Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия)
при участии представителей:
- заказчика в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление автомобильных дорог",
- уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области,
- заинтересованного лица ООО "Жасмин",
-заявителя в лицеООО "Бридж",
рассмотрев жалобу ООО "Бридж" (620075, г. Екатеринбург, пр.Ленина, 79А, оф. 18) о нарушении заказчиком в лицеГосударственного казенного учреждения Свердловской области "Управление автомобильных дорог"(620026, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Луначарского, 203), уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской области(620095, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Малышева, 101), его комиссией при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству мостового перехода через р. Уфу на км 24+035 автомобильной дороги р.п. Ачит - с. Месягутово на территории городского округа Красноуфимск (извещение N 0162200011818001370)Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Бридж" (вх. N 01-19244 от 07.09.2018 г.) о нарушении заказчиком в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление автомобильных дорог", уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству мостового перехода через р. Уфу на км 24+035 автомобильной дороги р.п. Ачит - с. Месягутово на территории городского округа Красноуфимск (извещение N 0162200011818001370)Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что аукционной комиссией нарушен порядок подведения итогов электронного аукциона, так как заявка участника закупки ООО "Бридж" необоснованно признана несоответствующей требованиям аукционной документации, просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
19 июля 2018 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0162200011818001370 и документация об аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 304 676 292,00 рублей.
06 сентября 2018 г. аукционной комиссией была проведена процедура подведения итогов открытого аукциона в электронной форме, по ее итогам составлен протокол N0162200011818001370-2-1, подписанный присутствующими на заседании членами аукционной комиссии.
В соответствии с указанным протоколом заявка участника закупки ООО "Бридж" признана несоответствующей требованиям аукционной документации, на основаниип. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе:
1. непредставление документов и информации, которые предусмотрены п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, п. 13.2 Части I "Общая часть" документации об электронном аукционе, а именно: непредставление документов, подтверждающих соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным п. 3 ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, п. 12.1.2., п. 12.1.2.1 Части I "Общая часть" документации об электронном аукционе.В подтверждении данного опыта участником закупки в составе заявки приложены копии договоров N СП 8/762/03 от 03.09.2015 на сумму 31020833,00 рубля и N СП 8/762/02 от 03.09.2015 на сумму 39869317,82 рублей, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" стоимость исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, т.е. не менее 60935258,40 рублей.
2. наличие в представленной информации, установленной в соответствии с п.7 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе и п. 13.2 Части I "Общая часть" документации об электронном аукционе, недостоверной информации об участнике электронного аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, а именно: в составе заявки участник закупки предоставил копию выписки из реестра членов саморегулируемой организации Ассоциация "Саморегулируемая организация "Межрегиональная Строительная Группа" от 22 августа 2018 г. N 000000000000000000001106 (реестровый N СРО-С-228-20072010). В соответствии с приказом Ростехнадзора от 24.08.2018 N СП-93 сведения об Ассоциация "Саморегулируемая организация "Межрегиональная Строительная Группа" исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе:
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
- опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее Постановление N 99) при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей установлено предоставление дополнительных требований к наличию опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно положениям Постановления N 99 документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительным требованиям являются:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Пунктом 12.1.2 части I "Общая часть" документации об электронном аукционе установлены дополнительные требования, установленные Правительством Российской Федерации к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, а именно: в соответствии постановлением Правительства РФ N 99, предъявляется дополнительное требование к участникам закупки: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующихработ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Пунктом 12.1.2.1 части I "Общая часть" документации об электронном аукционе заказчик установил перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, а именно: дополнительным требованиям, установленным, в соответствии с Постановлением Правительства N 99 от 04.02.2015 г.:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке
Начальная (максимальная) цена контракта по закупке N 0162200011818001370 составляет 304 676 292,00 рубля, следовательно, 20% от начальной (максимальной) цены контракта составляет 60 935 258,40 рублей.
Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что в составе второй части заявки участника закупки ООО "Бридж" для подтверждения соответствия участника дополнительным требованиям представлены, в том числе следующие документы:
- договор субподряда N СП8/762/03 от 03.09.2015 г., заключенный ООО "Бридж" с ООО "УралДорТехнологии" на выполнение работ по строительству моста на объекте "Подъезд к д. Кабакова с мостом через р.Нейву от автодороги с.Останкино-д.Путилова на территории муниципального образования Алапаевское Свердловской области" на сумму 31 020 833 (тридцать один миллион двадцать тысяч восемьсот тридцать три) рублей.
- договор субподряда N СП8/762/02 от 03.09.2015 г., заключенный ООО "Бридж" с ООО "УралДорТехнологии" на выполнение работ по строительству моста на объекте "Подъезд к д. Кабакова с мостом через р.Нейву от автодороги с.Останкино-д.Путилова на территории муниципального образования Алапаевское Свердловской области" на сумму 39 869 317 (тридцать девять миллионов восемьсот шестьдесят девять тысяч триста семнадцать) рублей 82 копейки.
- копии актов о приемке выполненных работ по унифицированной форме N КС-2, утвержденной постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100, которые содержат сведения о наименовании и стоимости выполненных работ по объектам, указанным в договоре субподряда N СП8/762/03 от 03.09.2015 г.;
- копии актов о приемке выполненных работ по унифицированной форме N КС-2, утвержденной постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100, которые содержат сведения о наименовании и стоимости выполненных работ по объектам, указанным в договоре субподряда N СП8/762/02 от 03.09.2015 г.;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Дополнительным требованием к участникам закупки работ строительных, указанных в пункте 2 приложения N 1 к Постановлению N 99, является наличие опыта исполнения контракта (договора) стоимостью не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Заявка на участие в закупке, в соответствии с положениями Постановления N 99, может содержать копии нескольких контрактов, актов выполненных работ, разрешений на ввод объекта в эксплуатацию в отношении нескольких объектов. Однако обязательным является наличие в составе заявки участников закупки хотя бы одного контракта (договора) стоимостью не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что ни один из представленныхв составе второй части аукционной заявки участника закупки ООО "Бридж" договоров не соответствует требованию о том, что стоимость контракта (договора)должна быть не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта,.
Кроме того, проанализировав документы, представленные участником закупки в лице ООО "Бридж" в составе второй части заявки, в качестве подтверждения соответствия дополнительным требованиям установленным Постановлением N 99 к участникам закупки, Комиссия приходит к выводу, что представленные документы не свидетельствуют о наличии у ООО "Бридж" опыта по строительству объектов капитального строительства ввиду нижеследующего.
В материалах дела имеется Акт приемки законченной строительством автомобильной дороги "Подъезд к д. Кабакова с мостом через р.Нейву от автодороги с.Останкино-д.Путилова на территории муниципального образования Алапаевское Свердловской области", в данном акте указано, что в строительстве принимали участие: ООО "УралДорТехнологии", ООО "Бридж". Из указанных материалов следует, что ООО "Бридж" при строительстве автомобильной дороги "Подъезд к д. Кабакова с мостом через р.Нейву от автодороги с.Останкино-д.Путилова на территории муниципального образования Алапаевское Свердловской области" выполняло в качестве субподрядчика отдельные виды строительных работ.
Вместе с тем, лицо, выполнявшее в качестве субподрядчика отдельные виды строительных работ, не имеет опыта строительства самого объекта капитального строительства. Субподрядчик не имеет опыта строительства капитального объекта, поскольку выполнил определенный вид (виды) строительных работ, то есть часть всех работ, необходимых для строительства объекта капитального строительства. Опыта выполнения иных видов работ, выполняемых генеральным подрядчиком в ходе строительства капитального объекта субподрядчик не имеет, например:
- опыта осуществления строительного контроля лица, в том числе контроля засоответствием применяемых строительных материалов и изделий требованиям технических регламентов, проектной и рабочей документации,
- осуществления контроля качества строительства,
- надзор за строительством и др.
