65 г/м2 Гарантийный срок хранения - 5 лет. Размер 100*250 мм В упаковке не менее 100 штук |
5. |
Пакет для воздушной стерилизации комбинированный (бумага/пленка) самоклеящийся плоский с индикатором воздушной стерилизации 100х200 мм (100шт/упаковка) |
Выпускается в исполнениях: пакет самоклеющийся для воздушной стерилизации комбинированный самоклеящийся плоский - Прозрачная сторона - Изготовлены из экструдированной термоформуемой пленки с высоким барьером от влаги, отличным кислородным барьером, устойчивостью к высокой температуре 210°С в течение 200 минут, обеспечивает отсутствие деформации в процессе стерилизации, угрозы возникновения осколочных разрывов. Обеспечивает гарантированный "микробный барьер" в одинарной упаковке (паровая, воздушная) - 1 год, Высокое сопротивление (более 30 Н/8 мм) разрыву обеспечивается 10 - миллиметровым швом. - Непрозрачная сторона - специальная водоотталкивающая бумага повышенной эластичности плотностью не менее 65 г/м2 Гарантийный срок хранения - 5 лет. Размер 100*200 мм В упаковке не менее 100 штук |
6. |
Пакет бумажный самоклеящийся плоский с индикатором для паровой и воздушной стерилизации 155х260 мм (100шт/упаковка) белые |
Гарантийный срок хранения - 5 лет. Ширина самоклеящейся ленты на клапане пакета не менее 16 мм. |
7. |
Пакет воздушной стерилизации комбинированный (бумага/пленка) самоклеящийся плоский с индикатором 150х250 мм (100шт/упаковка) |
Выпускается в исполнениях: пакет самоклеющийся для воздушной стерилизации комбинированный самоклеящийся плоский - Прозрачная сторона - Изготовлены из экструдированной термоформуемой пленки с высоким барьером от влаги, отличным кислородным барьером, устойчивостью к высокой температуре 210°С в течение 200 минут, обеспечивает отсутствие деформации в процессе стерилизации, угрозы возникновения осколочных разрывов. Обеспечивает гарантированный "микробный барьер" в одинарной упаковке (паровая, воздушная) - 1 год, Высокое сопротивление (более 30 Н/8 мм) разрыву обеспечивается 10 - миллиметровым швом. - Непрозрачная сторона - специальная водоотталкивающая бумага повышенной эластичности плотностью не менее 65 г/м2 Гарантийный срок хранения - 5 лет. Размер 150*250 мм В упаковке не менее 100 штук |
8. |
Пакет бумажный самоклеящийся плоский с индикатором для паровой и воздушной стерилизации 250х320 мм (100шт/упаковка) белые |
Гарантийный срок хранения - 5 лет. Ширина самоклеящейся ленты на клапане пакета не менее 16 мм. |
9. |
Рулоны комбинированные (бумага/пленка) для паровой стерилизации 50 мм х200 м |
Срок сохранения стерильности не менее 1 года. Срок годности упаковки не менее 5 лет. |
10. |
Рулоны комбинированные (бумага/пленка) для паровой стерилизации 200 мм х 200 м |
Срок сохранения стерильности не менее 1 года. Срок годности упаковки не менее 5 лет. |
Как пояснил представитель заказчика на заседании Комиссии, установленные в документации об электронном аукционе к товарам по позициям 2, 4, 5, 7 требования (характеристики) обусловлены спецификой лечебного учреждения и объективной потребностью заказчика исходя из сложившейся практики применения закупаемых материалов для стерилизации, которые, в свою очередь, не противоречат требованиям действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Утверждение заявителя о том, что закупаемый заказчиком "товар единственного производителя и поставщика (МедТест) отсутствует в свободной продаже", по мнению заказчика, является голословным и не соответствует действительности, поскольку, во-первых, документация об электронном аукционе не содержит указания на конкретного производится закупаемых в данном случае стерилизационных материалов, а, во-вторых, при подготовке настоящей документации об электронном аукционе при формировании начальной (максимальной) цены контракта заказчиком был направлен запрос потенциальным поставщикам закупаемых товаров, содержащий, в том числе указанные в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе функциональные, технические и качественные характеристики требуемых заказчиком материалов для стерилизации (исх. от 20.08.2018 N 3600-6), в ответ на который было получено три коммерческих предложения.
