Резолютивная часть решения объявлена 14 сентября 2018 года
Решение изготовлено в полном объеме 19 сентября 2018 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председателя Комиссии - заместителя руководителя управления Гудкевич Е.В., членов Комиссии: заместителя начальника отдела контроля закупок Лебедевой С.Н., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Смирновой Т.А.,
с участием:
от заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Винар-М" (далее также - ООО "Торговый Дом "Винар-М", заявитель, общество), представителя не направили, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
от заказчика, государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Областная стоматологическая поликлиника" (далее также - ГБУЗ ЯО "Областная стоматологическая поликлиника", заказчик), - исполняющего обязанности главного врача Трубникова А.Е.,
оператор электронной площадки, общество с ограниченной ответственностью "РТС-тендер", представителя не направил, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Торговый Дом "Винар-М" на действия заказчика, ГБУЗ ЯО "Областная стоматологическая поликлиника", при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку материалов для стерилизации (извещение N 0371200015318000033) (далее также - электронный аукцион, аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),
УСТАНОВИЛА:
11.09.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Торговый Дом "Винар-М" на действия заказчика, ГБУЗ ЯО "Областная стоматологическая поликлиника", при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку материалов для стерилизации (извещение N 0371200015318000033) (далее - жалоба).
По мнению заявителя, документация об электронном аукционе утверждена заказчиком с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок: в разделе 2 "Описание объекта закупки" заказчик устанавливает требование о соответствии закупаемых товаров отмененному стандарту "ГОСТ ИСО 11607-2003"; в связи с чем заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения по существу жалобы, просит признать жалобу необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком, ГБУЗ ЯО "Областная стоматологическая поликлиника", в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 03.09.2018 размещено извещение N 0371200015318000033 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку материалов для стерилизации вместе с документацией об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 499 852,82 руб.
Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей (части 1, 2 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при составлении описания объекта закупки должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с извещением и документацией об электронном аукционе объектом настоящей закупки является поставка материалов для стерилизации. Описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе (пункт 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе).
Из содержания раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе следует, что заказчиком указан перечень товаров (материалов для стерилизации), необходимых к поставке в рамках рассматриваемой закупки, а также определены их функциональные, технические и качественные характеристики, оформленные в виде таблицы, в том числе по позициям 9 "Рулоны комбинированные (бумага / пленка) для паровой стерилизации 50 мм х 200 м" и 10 "Рулоны комбинированные (бумага / пленка) для паровой стерилизации 200 мм х 200 м" заказчику требуются рулоны для паровой стерилизации, "соответствующие ГОСТу Р ИСО 11607-2003".
Вместе с тем, Комиссией установлено (и это следует из доводов жалобы), что "ГОСТ Р ИСО 11607-2003. Упаковка для медицинских изделий, подлежащих финишной стерилизации. Общие требования" является не действующим с 01.01.2013. Взамен введен "ГОСТ ISO 11607-2011. Упаковка для медицинских изделий, подлежащих финишной стерилизации. Общие требования".
Доводы заказчика относительно того, что текст действующего государственного стандарта полностью дублирует текст отмененного Комиссией отклоняются, как несостоятельные, поскольку, во-первых, ни заказчик, ни Комиссия не обладают специальными познаниями в области стандартизации, а, во-вторых, закон не позволяет заказчику использовать требования, установленные документами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, не действующими в настоящее время, без обоснования необходимости такого использования.
Кроме того, закупаемый заказчиком товар по позиции 11 "Индикатор химический воздушный внутренний (5класс)" согласно требованиям документации об электронном аукционе должен "соответствовать ГОСТ Р ИСО 11140-1-2011".
Вместе с тем, как установлено на заседании Комиссии, государственного стандарта "ГОСТ Р ИСО 11140-1-2011" не существует: до 01.01.2013 действовал "ГОСТ Р ИСО 11140-1-2009. Стерилизация медицинской продукции. Химические индикаторы. Часть 1. Общие требования", с 01.01.2013 действует "ГОСТ ISO 11140-1-2011. Стерилизация медицинской продукции. Химические индикаторы. Часть 1. Общие требования".
Таким образом, исходя из пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ следует, что поскольку в данном случае заказчик при описании объекта закупки установил требования о соответствии закупаемых товаров не действующим / не существующим государственным стандартам, то есть фактически определил нестандартные требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товаров, он должен был включить в рассматриваемую документацию обоснование необходимости использования других требований (при этом под "другими требованиями" понимаются требования, не совпадающие с требованиями действующих государственных стандартов). Не включив в документацию об электронном аукционе на право заключения государственного контракта на поставку материалов для стерилизации (извещение N 0371200015318000033) такое обоснование, заказчик допустил нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В ходе проведения внеплановой проверки всей закупки Комиссией установлено следующее.
В случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона (часть 1 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В соответствии с частями 3, 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
05.09.2018 в 16:10 в адрес заказчика поступил запрос о даче разъяснений положений документации о рассматриваемом электронном аукционе. Указанный запрос содержал в себе 4 пункта относительно положений раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе (извещение N 0371200015318000033).
Установлено, что в регламентированный законом срок (06.09.2018 в 14:20) заказчик разместил в разделе "Документы" в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе по каждому из четырех заявленных участником закупки вопросов (исх. от 06.09.2018 N 381-Ж-6), то есть фактически ответы, на заданные потенциальным участником закупки (потенциальным поставщиком) вопросы, однако, без указания предмета поступившего запроса, что является нарушением части 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Винар-М" (ИНН 7710280179, ОГРН 1027739507289) на действия заказчика, государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Областная стоматологическая поликлиника" (ИНН 7604011865, ОГРН 1027600677235), при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку материалов для стерилизации (извещение N 0371200015318000033) обоснованной.
2. Признать заказчика, государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области "Областная стоматологическая поликлиника" (ИНН 7604011865, ОГРН 1027600677235), нарушившим пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
3. По результатам проведения внеплановой проверки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку материалов для стерилизации (извещение N 0371200015318000033) признать заказчика, государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области "Областная стоматологическая поликлиника" (ИНН 7604011865, ОГРН 1027600677235), нарушившим часть 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
4. Выдать заказчику, государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ярославской области "Областная стоматологическая поликлиника" (ИНН 7604011865, ОГРН 1027600677235), обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Гудкевич Е.В. |
Члены Комиссии: |
Лебедева С.Н.
Смирнова Т.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 14 сентября 2018 г. N 05-02/224Ж-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.09.2018