Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "СтройСпецПроект" (далее - Заявитель) на действия Омского областного суда (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству здания для размещения Омского областного суда и Управления Судебного департамента в Омской области (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0152100000518000026) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В документации об Аукционе не установлен срок действия государственного контракта, что не позволяет участнику закупки определить срок действия банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения государственного контракта;
2. В проекте государственного контракта документации об Аукционе в нарушение Закона о контрактной системе не установлен график оплаты выполненных работ;
3. В документации об Аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении участниками закупки копии двух и более исполненных контрактов (договоров) в нарушение требований Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99);
4. Извещение о проведении Аукциона, размещенное в ЕИС, не содержит срок выполнения работ;
5. Извещение о проведении Аукциона, размещенное в ЕИС, не содержит сведений о необходимости предоставления выписки из реестра саморегулируемой организации в составе второй части заявки на участие в Аукционе;
6. В документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены виды, объемы выполняемых в рамках закупки работ, их сметная стоимость, в том числе, не предусмотрена оплата работ по установке на строительной площадке системы видеонаблюдения.
Представитель Заказчика в письменных возражениях не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя 28.09.2018 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 01.10.2018.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 10.07.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 716 674 605,01 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 26.09.2018;
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников закупки - 28.09.2018;
6) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
7) к участию в Аукционе допущены 2 заявки от участников закупки;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене государственного контракта подавали 2 участника закупки.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе не установлен срок действия государственного контракта, что не позволяет участнику закупки определить срок действия банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения государственного контракта.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с разделом 5 информационной карты документации об Аукционе срок окончания выполнения работ не позднее 01.12.2020 года. При этом, приложением N 3 к проекту государственного контракта документации об Аукционе установлен график исполнения государственного контракта.
На заседании Комиссии установлено, что согласно пункту 13.1 проекта государственного контракта документации об Аукционе "Контракт вступает в силу со дня его заключения Сторонами и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по настоящему Контракту". При этом, раздел 4 проекта государственного контракта документации об Аукционе содержит сведения об обязанностях сторон по исполнению государственного контракта.
Представитель Заказчика в письменных пояснениях сообщил, что установленные в проекте государственного контракта сроки исполнения сторонами своих обязательств позволяют установить срок окончания действия государственного контракта и, следовательно, срок действия банковской гарантии.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, в проекте государственного контракта документации об Аукционе неправомерно не установлен график оплаты выполненных работ.
В соответствии с частью 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе объем выполненных по контракту работ определяется с учетом статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ.
Согласно части 12 статьи 34 Закона о контрактной системе если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен включать в себя график исполнения контракта.
Разделом 5 информационной карты документации об Аукционе установлено, что срок окончания выполнения работ - не позднее 01.12.2020 года, т.е. период выполнения работ в рамках исполнения государственного контракта менее трех лет.
Кроме того, согласно письменным пояснениям представителя Заказчика порядок оплаты выполненных работ содержится в пункте 3.6 проекта государственного контракта документации об Аукционе. При этом, пункт 3.7 проекта государственного контракта документации об Аукционе устанавливает порядок досрочного выполнения работ и их оплаты Заказчиком в пределах, выделенных в этап (год) бюджетных лимитов. Кроме того, приложение N 3 к проекту государственного контракта документации об Аукционе содержит график исполнения государственного контракта по строительству здания для размещения Омского областного суда и Управления Судебного департамента в Омской области.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии явку представителя не обеспечил, доказательств, подтверждающих обоснованность довода, не представил, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении участниками закупки копии двух и более исполненных контрактов (договоров) в нарушение требований Постановления N 99.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением N 99.
Согласно пункту 2 Приложения N 1 к Постановлению N 99 при выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки установлено дополнительное требование, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. Стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В подтверждение соответствия данному требованию участником закупки предоставляются следующие документы:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Согласно раздела 6 "Требования к участникам закупки" информационной карты документации об Аукционе участникам закупки установлены дополнительные требования в соответствии с Постановлением N 99, при этом, для подтверждения соответствии указанным требованиям участники закупки предоставляют следующие документы: "копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке".
