Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Шумилов А.А. |
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления, |
- Кирьякова С.Е. |
- |
член комиссии, начальник отдела контроля закупок, |
- Рыжов Д.В. |
- |
член комиссии, главный государственный инспектор отдела контроля закупок, |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новая Линия" (далее также - ООО "Новая Линия", заявитель) на действия Управления Судебного департамента в Оренбургской области (далее также - УСД в Оренбургской области, заказчик) при осуществлении закупки путём проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ для обеспечения государственных нужд,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба заявителя о нарушении заказчиком требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству здания Промышленного районного суда г. Оренбурга, номер извещения 0353100003618000198 (далее также - электронный аукцион).
По мнению заявителя, положения документации названного электронного аукциона не соответствуют требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе).
Представители заявителя и заказчика на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России отсутствовали. Доказательства надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения жалобы в материалах дела имеются.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, исследовав имеющиеся в деле материалы и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и пункта 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее также - Административный регламент), пришла к следующим выводам.
1) 15.08.2018 в единой информационной системе и на электронной площадке www.sberbank-ast.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству здания Промышленного районного суда г. Оренбурга и документация об электронном аукционе.
Заказчиком данной закупки выступает Управление Судебного департамента в Оренбургской области.
Оператором электронной площадки является ЗАО "Сбербанк-АСТ".
Начальная (максимальная) цена контракта - 46 880 000,00 рублей.
2) В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьёй 33 названного Закона.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Описание объекта закупки определено заказчиком в части III документации об электронном аукционе.
Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об электронном аукционе, содержатся Приложении N1 к Техническому заданию.
По позиции N112 "Заклепка" установлены требования: "Масса - не более 0,0025 мм. То есть единицей измерения массы в документации о закупке являются миллиметры, что не соответствует действительности в связи с использованием нестандартных единиц измерения.
Также Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что по ряду позиций заказчик установил значения показателей, определяемых только по результатам испытаний. Например, позиция N45 "Проволока горячекатаная _" показатели содержание углерода - не более 0,2%; позиция N55 "Уайт-спирит" показатели массовая доля ароматических углеводородов - не более 16%, массовая доля серы - не более 0,025%; позиция N88 "Бензин-растворитель" показатель массовая доля серы - не более 0,018-0,02%; позиция N90 "Латекс" показатель содержание незаполимеризованного стирола - не более 0,1%.
Подобное описание объекта закупки является необъективным и может привести к ограничению количества участников закупки. Данная позиция подтверждается письмом ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16.
Каких-либо доказательств необходимости описания объекта закупки подобным образом документация не содержит и при рассмотрении жалобы не представлено.
Следовательно, Управление Судебного департамента в Оренбургской области нарушило требования части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку описание подобным образом характеристик не является объективным, не позволяет определить соответствие предлагаемых к поставке товаров потребностям заказчика на стадии рассмотрения заявок, а также без проведения дополнительно соответствующих испытаний не позволяет заполнить заявку без наличия такого товара.
Необходимость определения характеристик подобным образом в документации об электронном аукционе не обоснована.
Кроме того, в нарушение требований части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком в пункте 4.3.3 проекта контракта установлено следующее:
- в течение одного рабочего дня с момента заключения контракта подготовить и представить Заказчику на согласование предложение о видах и объемах работ, которые Подрядчик, согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570, обязан выполнить самостоятельно без привлечения к их выполнению третьих лиц.
При этом заказчиком не определены виды работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения к их выполнению третьих лиц.
3) В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 названного Федерального закона и инструкцию по её заполнению.
Инструкция по заполнению заявки содержится в части IV документации о закупке и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Также Комиссия Нижегородского УФАС России отмечает, что до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступило 2 заявки.
В рассматриваемой части жалоба ООО "Новая Линия" является необоснованной.
4) В соответствии со статьей 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать среди прочего краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учётом требований, предусмотренных статьёй 33 названного Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Однако в нарушение названной нормы извещение о проведении закупки, сформированное по формату сайта, а также извещение в формате Word содержат противоречащие друг другу сведения относительно сроков выполнения работ (25.12.2018 и 29.12.2018 соответственно).
5) Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе определено, что документация об электронном аукционе должна содержать среди прочего информацию, указанную в извещении об осуществлении закупки.
