Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущей заседание Комиссии - Халлаевой Д.М. - Вр.и.о. руководителя Дагестанского УФАС России;
Членов Комиссии:
Агамирзаева В.А. - Зам. начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова К.Г. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Багамаева Т.Р. - Ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "Строй лес" (далее - Заявитель) на действия МБУ "УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА" ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ДЕРБЕНТ" (далее - Заказчик) при проведении АДМИНИСТРАЦИЕЙ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ДЕРБЕНТ" (далее - Уполномоченный орган) электронного аукциона N 0303300078218000140 на благоустройство общественных территорий - в г.Дербент оп адресу: ул. Ген. Гайдарова по муниципальной программе "Формированию современной городской среды в городском округе "город Дербент" Республики Дагестан на 2018-2022 годы (далее - Аукцион), в отсутствии представителей сторон (извещены),
У С Т А Н О В И Л А:
13.09.2018 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В жалобе Заявителя указывается, что документация о закупке не соответствует законодательству о контрактной системе в сфере закупок.
Исследовав представленные сторонами материалы, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки), выслушав представителя Заказчика, Комиссия установила следующее.
30.07.2018 г. Заказчиком в Единой информационной системе, а также на электронной площадке были размещены извещение и аукционная документация по проведению Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта -21 969 096,00 рублей.
1. Заявитель указывает, что Заказчик установил в аукционной документации неверные даты окончания подачи заявок, окончания срока рассмотрения заявок, проведения аукциона.
Комиссией установлено, что в аукционной документации установлены следующие даты:
Дата и время окончаниясрока подачи заявок:14.08.2018 г. 00-01 (время московское);
Дата окончания срока рассмотрения заявок:14.08.2018 г.;
Дата проведения аукциона: 17.08.2018 г.
В извещении о проведении Аукциона установлены следующие даты:
Дата и время окончания срока подачи заявок: 14.09.2018 г. 00-01;
Дата окончания срока рассмотрения заявок: 14.09.2018 г.;
Дата проведения аукциона: 17.09.2018 г.
Таким образом, документация об Аукционе не содержит достоверных сведений о датах окончания подачи заявок, окончания срока рассмотрения заявок, проведения аукциона.
Согласно п. п. 3, 4, 5 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона;
дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода жалобы Заявителя и нарушении Заказчиком п. п. 3, 4, 5 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
2. Заявитель указывает, что Заказчик должен был установить требование о том, что представляемая в составе заявки выписка из реестра членов саморегулируемой организации должна быть получена не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Таким образом, законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено, что выписка из реестра членов саморегулируемой организации должна быть действительна до даты окончания срока подачи заявок, следовательно, довод Заявителя о том, что Заказчик должен был установить такое требование к выписке следует признать необоснованным.
3. Заявитель указывает, что в проект контракта должно быть включено условие о том, что заказчик вправе в одностороннем порядке расторгнуть контракт, если подрядчик будет исключен из СРО.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях:
если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Как установлено Комиссией, в п. 8.3 проекта контракта документации об Аукционе указано следующее:
"Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходеисполнения Контракта установлено, что Подрядчик не соответствует установленным документацией о закупкетребованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии такимтребованиям, что позволило ему стать победителем определения Подрядчика".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что проект контракта, который является неотъемлемой частью документации об Аукционе, содержит информацию об основаниях одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ст. 95 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не обоснован.
4. Заявитель указывает, что установленное Заказчиком требование к фракции используемого при выполнении работ щебня не соответствует государственному стандарту.
Комиссией установлено, что Заказчиком в п. 5технического задания установлены следующие требования к щебню: фракция от 20 до 40 мм.
Согласно п. 4.2.1 ГОСТа 8267-93щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: от 5(3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм; св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80(70) мм и смеси фракций от 5(3) до 20 мм.
По мнению Комиссии, указанная Заказчиком фракция соответствует ГОСТу 8267-93, в связи с чем довод Заявителя следует признать необоснованным.
5. Заявитель указывает, что установленное Заказчиком требование к марке по морозостойкости используемого при выполнении работ раствора кладочного цементного не соответствует государственному стандарту и не позволяет надлежащим образом подготовить заявку.
Комиссией установлено, что Заказчиком в п. 9 технического задания установлены следующие требования к раствору готовому кладочному цементному: Марка по морозостойкости раствора должна быть F150 или выше.
Согласно п. 4.11ГОСТа 28013-98 морозостойкость растворов характеризуют марками. Для растворов установлены следующие марки по морозостойкости: F10, F15, F25, F35, F50, F75, F100, F150, F200.
По мнению Комиссии, указанная Заказчиком марка по морозостойкости F150 позволяет определить потребность Заказчика и не препятствует подготовке заявки на участие в Аукционе.
В связи сизложенным Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
6.Заявитель указывает, что установленное Заказчиком требование к классу прочности на сжатие используемого при выполнении работ бетона не соответствует государственному стандарту.
Комиссией установлено, что Заказчиком в п. 46 технического задания установлены следующие требования к бетону: по классу прочности на сжатие бетон должен быть B12,5 (M150).
Заявитель указывает, что Заказчиком установлен класс прочности М150 в соответствии с недействующим государственным стандартом.
По мнению Комиссии, указанный Заказчиком класс прочности на сжатие бетона B12,5 (М150)позволяет представить показатель в соответствии с действующим ГОСТом 26633-2015 - B12,5,в связи с чем довод Заявителя следует признать необоснованным
7. В результате проведенной в рамках рассматриваемой жалобы внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
7.1. Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к Постановлению N 99.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Комиссией установлено, что в извещении о проведении закупки указан код по ОКПД 2 - 42.11.20.000.Анализ размещенной в составе аукционной документации проектно-сметной документации показал, что объектом закупки являются, в том числе, работы по капитальному ремонту автомобильной дороги.
При этом, Заказчиком в документации об аукционе не установлены дополнительные требования к участникам закупки.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе.
7.2. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Комиссией установлено, что Заказчиком в п. 15 технического задания установлены следующие требования к асфальтобетонной смеси: "Асфальтобетонная смесь в зависимости от вида минеральной составляющей должна быть: песчаной, горячая... асфальтобетонная смесь должна быть типа Г/Гх".
Согласно Таблице 1 ГОСТа 9128-2013 тип "Гх" является холодной асфальтобетонной смесью.
Таким образом, Заказчик требует представить горячую асфальтобетонную смесь. При этом, указывает на тип смеси "Гх", которая является холодной асфальтобетонной смесью.
Установление требований к используемым товарам не в соответствии с действующим государственным стандартом свидетельствует о нарушении Заказчиком п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
7.3. Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Комиссией установлено, что в извещении о проведении Аукциона и аукционной документации указан источник финансирования: Бюджет РФ, Бюджет РД, Бюджет ГО "город Дербент".
При этом, в п. 2.2 проекта контракта указано: Оплата работ осуществляется в рублях Российской Федерации из средств субсидий бюджета г.Дербентна 2018 год.
Таким образом, контракт заключается не на условиях, предусмотренных извещением о проведении Аукциона и аукционной документацией, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. п. 3, 4, 5 ч. 1 ст. 64, ч. 4 ст. 31,п. 2 ч. 1 ст. 33и ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для привлечения виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущая заседание Комиссии Д.М. Халлаева
Члены Комиссии: В.А. Агамирзаев
К.Г. Магомедов
Т.Р. Багамаев
Исп. Агамирзаев В.А. (67-20-95)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 21 сентября 2018 г. N 1309А-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.09.2018