Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Шумилов А.А. |
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления, |
- Кирьякова С.Е. |
- |
член комиссии, начальник отдела контроля закупок, |
- Рыжов Д.В. |
- |
член комиссии, главный государственный инспектор отдела контроля закупок, |
при участии: |
|
|
- Головача С.С. |
- |
представителя ФКУ Упрдор Москва - Нижний Новгород (доверенность от 11.09.2018 N 3/30100), |
- Романченко Р.С. |
- |
представителя ФКУ Упрдор Москва - Нижний Новгород (доверенность от 11.12.2017 N 3/20121), |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "МАГНА БЕНЕС" (далее - ООО "МАГНА БЕНЕС", заявитель) о нарушении Федеральным казенным учреждением "Управление автомобильной магистрали Москва - Нижний Новгород Федерального дорожного агентства" (далее также - ФКУ Упрдор Москва - Нижний Новгород, заказчик) требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при определении подрядчика путём проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ для обеспечения государственных нужд,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО "МАГНА БЕНЕС" на действия ФКУ Упрдор Москва - Нижний Новгород при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на приобретение (изготовление) и установку систем видеонаблюдения (камер фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения), номер извещения 0348100006018000136.
По мнению заявителя, положения документации названного электронного аукциона не соответствуют требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе).
Представители заявителя на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России отсутствовали. Доказательства надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения жалобы в материалах дела имеются.
Представители ФКУ Упрдор Москва - Нижний Новгород на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, факт нарушения требований Закона о контрактной системе не признали, считают жалобу ООО "МАГНА БЕНЕС" необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, выслушав доводы лица, участвующего в рассмотрении жалобы, исследовав их в совокупности с имеющимися в деле материалами и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и пункта 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, её членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее также - Административный регламент), пришла к следующим выводам.
1) 06.08.2018 в единой информационной системе и на сайте электронной площадки www.gz.lot-online.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на приобретение (изготовление) и установку систем видеонаблюдения (камер фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения) и документация об электронном аукционе.
Заказчиком данной закупки выступает Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Москва - Нижний Новгород Федерального дорожного агентства".
Оператором электронной площадки является АО "РАД".
Начальная (максимальная) цена контракта - 99 999 999,90 рублей.
10.08.2018, 24.08.2018 и 11.09.2018 в извещение об осуществлении закупки и документацию об электронном аукционе внесены изменения.
11.09.2018 изменения внесены на основании предписаний Комиссии Нижегородского УФАС России от 30.08.2018 N1865-ФАС52-КТ-64-09/08-18(526-ДР) и N1866-ФАС52-КТ-64-09/08-18(527-ДР).
2) Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, среди прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона.
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Описание объекта закупки определено заказчиком в извещении, разделе 2 документации. Требования к показателям товаров, используемых при исполнении Контракта, установлены в отдельных приложениях к документации об электронном аукционе, являющихся неотъемлемой частью документации.
В техническом задании определено, что пределы допускаемой абсолютной погрешности синхронизации времени относительно шкалы UTC (SU) - при использовании модуля ГЛОНАСС/GPS "не более 1 мс".
Между тем в соответствии с пунктом 5.5 ГОСТ Р 57144-2016 "Предел допустимой абсолютной погрешности привязки текущего времени измерителя к шкале времени UTC (SU) не должен превышать + 3 с.
Минимальная измеряемая скорость ТС на контролируемом участке дороги от 0 км/ч.
В соответствии с пунктом 5.3 ГОСТ Р 57144-2016 "Нижний предел диапазона измеряемой скорости движения транспортных средств должен быть не более 20 км/ч.
То есть заказчик использует нестандартные показатели, при этом документация об электронном аукционе не содержит обоснование использования таких показателей.
Требования заказчика о рабочих условиях применения оборудования, предназначенного для эксплуатации на открытом воздухе, относительно диапазона атмосферного давления - от 60 (что соответствует 450 мм. рт. столба) до 106,7 КПа.
Такие требования являются избыточными, поскольку за всю историю метеонаблюдения зарегистрировано самое низкое давление в 637 мм.рт. ст.
Заказчиком в Приложении N1 к документации установлены требования к Комплексу фото-видеофиксации (КФВФ).
Требованиями к камерам фото-видеофиксации заказчиком установлено значение массы КФВФ с учётом комплекта крепления (не более 55 кг), при этом также установлены минимальные и максимальные значения товаров входящих в комплект: например, сама КФВФ должна весить не более 8 кг; радарный модуль - не более 1 кг; модуль ИК подсветки не более 1 кг; комплект крепления от 32 до 44 кг. Иными словами сумма всех масс компонентов должна быть равна общей массе КФВФ. То есть для правильного заполнения заявки участник закупки сначала должен указать вес каждого компонента товара, а затем должен ещё пересчитать массу всех компонентов, сложить её и указать в отдельной графе.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России указанные показатели являются избыточными.
Каких-либо доказательств необходимости описания объекта закупки подобным образом документация не содержит, и при рассмотрении жалобы не представлено.
ФКУ Упрдор Москва - Нижний Новгород признаётся нарушившим требования части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, жалоба заявителя в рассматриваемой части является обоснованной.
3) Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление от 04.02.2015 N99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к Постановлению от 04.02.2015 N 99.
Код ОКПД 2: "43.13", определяется как "Работы буровые и разведочные буровые", не относится к объекту закупки, поскольку выполнение таких работ не предполагалось.
Вместе с тем Комиссия Нижегородского УФАС России отмечает, что в пункте 4.2 документации об электронном аукционе ФКУ Упрдор Москва - Нижний Новгород в дополнительных требования к участникам закупки, в том числе определено:
Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции объектов капитального строительства.
Однако согласно Постановлению от 04.02.2015 N99 группа называется: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.
