Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Домострой" (далее - Заявитель) на действия Омского областного суда (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству здания для размещения Омского областного суда и Управления Судебного департамента в Омской области (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0152100000518000026) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В документации об Аукционе отсутствует требование об указании в составе первой части заявки на участие в закупке наименования страны происхождения товара, а также конкретных показателей товаров, соответствующих значениям, установленным в документации об Аукционе;
2. Информация, содержащаяся в документации об Аукционе о наличии требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) не соответствует информации, содержащейся в соответствующей позиции плане-графике закупки.
3. Проект государственного контракта документации об Аукционе содержит противоречивые сведения о порядке оплаты выполненных работ;
4. В проекте государственного контракта документации об Аукционе неправомерно не установлен график оплаты выполненных работ;
5. В проекте государственного контракта документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено условие об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного государственным контрактом;
6. В проекте государственного контракта документации об Аукционе неправомерно содержится требование об обеспечении исполнения государственного контракта исключительно в форме денежных средств;
7. Разъяснения положений документации об Аукционе, размещенные Заказчиком в ЕИС, не содержат предметы запроса;
8. Заказчиком в ЕИС не размещен документ, содержащий перечень внесенных изменений в документацию об Аукционе.
Представитель Заказчика в письменных возражениях не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 27.09.2018 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 28.09.2018.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 10.07.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 716 674 605,01 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 26.09.2018;
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников закупки - 28.09.2018.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе отсутствует требование об указании в составе первой части заявки на участие в закупке наименования страны происхождения товара, а также конкретных показателей товаров, соответствующих значениям, установленным в документации об Аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).
Пунктом 1 раздела 8 информационной карты документации об Аукционе установлено, что "Первая часть заявки должна содержать:- согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки)".
На основании изложенного и учитывая, что представитель Заявителя на заседании Комиссии явку представителей не обеспечил, доказательств, подтверждающих обоснованность довода не представил, Комиссия приходит к выводу, что требования к составу первой части заявки на участие в Аукционе не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, информация, содержащаяся в документации об Аукционе о наличии требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением N 99 не соответствует информации, содержащейся в соответствующей позиции плане-графике закупки.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий Федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" ФАС России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, ФАС России уполномочен на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается
и ведется единая информационная система, взаимодействие которой с иными информационными системами в соответствии с частью 2 статьи 4 Закона о контрактной системе обеспечивает, в том числе контроль за соответствием информации, содержащейся в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 постановления Правительства
Российской Федерации от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" единая информационная система во взаимодействии с иными информационными системами обеспечивает контроль за соответствием информации, содержащейся в извещениях об осуществлении закупок и в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках закупок.
Таким образом, контроль за соответствием информации, содержащейся в извещениях об осуществлении закупок и в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках закупок осуществляется посредством функционала единой информационной системы в сфере закупок.
При этом ФАС России информирует, что функции по обслуживанию и ведению единой информационной системы в сфере закупок в силу с пункта 1 пункта 1 Постановления Правительства РФ от 13.04.2017 N 442 "Об определении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по выработке функциональных требований к единой информационной системе в сфере закупок, по созданию, развитию, ведению и обслуживанию единой информационной системы в сфере закупок, по установлению порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок и порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 996" (далее - Постановление N 442) осуществляет Федеральное казначейство.
Таким образом, согласно Закону о контрактной системе и Постановлению N 442 у ФАС России отсутствуют полномочия по рассмотрению вопроса о соответствии информации, содержащейся в извещениях об осуществлении закупок и в документации о закупках информации, содержащейся в планах-графиках закупок, в связи с чем довод Заявителя Комиссией не рассматривается.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, проект государственного контракта документации об Аукционе содержит противоречивые сведения о порядке оплаты выполненных работ;
В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В письменных пояснениях представитель Заказчика сообщил, что пункт 3.4 проекта государственного контракта документации об Аукционе содержит сведения о поэтапной оплате выполненных работ в пределах бюджетных обязательств по годам, а именно:
- первый этап до 31 декабря 2018 года: в размере _______________ рублей, в том числе НДС ___% (сумма цифрами);
- второй этап до 31 декабря 2019 года: в размере ________________ рублей, в том числе НДС ___% (сумма цифрами);
- третий этап до 31 декабря 2020 года: в размере _________________ рублей, в том числе НДС ___% (сумма цифрами).
При этом, согласно письменных пояснениях представителя Заказчика, пункт 3.6 проекта государственного контракта документации об Аукционе содержит сведения о поэтапной оплате выполненных работ, а именно: "Оплата работ производится Заказчиком в безналичном порядке путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика. Платежи в соответствии с бюджетным финансированием, за фактически выполненные работы не чаще одного раза в календарный месяц на основании предъявленных унифицированных форм КС-2 (акта выполненных работ) и КС-3 (справки о стоимости выполненных работ), счета, счета-фактуры, исполнительной и иной документации, оформленной в установленном порядке. После подписания унифицированной формы КС-2 (акта выполненных работ), Подрядчик предоставляет пакет документов на оплату - счет, счет-фактуру, КС-2, справку о стоимости выполненных работ (КС-3). В течение 30 (тридцати) дней с момента подписания Заказчиком документов, Заказчик перечисляет Подрядчику необходимые денежные средства".
Также представитель Заказчика в письменных пояснениях сообщил, что размер оплаты по этапам проекта государственного контракта документации об Аукционе будет определен на этапе заключения государственного контракта по итогам Аукциона с учетом предложенной победителем цены государственного контракта.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии явку представителя не обеспечил, доказательств, подтверждающих обоснованность довода, не представил, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, в проекте государственного контракта документации об Аукционе неправомерно не установлен график оплаты выполненных работ.
