Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России И.Р. Хасанов,
члены Комиссии:
заместитель руководителя Крымского УФАС России В.В. Мельникова,
специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России М.В. Наумович,
при участии представителей интересов:
- Крымское линейное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте (далее - Заказчик) - Кашинцев И.Е.(по доверенности), Дорошева В.В. (по доверенности);
- ООО "СтройМакс" (далее - Заявитель) - на заседание Комиссии не явились,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика (Уполномоченного органа, комиссии Заказчика) при проведении закупки "Капитальный ремонт административного здания Евпаторийского ЛПП" (извещение N0175100003318000026) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, разъяснениями изменившего суть документации.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Заявителем был подан запрос на разъяснение информации от 07.09.2018 N 1012989, в котором он просит разъяснить следующую информацию:
"В п.31 "Раствор строительный" установлено требование: "Раствор должен быть применяем: для каменной кладки и монтажа строительных конструкций при возведении зданий и сооружении, крепления облицовочных изделий и штукатурных. Раствор должен быть тяжелый: цементно-известковый отделочный\цементный кладочный". В соответствии с п.3.1.1. ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия", а также, исходя из анализа таблицы Б.1 данного ГОСТ, заказчику требуются ТРИ типа раствора (по применению): кладочный, облицовочный (он же отделочный} и штукатурный.
Иными словами, заказчику требуются три типа раствора (по применению) и два типа (по вяжущим и назначению), которые, судя по логике заказчика, должны быть взаимосвязаны. Как участнику понимать такие противоречивые требования? Сколько все-таки необходимо растворов заказчику?
В п.56 "Деревянные дверные блоки" установлено требование: "Группа по назначению - В, М. Класс прочности Мд1; Мд2; МдЗ".
Исходя из требований, заказчику требуются дверные блоки групп В и М. Согласно инструкции, в случае если Заказчиком указано несколько взаимоисключающих характеристик товара, участник обязан выбрать и указать характеристику, соответствующую предлагаемому к поставке товару. Такие характеристики сопровождаются символом ";",
Вместе с тем, согласно п.5.2.2. ГОСТ 475-2016 "Блоки дверные деревянные и комбинированные. Общие технические условия" дверные блоки ДВ должны соответствовать классу прочности не ниже МдЗ, дверные блоки ДМ - классам прочности Мд1 или Мд2.
Как участнику закупки трактовать указанные заказчиком противоречия?
3) В п.57 "Проволока стальная канатная" установлено требование: "Требуется группа стальной канатной проволоки С; Ж или ОЖ. Номинальный диаметр 3/4 мм. Маркировочная группа лучше 1570 (160)".
Согласно ГОСТ 7372-79 "Проволока стальная канатная. Технические условия" проволока может быть без покрытия или оцинкованная (иными словами с покрытием). В зависимости от поверхностной плотности цинка проволока с покрытием может быть трех групп: С, Ж, ОЖ.
В соответствии с данным государственным стандартом маркировочной группой лучше, чем 1570 (160), являются 1670 (170); 1770 (180); 1860 (190); 1960 (200); 2060 (210); 2160 (220), т.к. чем выше группа, тем прочнее проволока.
Механические свойства проволоки оцинкованной должны соответствовать нормам, указанным в табл.6 и 6а ГОСТ 7372-79. Согласно данным таблицам проволока номинальным диаметром 3 и 4 мм для групп лучше, чем 1570 (160) не производится. Просим разъяснить данное противоречие.
4) В п.62 "Дверной блок металлический" установлено требование: "Коробка замкнутая с порогом, с притвором или без притвора".
Согласно инструкции в конструкции "значение, значение или значение" означает, что участникам закупки необходимо выбрать и предоставить в заявке одно значение.
Согласно ГОСТ Р 57327-2016 "Двери металлические противопожарные. Общие технические требования и методы испытаний" коробка дверей может быть с порогом с притвором или с порогом без притвора.
Необходимо предоставить коробку с порогом или коробку с притвором или коробку без притвора?
5) В п.71 "Автоматический выключатель" установлено требование: "Число полюсов -3. Номинальное напряжение частотой 50 Гц, 230/400 В".
Согласно инструкции характеристики, не подлежащие исключению из состава первой части заявки, выделены Заказчиком подчеркиванием и/или курсивом, данное правило является приоритетным по отношению к другим.
В соответствии с Таблицей 1 ГОСТ Р 50345-2010 (МЭК 60898-1:2003) "Аппаратура малогабаритная электрическая. Автоматические выключатели для защиты от сверхтоков бытового и аналогичного назначения. Часть 1. Автоматические выключатели для переменного тока" трехполюсный автоматический выключатель имеет номинальное напряжение только 400В. Просим разъяснить данное противоречие.