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что требования к содержанию документов, подтверждающих соответствие участников закупки положениям Постановления N 99, не противоречит Закону о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод подтверждения не нашел.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, извещение о проведении Аукциона, размещенное в ЕИС, не содержит срок выполнения работ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Законом о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, "Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг-Согласно условиям гос. Контракта".
При этом, пунктом 2.2 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что "Срок начала строительства Объекта, срок окончания строительства Объекта (конечный срок), промежуточные сроки выполнения отдельных видов и этапов работ определены Графиком исполнения Контракта (Приложению N 3), который является неотъемлемой частью Контракта". Кроме того, в соответствии с разделом 5 информационной карты документации об Аукционе срок окончания выполнения работ - не позднее 01.12.2020 года.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, доказательств, подтверждающих обоснованность довода, не представил.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Согласно доводу жалобы Заявителя, извещение о проведении Аукциона, размещенное в ЕИС, не содержит сведений о необходимости предоставления выписки из реестра саморегулируемой организации в составе второй части заявки на участие в Аукционе.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса.
На заседании Комиссии установлено, что согласно сведениям, размещенным в ЕИС, к участникам закупки установлены единые требования в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
При этом разделом 8 информационной карты документации об Аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в закупке должна содержать выписку из реестра членов саморегулируемой организации, членом которой является участник закупки, в соответствии с частью 1 статьи 55.8 и иными нормами ГрК РФ.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, доказательств, подтверждающих обоснованность довода, не представил.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
6. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены виды, объемы выполняемых в рамках закупки работ, их сметная стоимость, в том числе, не предусмотрена оплата работ по установке на строительной площадке системы видеонаблюдения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
На заседании Комиссии установлено, что согласно разделу 2 проекта государственного контракта документации об Аукционе "Объем и содержание работ определены проектной документацией Объекта (далее - Проектная документация) и Техническим заданием заказчика (Приложением N 1), которое является неотъемлемой частью Контракта", при этом в ЕИС размещены разделы проектной документации, необходимые для выполнения работ в рамках данной закупки.
Представитель Заказчика в письменных пояснениях сообщил, что сводный сметный расчет выполнен с учетом стоимости всех работ, предусмотренных проектной документацией, при этом, закупка проводится в рамках выделенных лимитов бюджетных средств, в связи с чем стоимость части работ, предусмотренных проектной документацией, не содержится в сводном сметном расчете, являющего приложением к проекту государственного контракта документации об Аукционе.
Кроме того, представитель Заказчика в письменных пояснениях сообщил, что указанные работы относятся к непредвиденным работам, при этом, согласно сводному сметному расчету (приложение N 4 к проекту государственного контракта документации об Аукционе) стоимость непредвиденных расходов составляет 1% общей сметной стоимости. При этом, согласно техническому заданию документации об Аукционе расход средств на непредвиденные работы должен осуществляться на основании актов на дополнительные работы и затраты, утверждаемые Заказчиком.
Вместе с тем, Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, доказательств, подтверждающих установление ненадлежащим образом видов, объемов, сметной стоимости выполняемых в рамках закупки работ, не представил, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
7. Решением Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 28.09.2018 по делу N 18/44/105/1264 в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения:
- частей 5, 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем установлении в проекте государственного контракта документации об Аукционе условия об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя), а также заказчика за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного государственным контрактом;
- части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, выразившееся в размещении в ЕИС разъяснений положений документации об Аукционе, не содержащих предмета запроса.
В связи с чем, Заказчику выдано предписание при заключении государственного контракта по результатам проведения Аукциона установить условие об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя), а также заказчика за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного государственным контрактом.
Срок исполнения предписания по делу от 28.09.2018 N 18/44/105/1264 установлен до 11.10.2018.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СтройСпецПроект" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 5, 7 статьи 34, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что предписание по выявленному нарушению выдано на основании решения от 28.09.2018 по делу N 18/44/105/1264, предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе по данному делу не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 1 октября 2018 г. N 18/44/105/1264
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2018