Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечение государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: И.В.Смолягина, заместитель руководителя Чукотского УФАС России;
Члены Комиссии:А.Н. Намцараев, главный специалист-эксперт Чукотского УФАС России, А.А. Повольских,ведущий специалист-эксперт Чукотского УФАС России,
в отсутствии представителейсторон, уведомленных надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "КОНТРАКТ"(далее - Заявитель) на действия Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Центр образования села Рыркайпий" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона "Вывоз учащихся МБОУ "ЦО с. Рыркайпий" из бригад к месту учебы", извещение N 0388300010218000005 (далее - Аукцион), в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента (утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу 11.09.2018года поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика по осуществлению закупок.
Из представленных материалов и информации, размещенной в Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) следует, что27.08.2018 года в ЕИС Заказчиком были размещены извещениеN0388300010218000005 и документацияоб электронном аукционе"Вывоз учащихся МБОУ "ЦО с. Рыркайпий" из бригад к месту учебы", с начальной (максимальной) ценой контракта 4 059 833 ,00 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок - 11.09.2018 16:00.
Дата окончания рассмотрения первых частей заявок участников - 11.09.2018.
Дата проведения аукциона в электронной форме - 14.09.2018.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно сокращен срок предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об Аукционе.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 11.09.2018 16:00.
Пунктом 27 информационной карты документации об Аукционе установлено:"_Дата начала срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации: 27 августа 2018 г. Дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации: 06 сентября 2018 г".
Таким образом, сроки предоставления разъяснений положений документации об Аукционе установлены в документации об Аукционе в нарушении требований Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Данный довод жалобы является обоснованным.
2. По мнению Заявителя, Заказчик нарушил ч. 1 ст. 2, п.3 ст.63 Закона о контрактной системе, в части сокращения сроков подачи заявок на участие.
Согласно ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Положениями части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно статье 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.
Дата и время начала подачи заявок27.08.2018 14:38
Дата и время окончания подачи заявок11.09.201816:00
Срок подачи начинается на следующий день, т.е.27.08.2018 +15 дней = 11.09.2018 (включительно).
Согласно пункту 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Следовательно, срок окончания подачи заявки на участие в Аукционе согласно положениям статьи 194 Гражданского Кодекса Российской Федерации должен быть установлен не ранее 11.09.2018 23:59.
Заказчик указал дату и время окончания подачи заявок 11.09.2018 16:00.
Таким образом, действиями Заказчика, не надлежащим образом установившего срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе, нарушена часть 3 статьи 63 Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены единые требования, предъявляемые к участникам закупки.
Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень единых требований, предъявляемых к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, установлено, в том числе, следующее требование к участнику закупки: "отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации".
Пунктом 28 информационной карты документации об Аукционе установлен перечень требований к участникам закупки, при этом требование, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в вышеуказанном пункте информационной карты документации об Аукционе отсутствует.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, действия Заказчика, установившего требования, предъявляемые к участникам закупки не в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, нарушают пункт 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
4. Довод о том, что пункт 30 информационной карты документации вводит в заблуждение участников закупки, не нашел своего подтверждения. Заказчиком четко указано, если заявка участника не будет соответствовать требованиям документации, а именно пунктам 28 и 29, то в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
5. По мнению Заявителя, Заказчик неверно установил требование ко второй части заявки.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или всоответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
Пунктом 32 информационной карты документации об Аукционе установлены требования к составу второй части заявки на участие в Аукционе, в том числе:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона (могут быть представлены по рекомендуемой форме 1 "Информация об участнике закупки");
Таким образом, установление требования в документации об Аукционе об обязательном предоставлении идентификационного номера налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника Аукциона не соответствует части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе и нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
6. Заявитель считает, что Заказчик неправомерно установил требование о том, что участник в составе заявки на участие в Аукционе обязан предоставить декларацию о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе к участникам закупки предъявляется требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В подпункте 3 пункта 32 документации об Аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать, в том числе декларацию о соответствии участника аукциона требованиям "участник закупки не является офшорной компанией".
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе излишнее требование к составу заявки участника закупки, а именно предоставление декларации о том, что участник закупки не является офшорной компанией, нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Заказчик не установил обязательные требования п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.
В данном доводе жалобы Заявитель не указал, какие именно нормы документации об аукционе были нарушены Заказчиком, к тому же с 1 июля 2018 года были внесены изменения в Закон о контрактной системе, где нормы статей, на которые ссылается Заявитель, утратили свою силу. Таким образом, данный довод считаем необоснованным.
Вместе с тем, на заседание Комиссии представитель Заявителя не явился, при этом в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы. Кроме того, в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о том, что формирование объекта данной закупки подобным образом фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки.
Часть 1 статьи 105 Закона о контрактной системе определяет, что любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что положения документации об электронном аукционе не могут нарушить права и законные интересы ООО "КОНТРАКТ", так как у Заявителяотсутствует правоспособность, на выполнение данных услуг, как это требуется документацией об электронном аукционе, следовательно, не может принимать участие в электронном аукционе и быть признан победителем электронного аукциона.
Из приведенных положений Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
В нарушение указанных норм Закона о контрактной системе Заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности доводов жалобы, в том числе, в части невозможности подготовки заявки на участие в электронном аукционе и ограничения количества участников закупки, а также доказательств того, каким образом действия заказчика нарушают его права и законные интересы.
Учитывая, что выявленные нарушения не повлияли на результаты осуществления закупки (определения поставщика) и Заявитель жалобы не являлся участником электронного аукциона, предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 102, ст. 105 и частью 8 статьей 106 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "КОНТРАКТ" на действия Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Центр образования села Рыркайпий", при проведении электронного аукциона"Вывоз учащихся МБОУ "ЦО с. Рыркайпий" из бригад к месту учебы", извещение N 0388300010218000005-обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения часть 4 статьи 65,части 3 статьи 63, пункт 11 части 1 статьи 31, пункт 2 части 1 статьи 64, часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки Заказчику не выдавать в связи с тем обстоятельством, что выявленные нарушения не влияют и не могут повлиять на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона.
4. Передать материалы по делу N 111/01-44/18 от 18 сентября 2018 соответствующему должностному лицу Чукотского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии_________________________ И.В. Смолягина
Члены Комиссии _________________________ А.Н. Намцараев
_________________________ А.А. Повольских
Решение может быть обжаловано в судебном порядке, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу от 18 сентября 2018 г. N 111/01-44/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2018