Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
в присутствии представителя ООО "РосГеоИнновации" (далее - Заявитель) Нарбековой К.А.; в присутствие представителей АДМИНИСТРАЦИИ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЗУБОВСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА УФИМСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН (далее - Заказчик). Рассмотрев жалобу Заявителя на положения документации, (номер извещения 0101300061318000013 "Выполнение проектно-изыскательских работ с получением положительного заключения ГАУ УГЭ РБ по объекту: "Сбросный коллектор и реконструкция КНС с устройством канализационных очистных сооружений в с.Нижегородка муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан") (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба Заявителя на положения документации, при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя указанному в жалобе, его права и законные интересы нарушены нижеследующим:
1. Заказчиком не включено в состав документации требований к участнику закупки.
2. Величины значимости критерия оценки "Цена контракта" установлены Заказчиком в документации в нарушение требований Закона о контрактной системе.
3. Порядок ответственности сторон указанный в проекте контракта установлен Заказчиком в нарушение требований Закона о контрактной системе.
4. НМЦК определена Заказчиком без учета изменений Налогового законодательства РФ, которое предусматривает повышение НДС в 2019 году.
Заказчиком на заседание Комиссии УФАС представлены письменные пояснения, в которых Заказчик просит признать жалобу необоснованной.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - <Открытый конкурс>;
3) начальная (максимальная) цена контракта - < 7 809 225 ,00 > рублей;
4) на участие в Конкурсе подано <7> заявок.
5) Дата и время вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам (по местному времени) - < 07.09.2018 15:00>, Дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (по местному времени) - < 12.09.2018>;
6) На момент заседания Комиссии УФАС победитель выявлен не был.
7) Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
8) Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
9) В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, уполномоченным органом была представлена информация по Конкурсу.
1.
В соответствии с ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки.
В соответствии с ч.5 ст.31 Закона о контрактной системе, информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Комиссией УФАС были проанализированы требования, установленные в документации и установлено, что единых требований к участникам закупки Конкурсная документация не содержит, что является нарушением ч.5 ст.31 Закона о контрактной системе.
Доводы жалобы в указанной части подтвердились, являются обоснованными.
2.
В соответствии с ч.4 ст.32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N1085) установлен порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия.
В соответствии с ч.9 ст.32 Закона о контрактной системе, не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Приложением Постановления N1085 к Правилам оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлены предельные величины значимости критериев оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Применительно к рассматриваемой закупке установлены следующие величины значимости:
Предельные величины значимости критериев оценки | |
минимальная значимость стоимостных критериев оценки (процентов) |
максимальная значимость нестоимостных критериев оценки (процентов) |
60 |
40 |
В соответствии с приложением N2 к Конкурсной документации величина значимости критерия "Цена контракта" установлена - 40%; величина значимости критерия "Квалификация участников закупки" - 60%.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования, установленные в ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе.
Доводы жалобы в указанной части подтвердились, являются обоснованными.
3.
В соответствии с ч.4 ст.34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с ч.6 ст.34 Закона о контрактной системе, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с ч. 8 ст.34 Закона о контрактной системе, штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Указанным выше постановлением, является Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Постановление N1042).
Согласно п.9 Правил утвержденных Постановлением N1042 определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила), за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Согласно п.4 Правил, За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).
Согласно п.6 Правил, За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Согласно п.9.4 проекта муниципального контракта штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. За каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы и составляет 5000 рублей.
Согласно п. 9.7 проекта муниципального контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы и составляет 2 процентов цены контракта (этапа).
Согласно 9.8 проекта муниципального контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы и составляет 5000 рублей.
Таким образом, сформированная Заказчиком в проекте муниципального контракта ответственность сторон, не соответствует требований ч.4 ст.34 Закона о контрактной системе и Постановления N1042, так как не учитывает вариант при цене контракта до 3 млн. руб.
Следовательно, указанный довод жалобы нашел свое подтверждение, является обоснованным.
Выявленные выше нарушения образуют собой признаки состава административного правонарушения предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, в соответствии с абз.2 п.3.36 Административного регламента утвержденного Приказом ФАС России N727/14 комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Учитывая, что выше установленные нарушения не повлияли на результаты закупки, не помешали участникам закупки сформировать свои предложения и подать заявки на участие в закупке (подано 7 заявок) предписание об устранение нарушений выдано не будет.
4.
Доводы Заявителя в части обоснования НМЦК не относятся к компетенции Комиссии УФАС по контролю в сфере закупок в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с положениями ч.1 ст.99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий: 1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок; 2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами; 3) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст.99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляется органами контроля в пределах своей компетенции. Так, п.1 ч.3 ст.99 настоящего Закона определено, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, коим является Башкортостанское УФАС России исходя из Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе", Приказа ФАС России от 23.07.2015 " 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы", Приказа ФАС России от 19.11.2014 N727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" осуществляет контроль за исключением контроля, предусмотренного ч.5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом ч.4 настоящей статьи.
В силу п.3 ч.8 ст.99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного ч.10 настоящей статьи) в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что законодателем разграничены контрольные функции между тремя ведомствами. При этом, контроль, в том числе за обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, возложен на органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Об этом свидетельствуют и позиция ФАС России, сформированная в письме ИА/699/16 от 13.01.2016, согласно которой обязанность по осуществлению контроля за соблюдением заказчиками обоснования начальной (максимальной) цены контракта возложена на органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. ФАС России отмечает, что согласно ч.1 ст.18 Закона о контрактной системе обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана закупок, плана-графика и заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, определенным с учетом положений ст.13 настоящего Федерального закона (в том числе решениям, поручениям, указаниям Президента Российской Федерации, решениям, поручениям Правительства Российской Федерации, законам субъектов Российской Федерации, решениям, поручениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальным правовым актам), а также законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок.
В силу п.2.5 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2012 N 488 "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Республики Башкортостан" основными задачами Министерства является осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Башкортостан. В перечень функций Министерства входит принятие нормативных актов в установленной сфере деятельности, а именно стандартов осуществления внутреннего государственного финансового контроля (п.3.2.39 Положения), а также осуществление внутреннего государственного финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ, в том числе отчетности об исполнении государственных заданий (п.3.3.28 Положения).
В целях реализации полномочий по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20.02.2014 N 66 утвержден порядок осуществления Министерством финансов Республики Башкортостан полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю и контролю в сфере закупок в соответствии с ч.8 ст. 99 Закона о контрактной системе.
Необходимо отметить, что в силу ч.1 ст.22 Закона о контрактной системе законодателем разграничены понятия "начальная (максимальная) цена контракта" и "цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)".
Таким образом, материалы дела в указанной части подлежат передаче в соответствующий орган и должностным лицам для их оценки и принятия мер реагирования в пределах своей компетенции.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу, ООО "РосГеоИнновации" на положения конкурсной документации, при определении поставщика путем проведения электронного аукциона N 0101300061318000013 обоснованной частично, доводы жалобы в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта не относятся к компетенции Комиссии УФАС по контролю в сфере закупок и указанный довод жалобы не оценивался.
2. В действиях Заказчика содержится нарушение ч.5 ст.31, ч.8 ст.32, ч.4 ст.34 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты проведения Конкурса.
4. Передать материалы дела должностному лицу Башкортостанского УФАС России для принятия мер административного реагирования.
5. Передать материалы дела в Министерство финансов Республики Башкортостан для принятия мер реагирования в пределах полномочий установленных действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 12 сентября 2018 г. N ГЗ-960/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2018