Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Шумилов А.А. |
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления, |
- Лазарева Е.А. |
- |
член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
- Смирнова Л.О. |
- |
член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ремточстрой Инжиниринг" (далее также - ООО "Ремточстрой Инжиниринг", заявитель) на действия Управления Судебного департамента в Оренбургской области (далее - заказчик) при определении подрядчика путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ для обеспечения государственных нужд,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО "Ремточстрой Инжиниринг" о нарушении Управлением Судебного департамента в Оренбургской области требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на строительство здания Промышленного районного суда г. Оренбурга, номер извещения 0353100003618000198 (далее также - электронный аукцион).
По мнению заявителя, положения документации названного электронного аукциона не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе в сфере закупок).
Представители ООО "Ремточстрой Инжиниринг" и Управления Судебного департамента в Оренбургской области на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России отсутствовали. Доказательства надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения жалобы в материалах дела имеются.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, исследовав имеющиеся в деле материалы и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее также - Административный регламент), пришла к следующим выводам.
1) 15.08.2018 в Единой информационной системе и на электронной площадке www.sberbank-ast.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на строительство здания Промышленного районного суда г. Оренбурга, номер извещения 0353100003618000198 и документация об электронном аукционе.
20.08.2018 в извещение и документацию об электронном аукционе на право заключения контракта на строительство здания Промышленного районного суда г. Оренбурга, номер извещения 0353100003618000198, внесены изменения.
Заказчиком данной закупки выступает Управление Судебного департамента в Оренбургской области.
Оператором электронной площадки является ЗАО "Сбербанк - АСТ".
Предметом контракта является строительство здания Промышленного районного суда г.Оренбурга.
Начальная (максимальная) цена контракта - 46 880 000,00 рублей.
2) По смыслу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
При этом частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Требования к техническим и функциональным характеристикам товаров, используемым при выполнении работ, установлены в пункте 2.1 раздела II документации об электронном аукционе.
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что по ряду позиций заказчик установил значения показателей, определяемых только по результатам испытаний.
Например, по товару "Битумы нефтяные строительные изоляционные БНИ-IV-3, БНИ-IV, БНИ-V" заказчиком в требованиях указано, в том числе, следующее: водонасыщенность за 24 ч - не более 0,1 %, изменение массы после прогрева - не более 0,5 %; по товару "Битумы нефтяные строительные" заказчиком в требованиях указано, в том числе, следующее: растворяемость в толуоле - не менее 90 %, температура вспышки - не ниже 240 °С, по товару "Битумы нефтяные строительные кровельные" заказчиком в требованиях указано, в том числе, следующее: предел температуры размягчения - 85-95 °С; по товару "Гидростеклоизол" заказчиком в требованиях указано, в том числе, следующее: усилие на разрыв при растяжении - не менее 500/51 н/кг/с2, температура хрупкости связующего - -18 °С, водопоглощение в сутки - не более 1,5 %; по товару "Мастика битумная кровельная горячая" заказчиком в требованиях указано, в том числе, следующее: условная прочность - не ниже 105 °С, относительное удлинение при разрыве - не менее 1100, водопоглощение в течение 24 ч по массе - не более 1 %; по товару "Проволока светлая" заказчиком в требованиях указано, в том числе, следующее: временное сопротивление разрыву - 1000-1200 н/мм2; по товару "Проволока горячекатаная в мотках, диаметром 6,3-6,5 мм" заказчиком в требованиях указано, в том числе, следующее: содержание углерода - не более 0,2 %; по товару "Уайт-спирит" заказчиком в требованиях указано, в том числе, следующее: массовая доля ароматических углеводородов - не более 16%, массовая доля серы - не более 0,025 %; по товару "Клей "Бустилат" заказчиком в требованиях указано, в том числе, следующее: массовая доля сухого остатка - не менее 50-52 %, прочность клеевого соединения - 40 Гкс/см2, время полного высыхания - 24 ч; по товару "Бензин растворитель" заказчиком в требованиях указано, в том числе, следующее: содержание серы - не более 0,018-0,02 %; по товару "Латекс" заказчиком в требованиях указано, в том числе, следующее: содержание незаполимеризованного стирола - не более 0,1 %; по товару "Герметик пенополиуретановый (пена монтажная) типа Makrofleks, Soudal в баллонах по 750 мл" заказчиком в требованиях указано, в том числе, следующее: максимальный объем после расширения - до 60 л, плотность после отвердевания - 16-26 Кг/м3, термоустойчивость - от минус 54 до +100 °С и т.д.
Описание подобным образом противоречит требованиям части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и Письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке".
Каких-либо доказательств необходимости описания объекта закупки подобным образом документация не содержит, и при рассмотрении жалобы не представлено.
Следовательно, жалоба заявителя признается обоснованной.
Кроме того, в нарушение вышеприведенных норм в документации содержатся некорректные единицы измерения, а также отсутствует обоснование использования отдельных нестандартных показателей (технических характеристик). Так, в техническом задании содержатся следующие показатели (технические характеристик):
"Заклепка" указано: масса - не более 0,0025 мм
"Бруски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 150 мм и более, II сорта" указано: толщина - 150 и более мм (что противоречит ГОСТу 18288-87, согласно которому брусок - пиломатериал толщиной до 100 мм).