Согласно пунктам 7 и 8 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки содержит, наряду с иной информацией:
- размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом);
- размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 названного Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьёй 35 указанного Федерального закона.
В соответствии с частью 52 статьи 112 Закона о контрактной системе по 30 июня 2019 года включительно обеспечение заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе может предоставляться участником закупки только путём внесения денежных средств.
Кроме того, согласно части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Однако в нарушение части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в пункте 1 раздела 10 информационной карты документации установлено, что обеспечение заявки на участие в электронном аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии, а также в пункте 1 раздела 10 документации об электронном аукционе заказчиком прописано, что в качестве обеспечения исполнения контракта могут быть приняты банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
6) В нарушение пункта 10 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе некорректно указаны условия признания победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта.
7) В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Начальная (максимальная) цена контракта названной закупки составляет 46 880 000,00 рублей.
Однако в нарушение части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в пункте 1 раздела 16 информационной карты документации установлено, что в случае если при проведении электронного аукциона цена Государственного контракта снижена на 25 и более процентов от начальной (максимальной) цены контракта, победитель аукциона предоставляет обеспечение исполнения Государственного контракта в размере 21 096 000 (двадцать один миллион девяносто шесть тысяч) руб. 00 коп. или обеспечение исполнения Государственного контракта в размере 14 064 000 (четырнадцать миллионов шестьдесят четыре тысячи) руб. 00 коп. и информацию подтверждающую добросовестность Участника закупки при направлении Заказчику подписанного проекта контракта.
8) В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований названного Федерального закона.
В силу пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 названного Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении об осуществлении закупки.
Требования к участникам закупки определены в части 2 раздела 7 информационной карты документации, где заказчиком истребуется наличие лицензии на "Производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании).
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Между тем Комиссия Нижегородского УФАС России отмечает, что в силу пункта 1 статьи 706 ГК РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).
В связи с тем, что в документации об электронном аукционе субподряд не запрещён, подрядчик имеет право привлечь к выполнению монтажных работ по установке пожарной сигнализации субподрядчика, у которого рассматриваемая лицензия имеется.
Таким образом, заказчик, установив требования о наличии названной лицензии у участников закупки, нарушил положения части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, поскольку участники являющиеся членами СРО и соответствующие дополнительным требованиям, но не имеющие названной лицензии, не смогут участвовать в закупке.
Кроме того, названная лицензия прописана также в требованиях ко вторым частям заявок, что нарушает требования части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе (требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 названной статьи документов и информации, не допускается).
9) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, нарушения требований части 6 статьи 31, части 1 статьи 33, статьи 42 и части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, допущенные заказчиком, не повлияли на результаты закупки, нарушения требований части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в рассматриваемом случае, могут быть устранены только путём рассмотрения вторых частей заявок без учёта требований по неправомерно установленным показателям.
Также в целях продолжения указанной закупки возникает необходимость выдачи оператору электронной площадки (ЗАО "Сбербанк - АСТ") предписания о прекращении приостановления определения подрядчика в части заключения контракта, что не противоречит положениям части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
С учётом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новая Линия" на действия Управления Судебного департамента в Оренбургской области при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству здания Промышленного районного суда г. Оренбурга, номер извещения 0353100003618000198, обоснованной в части использования нестандартных показателей и установления характеристик определяемых по результатам испытаний.
2. В остальной части жалобу ООО "Новая Линия" на действия заказчика при проведении электронного аукциона (номер извещения 0353100003618000198) признать необоснованной.
3. Признать УСД в Оренбургской области нарушившим требования части 6 статьи 31, части 1 статьи 33, статьи 42, части 1 статьи 64 и части 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Заказчику предписание не выдавать в связи с отсутствием влияния нарушений требований части 6 статьи 31, части 1 статьи 33 и части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе на результаты осуществления закупки.
5. Выдать предписание аукционной комиссии об устранении допущенных заказчиком нарушений части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
6. Выдать предписание оператору электронной площадки (ЗАО "Сбербанк-АСТ").
7. Передать уполномоченному должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 4.1 и 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии А.А. Шумилов
Члены комиссии С.Е. Кирьякова
Д.В. Рыжов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 10 сентября 2018 г. N 1943
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2018