Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "Андромеда"на действия администрации МО г. Новороссийск, МАОУ СОШ N 34 МО г. Новороссийск при проведении электронного аукциона: "Поставка техники"(извещение N 0118300013318001218) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе. Заявителем указано, что Заказчиком по п. 43,42, 114, 115, 44, 101, 112, 117-120, 123, 124, 128, 3, 15, 36, 54-58, 65, 68, 107-110, 113 раздела 2 аукционной документации установлены требования, ограничивающие права участников закупки.
Уполномоченным органом направлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии представителей, а также запрашиваемые документы и пояснения по существу доводов жалобы, согласно которым на основании ч. 6 ст. 63 Закона о контрактной системе 14.09.2018 года было принято решение о внесении изменений в размещенную аукционную документацию по п. 43, 44, 101, 117, 118, 119, 120, 123, 124, 128. Также в отношении п. 3, 15, 36, 42, 54-58, 65, 68, 107-110, 112-115 размещено обоснование, предусмотренное действующем законодательством, в связи с чем с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, считают поданную жалобу необоснованной.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Администрацией МО города Новороссийск для нужд МАОУ СОШ N 34 МО г. Новороссийскпроводился электронный аукцион: "Поставка техники"(извещение N 0118300013318001218).
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта (п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 1), 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
Заявителем указано, что по п. 43, 44, 101, 117, 118, 119, 120, 123, 124, 128раздела 2 аукционной документации Заказчиком установлены требования к закупаемому товару, ограничивающие права и законные интересы участников закупки.
В случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона (ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе).
27 августа 2018 года Заказчиком в ЕИС в сети "Интернет" размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку техники.
В соответствии с редакцией извещения от 31.08.2018 года окончание срока подачи заявок установлено Заказчиком 21.09.2018 09:00.
Согласно ч. 6 ст. 63 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
14 сентября 2018 года Заказчиком принято решение о внесении изменений в аукционную документацию, в том числе по п. 43, 44, 101, 117, 118, 119, 120, 123, 124, 128 раздела 2 аукционной документации. Изменения извещения размещены Заказчиком в ЕИС в сети "Интернет" 17.09.2018 года.
Заявителем было указано, что по п. 43 Заказчиком установлены требования к товару "Мобильный компьютер ученика", вместе с тем, совокупность характеристик соответствуют устройству типа "смартфон" и не соотносятся с характеристиками устройства "мобильный компьютер" (ноутбук).
В соответствии с действующей редакцией аукционной документации, по п. 43 раздела 2 аукционной документации Заказчиком установлены характеристики к мобильному устройству, которое подразумевает ряд устройств, включающих в себя смартфоны, планшеты, электронные книги, телефоны, КПК и другие устройства.
Заявителем указано, что по п. 42, 114, 115 Заказчиком установлены характеристики товара, приводящие к невозможности поставки устройств, отвечающих потребности Заказчика.
К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов ( ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе).
Заявителем не представлены документы, подтверждающие отсутствие на рынке реализации устройств, закупаемых Заказчиком, обладающих заявленными в разделе 2 показателями.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании объекта закупки руководствует в том числе собственной потребностью.
Также в разделе 8 "Инструкция по заполнению заявки" аукционной документации Заказчиком указано: "Если при составлении описания объекта закупки заказчиком не использованы установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, необходимость в других показателях, требованиях, условных обозначениях и терминологии обусловлена потребностью заказчика.".
Таким образом, во исполнение п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, аукционная документация содержит обоснование использования нестандартных показателей.
На основании изложенного, Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушение ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при описании п. 42, 114, 115 раздела 2 аукционной документации.
Заявителем указано, что по п. 44 раздела 2 аукционной документации к поставке требуется мобильный компьютер ученика с программным обеспечением, вместе с тем поставка мобильного компьютера (ноутбука) с характеристиками, заявленными в описании объекта закупки, невозможна, под заявленные критерии возможно подобрать моноблок, стационарный ПК, которые по своей сути не являются мобильными устройствами.
В соответствии с действующей редакцией аукционной документации, по п. 44 раздела 2 аукционной документации Заказчиком установлены характеристики к компьютеру ученика с программным обеспечением. Слово "мобильный" исключено из описания п. 44 раздела 2.
