Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
- Демидовой Е.Н. - руководителя Управления, председателя Комиссии;
- Казаковой Е.А. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
- Козлова А.А. - начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии Управления;
при участии:
со стороны заявителя - ООО "Контракт": представитель не явился (о времени и месте рассмотрения настоящей жалобы общество уведомлено надлежащем образом),
со стороны муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения "Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Пензы":
- Карповой О.В. - представителя по доверенности от 05.06.2018 N 38-д,
- Кузичевой И.А. - представителя по доверенности от 14.09.2018 N 51-д,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Контракт" на положения документации об электронном аукционе "Ремонт проезжей части дороги по ул. Аустрина (от ул. Литвинова до моста через р. Пензятка)" (извещение N 0355300034018000047 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 21.08.2018) (далее - электронный аукцион), проводимого муниципальным заказчиком - Муниципальным казенным учреждением "Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Пензы", руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
10 сентября 2018 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее - Пензенское УФАС России) поступила жалоба ООО "Контракт" на положения документации об электронном аукционе "Ремонт проезжей части дороги по ул. Аустрина (от ул. Литвинова до моста через р. Пензятка)" (извещение N 0355300034018000047 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 21.08.2018) (далее - электронный аукцион), проводимого муниципальным заказчиком - Муниципальным казенным учреждением "Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Пензы".
По мнению подателя жалобы, заказчиком допущены следующие нарушения Закона о контрактной системе:
1) заказчиком в нарушение части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено требование о представлении участниками закупок в составе первой части заявки только согласия на выполнение работ, при условии, что при выполнении работ предполагается использование товара;
2) заказчиком в нарушение части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки не установлены значения показателей товаров, используемых при выполнении работ;
3) заказчиком в нарушение требований статьи 33 Закона о контрактной системе установлено требование о соответствии работ и материалов, используемых при их выполнении, недействующему ГОСТ;
4) заказчиком неправомерно указаны различные номера идентификационных кодов закупки в извещении о проведении закупки и проекте контракта;
5) заказчиком в нарушение части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе в проекте контракта предусмотрено увеличение срока исполнения контракта в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы.
В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе жалоба ООО "Контракт" была принята и назначена к рассмотрению на 15 часов 00 минут 14.09.2018.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу от 13.09.2018 N 2789, считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
В связи с необходимостью дополнительного анализа представленных сторонами документов и сведений в заседании Комиссии Управления объявлен перерыв до 28.08.2018, после чего рассмотрение жалобы по существу продолжено.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системы внеплановой проверки, Комиссия Управления в отношении доводов жалобы установила следующее.
21.08.2018 муниципальным заказчиком - МКУ "Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Пензы" на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение N 0355300034018000047 и документация об электронном аукционе "Ремонт проезжей части дороги по ул. Аустрина (от ул. Литвинова до моста через р. Пензятка)".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 44 420 588,29 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок - 08.09.2018 в 09:00.
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 10.09.2018.
Дата проведения аукциона в электронной форме - 13.09.2018.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона и пунктом 4 информационной карты электронного аукциона объектом закупки является ремонт проезжей части дороги по ул. Аустрина (от ул. Литвинова до моста через р. Пензятка).
Описание объекта закупки содержится в Техническом задании (Приложение N 1 к документации об электронном аукционе), в соответствии с которым предполагается выполнение таких работ, как ремонт основания щебнем фракции 20/40 прочность М-1200, устройство выравнивающего слоя из а/б смеси типа БI, с предварительным розливом вяжущих материалов с применением асфальтоукладчика, устройство верхнего слоя из а/б смеси типа ЩМА-20 толщиной 5 см, с предварительным розливом вяжущих материалов с применением асфальтоукладчика и т.д.
Согласно пункту 21 информационной карты документации об электронном аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
1) согласие участника электронного аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (согласно Приложению N 1 к информационной карте электронного аукциона) и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).
Представители заказчика при рассмотрении жалобы пояснили, что материалы при выполнении работ используются, но при этом, по их мнению, участнику закупки достаточно представить только согласие на выполнение работ в соответствии с документацией об электронном аукционе.
Следует отметить, что из положений статьи 66 Закона о контрактной системе следует, что исключительно согласие на выполнение работ представляется участниками закупок только при выполнении работ, для которых не предполагается использование товара (материала).
Таким образом, заказчик, установив требование к составу первой части заявки в виде указания только на согласие участника аукциона, в то время как предметом контракта является выполнения работ, для выполнения которых, используется товар (материалы), нарушил требования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, тем самым рассматриваемый довод признается Комиссией Управления обоснованным.