В ответ на запрос разъяснений положений документации, об электронном аукционе от 07.09.2018 в ЕИС Заказчиком размещены разъяснения положений документации об Аукционе, а именно:
"1) По поз. 31 "Раствор строительный", с учетом применения по ГОСТ 28013-98, Заказчику необходимо 3 типа растворов:
а) для каменной кладки и монтажа строительных конструкций при возведении зданий и сооружений, тяжелый цементный кладочный
б) для крепления облицовочных изделий, тяжелый цементно-известковый отделочный.
в) для штукатурки, тяжелый цементно-известковый отделочный.
2) В п.56 "Деревянные дверные блоки", согласно инструкции по заполнению заявки, участнику необходимо предложить двери 2-х групп по назначению и с учетом положений ГОСТа выбрать класс прочности двери, соответсвующий каждой предложенной группе.
3) В данном случае допущена опечатка, заказчику требуется проволока без покрытия. Согласно инструкции по заполнению заявки:
"В случае наличия противоречий между характеристиками, установленными в описании объекта закупки, правилами описания, изложенными в данной инструкции и требованиями, установленными действующими стандартами, участник руководствуется требованиями, установленными действующими стандартами." А также:
"В отношении характеристик показателей, которые не относятся к предлагаемому ими товару либо показатель не нормируется нормативно-технической документацией участники должны указать " - " или "не нормируется"".
Таким образом, участник в своей заявке указывает "Группа стальной канатной проволоки -" и маркировочную группу для проволоки без покрытия.
4} Согласно инструкции по заполнении заявок "Союз "или" применяемое в конструкции "значение, значение или значение", при указании взаимоисключающих значений означает, что участникам закупки необходимо выбрать и предоставить в заявке одно значение." В п. 62 "Дверной блок металлический" указаны не взаимоисключающие значения на основании положений ГОСТ Р 57327-2016, следовательно данное правило не применяется.
5) В данном случае допущена опечатка. Заказчику требуется Автоматический выключатель номинальным напряжением 400В. Участник может указать в своей заявке "Номинальное напряжение частотой 50 Гц, 400 В" такая заявка не будет отклоняться по данному поводу, также возможно оставить текст "Номинальное напряжение частотой 50 Гц 230/400 В" без изменения в данном случае заявка также будет считаться заполненной верно.
6) В п. 76 допущена опечатка, длину листа следует читать как "мм", участник в своей заявке может указать единицу измерения "мм" или оставить единицу измерения заказчика "м" - это не будет являться поводом для отклонения заявки участника".
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что разъяснения положений документации об Аукционе в части требований по позициям "Раствор строительный", "Деревянные дверные блоки" изменяют суть документации об Аукционе.
В отношении позиций "Автоматический выключатель" Аппаратура малогабаритная электрическая. Автоматические выключатели для защиты от сверхтоков бытового и аналогичного назначения. Часть 1. Автоматические выключатели для переменного тока" Заказчик сам указывает на опечатку при изготовлении документации.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Предметом данной закупки является Капитальный ремонт административного здания Евпаторийского ЛПП".
Начальная максимальная цена контракта - 11 210 036, 00 руб.
Согласно пункту 3.3 Документации Заказчик устанавливает, что вторая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе.
Представление указанных документов не требуется, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки, либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона, в случае закупки товаров, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов,
6) декларация о принадлежности участника аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
3.4. Заявка на участие в электронном аукционе, подготовленная участником электронного аукциона, а также все запросы о разъяснении положений документации об электронном аукционе должны быть написаны на русском языке, если иное не предусмотрено в п. 3.10. "Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе".
3.5. В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником аукциона в соответствии с п.3.2 и п.3.3 настоящей документации, Единая комиссия обязана отстранить такого участника от участия в аукционе на любом этапе его проведения.
В пункте 2 Приложения N 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (ред. от 04.08.2017)"Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" установлены следующие дополнительное требование, как наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Исходя из положения Постановления Правительства для подтверждения соответствия данному требованию участнику необходимо приложить в составе второй части заявки: копию исполненного контракта (договора); копию акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 данной статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать дополнительные требования.
Заказчик в документации не указал дополнительные требования к участнику, тем самым нарушил части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Указанные правонарушения образуют состав правонарушений, предусмотренных частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать в действиях комиссии Заказчика нарушение части 5 статьи 65, части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Р. Хасанов
Члены Комиссии: В.В.Мельникова
М.В. Наумович
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 20 сентября 2018 г. N 06/3085-18реш
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2018