Аналогично по п. 112, с учетом внесенных изменений в положения аукционной документации, к поставке требуется мобильный компьютер(лицензионное программное обеспечение).
По п. 101 раздела 2 аукционной документации Заказчиком установлено:
Фальцовщик |
28.23.13.190 |
|
шт. |
1 |
|
|
|
Тип фальцовки |
фрикционный |
|
|
|
|
|
|
|
|
максимальный формат |
не менее А3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
скорость фальцовки,листов/час |
не менее 6000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
плотность бумаги,г/м2 |
не менее 120 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Емкость подающего лотка,листов |
не менее 250 |
Заявителем указано, что показатель "плотность бумаги" вводит в заблуждение участников закупки и не содержит исчерпывающей информации о потребности Заказчика.
Устройство "Фальцовщик" действующими на территории Российской Федерации ГОСТ не регламентировано, в соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, аукционная документация содержит обоснование использования нестандартных показателей.
В связи с изложенным, при описании п. 101 раздела 2 аукционной документации, Заказчик руководствовался данными производителей и поставщиков требуемого вида устройств.
Комиссия, ознакомившись с данными сайтов реализации устройств "фальцовщик", установила, что единого порядка обозначения плотности бумаги при описании указанного вида устройств не предусмотрено. Также, например, на сайте https://krasnodar.price.ru/falcovschiki/ показатель плотности бумаги установлен в виде единой характеристики, аналогично требования заявленного Заказчиком.
Заявителем не представлены документы и иное правовое обоснование, подтверждающие невозможность поставки товара с требуемыми Заказчику характеристиками.
Таким образом, требования Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Заявителем указано, что по п. 3, 15, 36, 42, 54, 55, 56, 57, 58, 65, 68, 107-110, 112-115 требуется к поставке программный продукт MicrosoftWindows 10HomeSLRussian, применяемый в домашних условиях и лишенный возможности работы в существующей инфраструктуре Заказчика.
Вместе с тем, в действующей редакции аукционной документации к поставке в совокупности с устройствами требуется программный продукт MicrosoftWindows 10, обладающий возможностью интеграции в существующую инфраструктуру Заказчика.
Таким образом, требования Заказчика не противоречат ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Заявителем указано, что по п. 117-120, 123, 124, 128 и по иным позициям описания объекта закупки к поставке требуются устройства, а также программные продукты (программное обеспечение), что ограничивает права участников закупки.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Согласно п. 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 (далее - Порядок, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236) обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки программного обеспечения в следующих случаях:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр) отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
В соответствии с п. 3 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236, обоснование должно содержать указание на: а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 настоящего Порядка; б) класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки; в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение; г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки, по каждому программному обеспечению (с указанием названия программного обеспечения), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 настоящего Порядка).
В составе раздела 2 аукционной документации размещен документ "Обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в которому установлено следующее:
"Объект закупки: поставка техники
Планируемое к приобретению, предустановленное на компьютерную технику, программное обеспечение: Windows 10 и MC Office 2016. Обстоятельство, обусловливающее невозможность соблюдения запрета, установленного пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 " Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд": Программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по свои функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристика не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению (подпункт "б" пункта 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительством Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 " Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"). Класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки: Операционные системы; Офисные приложения. Требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения являющегося объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение указаны в таблице N1_Функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки, по каждому программному обеспечению (с указанием названия программного обеспечения), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки: указаны в Таблице N2_".
Таким образом, аукционная документация содержит требования о необходимости поставки конкретного программного обеспечения, в связи с необходимостью обеспечения совместимости операционной системы с существующей инфраструктурой и корректной работы ПО, используемым заказчиком.
Заявленные Заказчиком характеристики объекта закупки указаны с учетом потребности, обоснование которой содержится в составе аукционной документации.
На основании изложенного, с учетом внесенных изменений, Комиссия не усматривает в действиях Заказчика, уполномоченного органа нарушений Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Андромеда" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0118300013318001218).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 17 сентября 2018 г. N ЭА-1593/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.09.2018