Однако использование указанных нестандартных показателей ничем не обосновано, документация такого обоснования не содержит.
Кроме того, в нарушении требований части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком в пункте 4.3.3 проекта контракта установлено следующее:
в течение одного рабочего дня с момента заключения контракта подготовить и представить Заказчику на согласование предложение о видах и объемах работ, которые Подрядчик, согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 г. N 570, обязан выполнить самостоятельно без привлечения к их выполнению третьих лиц.
При этом заказчиком не определены виды работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения к их выполнению третьих лиц.
3) В соответствии со статьей 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать среди прочего краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 названного Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Однако в нарушение названной нормы, извещение о проведении закупки, сформированное по формату сайта, а также извещение в формате Word содержат противоречащие друг другу сведения относительно сроков выполнения работ (25.12.2018и 29.12.2018 соответственно).
4) Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе определено, что документация об электронном аукционе должна содержать среди прочего информацию, указанную в извещении об осуществлении закупки.
Согласно пунктам 7 и 8 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки содержит, наряду с иной информацией:
- размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом);
- размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 названного Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 указанного Федерального закона.
В соответствии с частью 52 статьи 112 Закона о контрактной системе по 30 июня 2019 года включительно обеспечение заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.
Кроме того, согласно части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Однако в нарушение части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в пункте 1 раздела 10 информационной карты документации установлено, что обеспечение заявки на участие в электронном аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии, а также в пункте 1 раздела 10 документации об электронном аукционе заказчиком прописано, что в качестве обеспечения исполнения контракта могут быть приняты банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
5) В нарушение пункта 10 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе некорректно указаны условия признания победителя аукциона, уклонившегося от заключения контракта.
6) В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Начальная (максимальная) цена контракта названной закупки составляет 46 880 000,00 рублей.
Однако в нарушение части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в пункте 1 раздела 16 информационной карты документации установлено, что в случае если при проведении электронного аукциона цена Государственного контракта снижена на 25 и более процентов от начальной (максимальной) цены контракта, победитель аукциона предоставляет обеспечение исполнения Государственного контракта в размере 21 096 000 (двадцать один миллион девяносто шесть тысяч) руб. 00 коп. или обеспечение исполнения Государственного контракта в размере 14 064 000 (четырнадцать миллионов шестьдесят четыре тысячи) руб. 00 коп. и информацию, подтверждающую добросовестность Участника закупки при направлении Заказчику подписанного проекта контракта.
7) В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований названного Федерального закона.
В силу пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 названного Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении об осуществлении закупки.
Требования к участникам закупки определены в части 2 раздела 7 информационной карты документации, где заказчиком установлено наличие у участника лицензии на "Производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" в соответствии с Федеральным законом о лицензировании отдельных видов деятельности N99 от 4 мая 2011 года.
В соответствии с пунктом 15 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Между тем Комиссия Нижегородского УФАС России отмечает, что в силу пункта 1 статьи 706 ГК РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).
В документации об электронном аукционе субподряд не запрещен, подрядчик имеет право привлечь к выполнению монтажных работ по установке пожарной сигнализации субподрядчика, у которого рассматриваемая лицензия имеется.
Таким образом, заказчик, установив требования о наличии названной лицензии у участников закупки, нарушил положения части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, поскольку участники, являющиеся членами СРО и соответствующие дополнительным требованиям, но не имеющие названной лицензии, не смогут участвовать в закупке.
Кроме того, названная лицензия прописана также в требованиях ко вторым частям заявок, что нарушает требования части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе (требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 названной статьи документов и информации, не допускается).
8) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, нарушения требований части 6 статьи 31, части 1 статьи 33 и части 1 стать 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, допущенные заказчиком, не повлияли на результаты закупки, нарушения требований части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в рассматриваемом случае, могут быть устранены только при рассмотрении вторых частей заявок без учета требований по неправомерно установленным показателям.
Также в целях продолжения указанной закупки возникает необходимость выдачи оператору электронной площадки (ЗАО "Сбербанк - АСТ") предписания о прекращении приостановления определения подрядчика в части заключения контракта, что не противоречит положениям части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок.
решила:
1. Признать жалобу ООО "Ремточстрой Инжиниринг" на действия Управления Судебного департамента в Оренбургской области при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на строительство здания Промышленного районного суда г. Оренбурга, номер извещения 0353100003618000198, обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 6 статьи 31, части 1 статьи 33, части 1 стать 64 и части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Заказчику предписание не выдавать в связи с отсутствием влияния нарушений требований части 6 статьи 31, части 1 статьи 33 и части 1 стать 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок на результаты закупки.
4. Выдать предписание аукционной комиссии об устранении допущенных заказчиком нарушений части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
5. Выдать предписание оператору электронной площадки - ЗАО "Сбербанк - АСТ".
6. Передать уполномоченному должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 4.1 и 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии А.А. Шумилов
Члены комиссии Е.А. Лазарева
Л.О. Смирнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 10 сентября 2018 г. N 1975
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.09.2018