Потребность заказчика в наличии у товаров по позициям 1, 3, 6, 8 на клапане пакета самоклеящейся ленты шириной не менее 16 мм обусловлена необходимостью обеспечения (с целью осуществления уставной деятельности заказчика в части исполнения требований законодательства Российской Федерации в сфере здравоохранения по обеспечению безопасности оказания медицинской помощи) свойств конечной упаковки инструментов, подлежащих стерилизации, в рамках требований качества, установленных "ГОСТ ISO 11607-2011. Упаковка для медицинских изделий, подлежащих финишной стерилизации. Общие требования": согласно подпункту "b" пункта 5.2.4.2 раздела 5 "Формирование и склеивание упаковки" при проверке упаковки на склеивание необходимо проверять соответствие общей ширины непрерывного склеивания, отсутствие разрывов в склеивании, отсутствие расслоения или отклеивания материала, отсутствие каналов или открытых мест склеивания; в связи с чем эффективное термосклеивание шва таких пакетов шириной 15 мм по опыту работы заказчика с подобными материалами обеспечивается исключительно при условии ширины самоклеящейся ленты от 16 мм и более.
Установление в документации об электронном аукционе по позициям 1-10 оспариваемых заявителем требований к заявленным заказчиком к поставке товарам о гарантийном сроке хранения - 5 лет, также обусловлено спецификой деятельности лечебного учреждения, потребностью заказчика и не противоречит требованиям закона.
Так, представитель заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в данном случае заказчиком предъявляются требования к гарантийному сроку хранения товаров, а не сроку сохранения стерильности других медицинских изделий, упакованных в такой стерилизационный материал, как то путает заявитель.
Наличие такого продолжительного гарантийного срока хранения (5 лет) закупаемых материалов для стерилизации обусловлено спецификой оборота медицинских изделий в данном конкретном учреждении: в разных подразделениях медицинского учреждения средства для стерилизации используются с разной интенсивностью. При необходимости закупки новой партии оставшиеся материалы для стерилизации с не истекшим сроком годности распределяются между подразделениями медицинского учреждения и в дальнейшем используются одновременно с вновь закупленными стерилизационными материалами. В связи с чем установленные в документации об электронном аукционе сроки хранения гарантируют использование материалов для стерилизации без нарушения сроков годности. Закупки новых партий материалов для стерилизации планируются исключительно исходя из количества оставшегося пригодного для использования стерилизационного материала в медицинском учреждении, а не ежегодно вне зависимости от наличия у заказчика потребности в такой закупке.
При этом в технических регламентах, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документах, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требованиях, связанных с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика, единые требования к гарантийному сроку хранения стерилизационных материалов, ширине самоклеящейся ленты на клапане пакета для стерилизации отсутствуют.
Оснований усомниться в пояснениях заказчика у Комиссии не имеется, при этом в тексте жалобы заявителя, поданной в Ярославской УФАС России, отсутствуют ссылки на положения государственных стандартов либо иных документов, в которых бы содержались требования к предельному (допустимому) гарантийному сроку хранения стерилизационных материалов, а также к допустимым диапазонам значений ширины самоклеящейся ленты на клапане пакета для стерилизации.
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В то же время, учитывая вышеизложенное, заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам товаров, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки. Таким образом, законодательство не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
В качестве объекта закупки обозначена поставка материалов для стерилизации, а не их производство. В связи с этим, участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе не являющееся производителем таких товаров, готовое поставить товары, отвечающие требованиям, установленным в документации об аукционе, и удовлетворяющие потребностям заказчика.
Отсутствие ограничения количества потенциальных участников закупки в данном случае косвенно подтверждается тем, что при формировании начальной (максимальной) цены контракта заказчиком были использованы сведения о наличии возможности поставки необходимых материалов для стерилизации, как минимум, у трех потенциальных поставщиков, что подтверждается полученными в ответ на запрос заказчика коммерческими предложениями от ООО "Лабораторные технологии", ООО "Медком" и ООО "МК КОН".
Кроме того, согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0371200015318000033 от 11.09.2018 на участие в рассматриваемом аукционе было подано пять заявок, по итогам рассмотрения первых частей которых четверо участников допущены аукционной комиссией заказчика до участия в данном аукционе.