В данной части жалоба ООО "МАГНА БЕНЕС" является обоснованной.
4) Электронный аукцион проводится на приобретение (изготовление) и установку систем видеонаблюдения (камер фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения). В предмет закупки выполнение работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства не входит.
В связи с этим ФКУ Упрдор Москва - Нижний Новгород правомерно не установило требование о наличии у участника закупки выписки СРО.
5) В соответствии с Постановлением Правительства России от 15.05.2017 N570 заказчиком в документации об электронном аукционе установлены возможные виды работ, а также обязанность подрядчика выполнить такие работы в объёме не менее 25% об общего стоимостного объёма, так как при осуществлении данной закупки в извещении о проведении электронного аукциона ФКУ Упрдор Москва - Нижний Новгород применён код ОКПД2: 43.29.19.190 "Работы монтажные прочие, не включённые в другие группировки" относящиеся к Разделу "Сооружения и строительные работы".
Работы по приобретению (изготовлению) и установке систем видеоконтроля (камер фото-видео-фиксации нарушений правил дорожного движения) осуществляются на основании утверждённой и доведённой Федеральным дорожным агентством выписки из объёмов работ для государственных нужд за счёт средств Федерального дорожного фонда на 2018-2019 годы по установке элементов обустройства автомобильных дорого общего пользования федерального значения. Доведённое задание и лимиты финансирования не предполагают проведения проектно-изыскательских работ и разработку проектно-сметной документации.
В то же время в соответствующей утверждённой и доведённой программе проектно-изыскательских работ ФКУ Упрдор Москва - Нижний Новгород работы "Установка систем видеоконтроля (камер фото-видео-фиксации нарушений правил дорожного движения)" не предусмотрены.
В связи с этим предварительная разработка проектно-сметной документации на установку систем видеоконтроля (камер фото-видео-фиксации нарушений правил дорожного движения) не предусмотрена и правомерно не включена в состав документации о закупке.
В указанной части жалоба заявителя признаётся необоснованной.
6) Согласно подпункту б) пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки работ, для выполнения которых используется товар должно содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе.
Таким образом, заказчик устанавливает в документации о закупке требования к товарам, которые будут использоваться при выполнении работ: фундаментный блок, песок, портландцемент, металлорукав, доски обрезные, изолента, болты с гайками и шайбами и так далее.
Условиями проекта контракта и техническим заданием предусмотрено обязательное требование, согласно которому перед началом выполнения работ на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения подрядчик обязан предусмотреть ограждение места производства работ и мероприятия по обеспечению безопасности участников дорожного движения и до начала производства работ разработать схемы ограждения места производства работ в соответствии с ОДМ 218.6.019-2016 "Рекомендации по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ". Перед началом работ подрядчик должен обеспечить расстановку технических средств организации дорожного движения в соответствии со схемой.
При этом подрядчику запрещается приступать к работам без обустройства мест производства работ техническими средствами организации дорожного движения, установленными в соответствии с утверждёнными схемами организации дорожного движения на период производства работ.
Для ограждения мест производства работ и соблюдения мероприятий по обеспечению безопасности участников дорожного движения непосредственно используются такие товары, как сигнальные фонари, временные дорожные барьеры, дорожные конусы, которые обеспечивают возможность заблаговременно привлечь внимание участников дорожного движения и избежать совершения дорожно-транспортных происшествий.
В связи с этим жалоба ООО "МАГНА БЕНЕС" в указанной части признаётся необоснованной.
7) В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В силу части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 названной статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В пункте 12 документации об электронном аукционе заказчиком определены даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации (дата начала: 06.08.2018, дата окончания: 26.09.2018).
Согласно Извещению о проведении указанного электронного аукциона дата и время окончания подачи заявок - 28.09.2018.
ООО "МАГНА БЕНЕС" направило запрос с просьбой исключить необязательные для металлодетектора сертификаты и заключения оператору электронной площадки 13.08.2018, который передан заказчику в установленные действующим законодательством сроки.
15.08.2018 ФКУ Упрдор Москва - Нижний Новгород в разъяснениях положений документации о закупке сообщило о внесении изменений в документацию об электронном аукционе, не ответив на запрос по существу.
Изложенное свидетельствует о нарушении заказчиком требований части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Таким образом, жалоба заявителя в рассматриваемой части признаётся обоснованной.
8) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать заказчику, единой комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, нарушения требований части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, допущенные ФКУ Упрдор Москва - Нижний Новгород, могут быть устранены единой комиссией на стадии рассмотрения первых частей заявок.
В связи с этим существует необходимость выдачи соответствующего предписания единой комиссии и оператору электронной площадки, на которой проведен рассматриваемый электронный аукцион (АО "РАД").
С учётом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу ООО "МАГНА БЕНЕС" на действия Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Нижний Новгород Федерального дорожного агентства" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на приобретение (изготовление) и установку систем видеонаблюдения (камер фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения), номер извещения 0348100006018000136, обоснованной в части ненадлежащего указания групп аналогичных работ, предусмотренных постановлением N99; избыточных требований по показателям КФВФ и отсутствия надлежащего разъяснения положений документации о закупке.
2. В остальной части жалобу ООО "МАГНА БЕНЕС" на действия Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Нижний Новгород Федерального дорожного агентства" при проведении электронного аукциона (номер извещения 0348100006018000136) признать необоснованной.
3. Признать заказчика нарушившим требования части 1 статьи 33, части 3 статьи 64 и части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
4. Выдать предписание заказчику, единой комиссии и оператору электронной площадки (АО "РАД").
5. Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1.4 и 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии А.А. Шумилов
Члены комиссии С.Е. Кирьякова
Д.В. Рыжов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 12 сентября 2018 г. N 1972
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2018