Так же субподрядчик не имеет опыта по сдаче и вводу капитального объекта в эксплуатацию, а также не несет гарантийных обязательств по объекту в целом.
Таким образом, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу, что участником закупки в лице ООО "Бридж" в составе второй части заявки не подтверждено соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с положениями Постановления N 99, что не соответствует требованиям аукционной документации.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе участник должен соответствовать единым требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Пунктом 13.2 части I "Общая часть" документации об электронном аукционе установлены требования ко второй части заявки на участие в электроном аукционе, в том числе требование о том, что участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства в отношении объектов капитального строительства (далее - СРО), что должно быть подтверждено наличием действующей выписки из реестра членов саморегулируемой организации, выданной по форме согласно Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации".
Комиссией установлено, что в составе второй части заявки участник закупки в лице ООО "Бридж" предоставил копию выписки из реестра членов саморегулируемой организации Ассоциация "Саморегулируемая организация "Межрегиональная Строительная Группа" от 22 августа 2018 г. N 000000000000000000001106 (реестровый N СРО-С-228-20072010).
Вместе с тем, в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" сведения о СРО вносятся уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом в Государственный реестр саморегулируемых организаций. Согласно Государственному реестру саморегулируемых организаций (http://sro.gosnadzor.ru/), сведения об Ассоциации "Саморегулируемая организация "Межрегиональная Строительная Группа" исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций на основании приказаРостехнадзора от 24.08.2018 N СП-93.
Таким образом, на момент окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе (27.08.2018 г.) участник закупки в лице ООО "Бридж" не являлся членом СРО, так как сведения о саморегулируемой организации, в которой состоял участник закупки в лице ООО "Бридж" исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций 24.08.2018 г.).
Довод заявителя о том, что на момент рассмотрения вторых частей заявок участник закупки в лице ООО "Бридж" являлся членом СРО Ассоциации "Саморегулируемая организация "Строители Свердловской области" является несостоятельным, ввиду нижеследующего.
Процедура торгов по своей правовой природе является публичной офертой, которая в соответствии с частью 1 статьи 435 ГК РФ представляет собой предложение, которое должно быть достаточно определенным и содержать существенные условия договора, определяемые в том числе конкурсной документацией.
В соответствии со статьей 435 Гражданского кодекса РФ, офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение и содержащее существенные условия договора.
Размещение на официальном сайте аукционной документации является публичной офертой в соответствии с ч. 2 ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации, акцепт которой образует договор и порождает обязанность его исполнить. Заявка на участие в электронном аукционе рассматривается в качестве акцепта оферты.
Согласно ч. 1 ст. 438 ГК РФ акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. При этом акцепт должен быть полным и безоговорочным.
Таким образом, гражданские правоотношения между заказчиком и участником закупки наступают в момент подачи заявки на участие в электронном аукционе, ввиду чего участник закупки обязан соответствовать требованиям предъявляемым заказчиком к участникам закупки на момент подачи заявки.
Участник закупки в лице ООО "Бридж" на момент подачи заявки на участие в электронном аукционе не соответствовал требованиям аукционной документации, так как не являлся членом СРО, ввиду того, что сведения о саморегулируемой организации, в которой состоял участник закупки в лице ООО "Бридж" исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций.
Согласно ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в такомаукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
На основании вышеизложенного Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу, что заявка участника ООО "Бридж" правомерно признана аукционной комиссией несоответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе на основании указанном в протоколе подведения итогов электронного аукциона.
Таким образом, в действиях аукционной комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. ЖалобуООО "Бридж" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление автомобильных дорог", уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, аукционной комиссиинарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление автомобильных дорог", уполномоченному органу в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, аукционной комиссиипредписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 12 сентября 2018 г. N 1427-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.09.2018