2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В рассматриваемом случае, документация об аукционе не содержит вышеуказанных показателей.
Таким образом, не установление конкретных показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товара, работы установленным заказчиком требованиям нарушает положения части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, тем самым рассматриваемый довод признается Комиссией Управления обоснованным.
3. В соответствии с пунктом 5.1 информационной карты документации об электронном аукционе работы должны выполняться, в том числе, согласно положениям ГОСТ Р 50597-93.
ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержден Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221, утратил силу с 1 сентября 2018 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст.
В тоже время, извещение об осуществлении закупки опубликовано 21.08.2018, т.е. на момент объявления закупки данный ГОСТ действовал.
Также согласно пункту 5.1 информационной карты документации об электронном аукционе исполнитель наносит временную разметку на период выполнения работ в соответствии с ГОСТ Р51256-2011.
Взамен ГОСТ Р 51256-2011 "Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования" с 01.06.2018 вводится в действие ГОСТ Р 51256-2018 "Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования" (Приказ Росстандарта от 20.02.2018 N 81-ст).
В тоже время, ГОСТ Р 51256-2018 также, как и ранее действовавший ГОСТ Р51256-2011, распространяется на разметку автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, и устанавливает классификацию и технические требования к ней. Одним из нововведений является введение разметки синего цвета для обозначения границ полос движения в пределах перекрестка.
В рассматриваемом случае, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности рассматриваемого довода. Указание ГОСТ Р 51256-2011 не повлияло на результат определения подрядчика.
4. Согласно части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки обеспечивает взаимосвязь документов, указанных в части 1 настоящей статьи, формируется с использованием кода бюджетной классификации, определенного в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, кодов общероссийских классификаторов, каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и может включать в себя иную информацию в порядке, установленном частью 3 настоящей статьи.
Как следует из части 3 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования идентификационного кода закупки, в том числе его состав и структура в зависимости от целей применения, устанавливается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной и банковской деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки указывается, в том числе, идентификационный код закупки.
В документации о проведении электронного аукциона указан ИКЗ 183583601336158360100100840004211244. В проекте контракта указан ИКЗ 183583601336158360100100840004211244. В плане-графике ИКЗ 183583601336158360100100840564211244.
Представители заказчика пояснили, что данный факт возник по причине технической ошибки.
В тоже время, Комиссия Управления считает рассматриваемый довод необоснованным, т.к. взаимосвязь документов, предполагаемая согласно части 2 статьи 23 Закона о контрактной системе, сохранилась и на результат проведения закупки это не повлияло.
5. В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, определенных данной нормой.
В соответствии с пунктом 3.1 проекта контракта срок выполнения работ: с момента заключения контракта по 10 октября 2018 года.
Согласно пункту 13.1 проекта контракта контракт действует с даты заключения по 31 декабря 2018 года.
Пунктом 8.3 проекта контракта определено, что наступление обстоятельств, вызванных действием непреодолимой силы, влечет увеличение срока исполнения контракта на период действия указанных обстоятельств.
Пунктом 14.3 проекта контракта установлено, что наступление обстоятельств, вызванных действием непреодолимой силы, влечет увеличение срока исполнения "Контракта" на период действия указанных обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В силу части 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
На основании изложенного Комиссий Управления пришла к выводу о необоснованности рассматриваемого довода жалобы.
Следует отметить, что податель жалобы на рассмотрение жалобы не явился, каких-либо доказательств нарушения его прав и интересов не представил.
Как следует из материалов по жалобе для участия в электронном аукционе были поданы и допущены две заявки участников закупки, т.е. на результат определения подрядчика выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли, в связи с чем Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи заказчику предписания об устранении допущенных нарушений.
Оценив материалы дела и объяснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Контракт" на положения документации об электронном аукционе "Ремонт проезжей части дороги по ул. Аустрина (от ул. Литвинова до моста через р. Пензятка)" (извещение N 0355300034018000047 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 21.08.2018), проводимого муниципальным заказчиком - МКУ "Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Пензы" частично обоснованной.
2. Признать заказчика - МКУ "Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Пензы" нарушившим пункт 2 части 1 статьи 64, пункт 2 части 1, часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание оператору электронной площадки о разблокировании закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.Н. Демидова
Заместитель председатель Комиссии Е.А. Казакова
Член Комиссии А.А. Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 17 сентября 2018 г. N 5-05/163-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2018