В соответствии с частью 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе объем выполненных по контракту работ определяется с учетом статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ.
Согласно части 12 статьи 34 Закона о контрактной системе если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен включать в себя график исполнения контракта.
Разделом 5 информационной карты документации об Аукционе установлено, что срок окончания выполнения работ - не позднее 01.12.2020 года, т.е. период выполнения работ в рамках исполнения государственного контракта менее трех лет.
Кроме того, согласно письменным пояснениям представителя Заказчика порядок оплаты выполненных работ содержится в пункте 3.6 проекта государственного контракта документации об Аукционе. При этом, пункт 3.7 проекта государственного контракта документации об Аукционе устанавливает порядок досрочного выполнения работ и их оплаты Заказчиком в пределах, выделенных в этап (год) бюджетных лимитов. Кроме того, приложение N 3 к проекту государственного контракта документации об Аукционе содержит график исполнения государственного контракта по строительству здания для размещения Омского областного суда и Управления Судебного департамента в Омской области.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии явку представителя не обеспечил, доказательств, подтверждающих обоснованность довода, не представил, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Согласно доводу жалобы Заявителя, в проекте государственного контракта документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено условие об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного государственным контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Согласно части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 10.4 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что "Подрядчик обязан уплатить Заказчику по его требованию пеню за каждый день просрочки исполнения обязательств по Контракту, начиная со дня, следующего со дня истечения установленного Контрактом срока исполнения Подрядчиком обязательств, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации от цены Контракта (но не более цены Контракта), за допущенные нарушения".
Пунктом 10.4 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что "Заказчик обязан уплатить Подрядчику по его требованию пеню за каждый день просрочки исполнения обязательств по Контракту, начиная со дня, следующего после истечения установленного Контрактом срока исполнения Подрядчиком обязательств, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации от цены Контракта (но не более цены Контракта), за допущенные нарушения сроков исполнения обязательств, предусмотренных пунктами 4.1.1 - 4.1.8, 8.3 - 8.5, 8.10, 9.7 Контракта".
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего условие об ответственности заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, нарушают части 5, 7 статьи 34 Закона о контрактной системе.
6. Согласно доводу жалобы Заявителя, в проекте государственного контракта документации об Аукционе неправомерно содержится требование об обеспечении исполнения государственного контракта исключительно в форме денежных средств.
В соответствии с частью 3 статьи 96 закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
На заседании Комиссии установлено, что раздел 17 информационной карты документации об Аукционе содержит порядок предоставления обеспечения исполнения государственного контракта, а именно: "Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником аукциона, с которым заключается контракт, самостоятельно: - банковская гарантия, выданная банком; - внесение денежных средств на соответствующий счет заказчика".
При этом, согласно письменным пояснениям представителя Заказчика раздел 11 проекта государственного контракта документации об Аукционе содержит сведения о порядке предоставления обеспечения исполнения государственного контракта наряду с перечислением денежных средств, в форме банковской гарантии, в том числе, установлен условие о сроке действия обеспечения, праве на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем 5 (пять) рабочих дней не исполнено требование Заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии, об обязанности подрядчика в установленных случаях представить новое обеспечение исполнения государственного контракта.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии явку представителя не обеспечил, доказательств, подтверждающих обоснованность довода, не представил, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
7. Согласно доводу жалобы Заявителя, разъяснения положений документации об Аукционе, размещенные Заказчиком в ЕИС, не содержат предметы запроса.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что размещенные в ЕИС разъяснения положений документации об Аукционе от 09.08.2018 N РД5, от 08.08.2018 N РД4, от 25.07.2018 N РД3, от 16.07.2018 N РД2, от 13.07.2018 N РД1 не содержат предмет запроса.
Таким образом, действия Заказчика, не указавшего предметы запросов о разъяснении положений документации об Аукционе, нарушают часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
8. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в ЕИС не размещен документ, содержащий перечень внесенных изменений в документацию об Аукционе.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 12.10.2013 N 913 "Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию" (далее - Постановление N 913) Положение устанавливает порядок размещения информации на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), подлежащей размещению в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 4 Постановления N 913 изменение размещенной на официальном сайте информации осуществляется в соответствии с Положением с размещением документа, содержащего перечень внесенных изменений.
Согласно Приказу Казначейства России от 22.12.2015 N 354 "О вводе в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок" с 1 января 2016 г. в эксплуатацию введена единая информационная система в сфере закупок, созданная на базе официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
При этом, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" при изменении информации и документов, размещенных на официальном сайте, предыдущие редакции измененных информации и документов сохраняются и остаются доступными для ознакомления пользователями официального сайта, а также обеспечивается возможность размещения документа, содержащего перечень внесенных изменений, одновременно с размещением измененных информации и документов.
На основании изложенного и учитывая, что Заявитель на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил и в составе жалобы не представил доказательств, однозначно свидетельствующих о необходимости размещения в ЕИС документа, содержащего перечень внесенных изменений в документацию об Аукционе, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Домострой" обоснованной в части ненадлежащего установления в документации об Аукционе условия об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного государственным контрактом, а также в части размещения в ЕИС разъяснений положений документации об Аукционе, не содержащих предмета запроса участников закупки.
2. Довод ООО "Домострой" в отношении несоответствия информации, содержащейся в документации об Аукционе о наличии требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением N 99 информации, содержащейся в соответствующей позиции плане-графиках закупок оставить без рассмотрения.
3. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 5, 7 статьи 34, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 28 сентября 2018 г. N 18/44/105/1264
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.10.2018