Резолютивная часть решения оглашена 17 сентября 2018 года
В полном объеме решение изготовлено 19 сентября 2018 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Долгополовой К.А. |
- |
начальника отдела административного и судебного производства Челябинского УФАС России; |
|
Черенковой Е.Б. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙЦЕНТР" (далее - ООО "СТРОЙЦЕНТР", заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство пристроя к зданию основной общеобразовательной школы N4 с устройством входной группы г. Усть-Катав, ул. Ломоносова, 96 А" (извещение N 0169300007518000125), в присутствии:
- представителей Управления инфраструктуры и строительства администрации Усть-Катавского городского округа (далее - заказчик) начальника Дьячковского Дмитрия Николаевича, Волочнева Алексея Сергеевича, действующих на основании распоряжения N 6к от 18.01.2016, доверенности б/н от 16.07.2018;
- заявитель о времени и месте проведения Комиссии уведомлен, на заседание не явился, письменных пояснений, ходатайств не представил.
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 11.09.2018 поступила жалоба ООО "СТРОЙЦЕНТР" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство пристроя к зданию основной общеобразовательной школы N4 с устройством входной группы г. Усть-Катав, ул. Ломоносова, 96 А" (извещение N 0169300007518000125) (далее - аукцион, закупка).
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство пристроя к зданию основной общеобразовательной школы N4 с устройством входной группы г. Усть-Катав, ул. Ломоносова, 96 А" опубликовано Администрацией Усть-Катавского городского округа на официальном сайте Единой информационной системы (далее - ЕИС) в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 23.08.2018 в 17:16.
Начальная (максимальная) цена контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство пристроя к зданию основной общеобразовательной школы N4 с устройством входной группы г. Усть-Катав, ул. Ломоносова, 96 А" - 39 913 030,00 рублей.
Протокол N 0169300007518000125 рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе: "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство пристроя к зданию основной общеобразовательной школы N4 с устройством входной группы г. Усть-Катав, ул. Ломоносова, 96 А" от 17.08.2018.
Протокол проведения электронного аукциона 0169300008218000129 от 20.08.2018.
На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.
Согласно доводам жалобы ООО "СТРОЙЦЕНТР" ответственность заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, установлена в проекте контракта не в соответствии с требованиями действующего законодательства о контрактной системе, не предполагает вариативности.
Представители заказчика с доводами жалобы ООО "СТРОЙЦЕНТР" не согласились и пояснили, что проектом контракта установлена ответственность как при цене контракта, не превышающей 3 млн. рублей, так и при цене контракта от 3 до 50 млн. рублей.
Считают жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В силу части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 утверждены "Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Правила).
В силу пункта 3 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящих Правил):
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
д) 0,4 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);
з) 0,2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);
и) 0,1 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.
Согласно пункту 6 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В соответствии с пунктом 9 Правил за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Пунктами 6.1, 6.3, 6.4 проекта контракта предусмотрена ответственность за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, с учетом возможного снижения цены контракта менее 3 млн. рублей).
Таким образом, заказчиком предусмотрена вариативность размера ответственности и для подрядчика, и для заказчика с учетом возможного снижения цены контракта, что соответствует законодательству о контрактной системе.
Довод заявителя не находит подтверждения, не обоснован.
При проведении внеплановой проверки в действиях Заказчика антимонопольным органом выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
Частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Во исполнение указанной нормы принято Постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570).
В Постановлении N 570 определен перечень видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам (далее - перечень работ).
Таким образом, в случае, если работы по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, являющиеся объектом закупки, указаны в перечне работ согласно Постановлению N 570, то заказчик обязан в документации о закупке, в том числе проекте контракта, предусмотреть следующие условия согласно подпунктам "а-в" пункта 2 Постановления N 570:
- возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам;
- ответственность за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, в виде штрафа, размер которого составляет 5 процентов стоимости указанных работ;
- а также условие, согласно которому конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 года и не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 года.
В силу части 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Пунктом 7.1 информационной карты документации о закупке, который называется "Возможные виды и объемы работ по строительству объекта капитального строительства из числа видов работ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту" установлено, что конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных настоящим пунктом, определенные по предложению подрядчика, указываются в Перечне видов и объемов работ по объекту: "Строительство пристроя к зданию основной общеобразовательной школы N 4 с устройством входной группы г. Усть-Катав, ул. Ломоносова, 96 А", которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту (Приложение 4 к проекту муниципального контракта) и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной Ведомостью объемов и стоимости работ по объекту: "Строительство пристроя к зданию основной общеобразовательной школы N 4 с устройством входной группы г. Усть-Катав, ул. Ломоносова, 96 А".
В совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 25 процентов цены контракта.
В течении пяти рабочих дней с момента подписания контракта Подрядчик предоставляет заказчику информацию о конкретных видах и объемах работ (в форме, установленной приложением 4 к проекту муниципального контракта) по Объекту из числа видов и объемов работ, предусмотренных документацией об электронном аукционе, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту (Приложение 4 к проекту муниципального контракта). Предложения Подрядчика должны соответствовать требованиям положений постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570.
Приложение N 4 к проекту контракта предусматривает возможность указания победителем электронного аукциона конкретных видов и объемов работ, выполняемых подрядчиком самостоятельно без привлечения других лиц.
Однако, в нарушение части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, Постановления N 570 в документации о закупке, в том числе проекте контракта, не предусмотрены условия, указанные в подпункте "а" пункта 2 Постановления N 570, а именно возможные виды и объемы работ по строительству из числа видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту.
Действия заказчика могут быть квалифицированы по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙЦЕНТР" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство пристроя к зданию основной общеобразовательной школы N4 с устройством входной группы г. Усть-Катав, ул. Ломоносова, 96 А" (извещение N 0169300007518000125) необоснованной.
2. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 2 Постановления N 570.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии К.А. Долгополова
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 17 сентября 2018 г. N 585-ж/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2018