Объективных доказательств того, что указанные в документации об электронном аукционе материалы для стерилизации могут быть поставлены ограниченным кругом хозяйствующих субъектов жалоба заявителя не содержит. Отсутствие товаров с необходимыми характеристиками у одного из потенциальных участников закупки не может являться признаком ограничения круга таких участников. Соответственно, заявитель не доказал тот факт, что требования, включенные в документацию об электронном аукционе, создали одним участникам закупки преимущества перед другими, являлись непреодолимыми для участников закупки, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия, исходя из имеющихся на момент рассмотрения настоящей жалобы сведений, не усматривает в данном случае необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях заказчика, ГБУЗ ЯО "Областная стоматологическая поликлиника", по формированию раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе на право заключения государственного контракта на поставку материалов для стерилизации (извещение N 0371200015318000033) нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе проведения внеплановой проверки всей закупки Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при составлении описания объекта закупки должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с извещением и документацией об электронном аукционе объектом настоящей закупки является поставка материалов для стерилизации. Описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе (пункт 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе).
Из содержания раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе следует, что заказчиком указан перечень товаров (материалов для стерилизации), необходимых к поставке в рамках рассматриваемой закупки, а также определены их функциональные, технические и качественные характеристики, оформленные в виде таблицы, в том числе по позициям 9 "Рулоны комбинированные (бумага / пленка) для паровой стерилизации 50 мм х 200 м" и 10 "Рулоны комбинированные (бумага / пленка) для паровой стерилизации 200 мм х 200 м" заказчику требуются рулоны для паровой стерилизации, "соответствующие ГОСТу Р ИСО 11607-2003".
Вместе с тем, Комиссией установлено (и это следует из доводов жалобы), что "ГОСТ Р ИСО 11607-2003. Упаковка для медицинских изделий, подлежащих финишной стерилизации. Общие требования" является не действующим с 01.01.2013. Взамен введен "ГОСТ ISO 11607-2011. Упаковка для медицинских изделий, подлежащих финишной стерилизации. Общие требования".
Доводы заказчика относительно того, что текст действующего государственного стандарта полностью дублирует текст отмененного Комиссией отклоняются, как несостоятельные, поскольку, во-первых, ни заказчик, ни Комиссия не обладают специальными познаниями в области стандартизации, а, во-вторых, закон не позволяет заказчику использовать требования, установленные документами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, не действующими в настоящее время, без обоснования необходимости такого использования.
Кроме того, закупаемый заказчиком товар по позиции 11 "Индикатор химический воздушный внутренний (5класс)" согласно требованиям документации об электронном аукционе должен "соответствовать ГОСТ Р ИСО 11140-1-2011".
Вместе с тем, как установлено на заседании Комиссии, государственного стандарта "ГОСТ Р ИСО 11140-1-2011" не существует: до 01.01.2013 действовал "ГОСТ Р ИСО 11140-1-2009. Стерилизация медицинской продукции. Химические индикаторы. Часть 1. Общие требования", с 01.01.2013 действует "ГОСТ ISO 11140-1-2011. Стерилизация медицинской продукции. Химические индикаторы. Часть 1. Общие требования".
Таким образом, исходя из пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ следует, что поскольку в данном случае заказчик при описании объекта закупки установил требования о соответствии закупаемых товаров не действующим / не существующим государственным стандартам, то есть фактически определил нестандартные требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товаров, он должен был включить в рассматриваемую документацию обоснование необходимости использования других требований (при этом под "другими требованиями" понимаются требования, не совпадающие с требованиями действующих государственных стандартов). Не включив в документацию об электронном аукционе на право заключения государственного контракта на поставку материалов для стерилизации (извещение N 0371200015318000033) такое обоснование, заказчик допустил нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Винар-М" (ИНН 7710280179, ОГРН 1027739507289) на действия заказчика, государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Областная стоматологическая поликлиника" (ИНН 7604011865, ОГРН 1027600677235), при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку материалов для стерилизации (извещение N 0371200015318000033) обоснованной в части нарушения заказчиком части 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
2. Признать заказчика, государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области "Областная стоматологическая поликлиника" (ИНН 7604011865, ОГРН 1027600677235), нарушившим часть 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
3. По результатам проведения внеплановой проверки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку материалов для стерилизации (извещение N 0371200015318000033) признать заказчика, государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области "Областная стоматологическая поликлиника" (ИНН 7604011865, ОГРН 1027600677235), нарушившим пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
4. Не выдавать заказчику, государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ярославской области "Областная стоматологическая поликлиника" (ИНН 7604011865, ОГРН 1027600677235), обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений, поскольку аналогичное предписание было выдано заказчику Комиссией Ярославского УФАС России по контролю закупок 13 сентября 2018 года по делу N 05-02/224Ж-18.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Гудкевич Е.В. |
Члены Комиссии: |
Лебедева С.Н.
Смирнова Т.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 14 сентября 2018 г. N 05-02/226Ж-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.09.2018