Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Г.А. Радочинского,
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.С. Спиряковой,
при участии представителей:
ФКУ "Центр по обеспечению деятельности казначейства России":
А.С. Плетнева, доверенность N05-47/487 от 22.12.2017, И.А. Кузьмина, доверенность N05-11/27 от 19.01.2018, Е.В. Вишняковой, доверенность N05-47/489 от 22.12.2017,
ООО "Стройком 888": К.В. Егорова,
рассмотрев жалобу ООО "Стройком 888" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Центр по обеспечению деятельности казначейства России" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту административного здания (Закупка N0895100000118000205) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. NТФ/47566/18 от 04.10.2018).
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводу жалобы размещенная Заказчиком в Единой информационной системе аукционная документация противоречит информации, предусмотренной планом - графиком в части дополнительных требований к участникам закупки.
Согласно ч.12 ст.21 Закона о контрактной системе не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.
В силу ч.1 ст.4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система, взаимодействие которой с иными информационными системами в соответствии с ч.2 ст. 4 Закона о контрактной системе обеспечивает, в том числе контроль за соответствием информации, содержащейся в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках.
Согласно ч.2 ст.4 Закона о контрактной системе порядок функционирования единой информационной системы, требования к технологическим и лингвистическим средствам единой информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в единой информационной системе, порядок информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами, в том числе в сфере управления государственными и муниципальными финансами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 2 Правил функционирования единой информационной системы в сфере закупок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" (далее - Правила) единая информационная система во взаимодействии с иными информационными системами обеспечивает контроль за соответствием информации, содержащейся в извещениях об осуществлении закупок и в документации о закупках, - информации, содержащейся в планах-графиках закупок.
В соответствии с пунктом 6 Правил Министерство экономического развития Российской Федерации и Федеральное казначейство осуществляют свои полномочия в отношении единой информационной системы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 996 "О распределении полномочий между Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральным казначейством при создании единой информационной системы в сфере закупок" (далее - Постановление правительства N 996).
Согласно подпункту "б" пункта 1 Постановления Правительства N 996 Федеральное казначейство определено уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по ведению единой информационной системы в сфере закупок (за исключением поддержки ее пользователей).
В соответствии с частью 2 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок.
Контроль за соответствием информации, содержащейся в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках осуществляется ЕИС, функции по ведению которой принадлежат Федеральному Казначейству.
На основании вышеизложенного, данный довод Заявителя о том, что аукционная документация не соответствуют информации, содержащейся в плане-графике, Комиссией Управления не рассматривается.
2. Согласно доводу жалобы в проекте Государственного контракта ненадлежащим образом установлено условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта.
Комиссией Управления установлено, что п.3.9 проекта Государственного контракта предусмотрено следующее положение: "В случае, если Контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя, из суммы, подлежащей выплате Подрядчику - физическому лицу, удерживается и перечисляется в бюджет сумма налоговых платежей".
В соответствии с п. 2 ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
При этом, исходя из буквального толкования вышеуказанной нормы Закона о контрактной системе, на стадии утверждения документации у Заказчика отсутствует обязанность включения в проект контракта условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, поскольку на данном этапе закупки Заказчик не может обладать информацией о том, будет ли заключен контракт с физическим лицом или юридическим лицом, на которое распространяет действие вышеуказанная норма Закона о контрактной системе.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что ООО "Стройком 888" не является физическим или юридическим лицом, на которое распространяются положения п.2 ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данного довода жалобы, в том числе документы и сведения, свидетельствующие о нарушении законных прав и интересов ООО "Стройком 888".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.
3. Согласно доводу жалобы Заказчиком в п.13.5 Проекта контракта установлено следующее: "В случае, если по каким-либо причинам Гарантия выполнения Контракта или какая-либо из ее частей перестала быть действительной, закончила свое действие или иным образом перестала обеспечивать выполнение Исполнителем всех своих обязательств по настоящему Контракту до завершения срока действия настоящего Контракта, Исполнитель обязуется не позднее дня следующего за днем прекращения действия Гарантии предоставить Заказчику иную (новую) надлежащую Гарантию выполнения Контракта на тех же условиях и в том же размере, которые указаны в пункте 13.1 настоящей статьи", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку вышеуказанное положение возлагает дополнительные обязанности и ответственность на исполнителя контракта.
На основании ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно ч.7 ст.96 Закона о контрактной системе в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
При этом, согласно п.13.5 проекта государственного контракта подрядчик в определенных случаях обязан заменить обеспечение исполнения контракта на тех же условиях и в размере, указанном в контракте, что противоречит ч.7 ст.96 Закона о контрактной системе.
Таким образом, оспариваемое условие проекта государственного контракта не предусмотрено положениями Закона о контрактной системе.
4. На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1)в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2)использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В составе жалобы указано, что в аукционной документации установлены неправомерные требования к товарам по п."Керамогранит", "Плитка керамическая", "Отбойная доска", "Противопожарная дверь", "Плинтус", "Ламинированная доска тип 1, 2", "Металлический порожек": "Фактура и цвет согласовывается с заказчиком", "Цвет согласовывается с Заказчиком", поскольку вышеуказанные требования вводят участника закупки в заблуждение, а также препятствуют корректному формированию заявки на участие в закупке, так как участнику закупки не представляется возможным определить, имеется ли у него в наличии соответствующий товар с требующимися Заказчику характеристиками.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, ввиду чего Заказчиком установлены вышеуказанные требования к используемым при выполнении работ товарам с учетом того обстоятельства, что ст.33 Закона о контрактной системе прямо предусмотрено требование о том, что документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о неисполнении Заказчиком п.1,2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем Комиссией Управления установлено, что выявленные нарушения не повлияли на результат закупки, поскольку согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 09.10.2018 N0895100000118000205-1 подано 5 заявок, что свидетельствует о возможности формирования заявки и ценового предложения участниками закупки.
5. Заявитель также указывает, что в аукционной документации Заказчиком установлены неправомерные требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе.
В соответствии с ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 ст.66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Комиссией Управления установлено, что положениями Информационной карты Заказчиком предусмотрено следующее: "1. Участник закупки заполняет заявку в соответствии с порядком, указанным на сайте электронной торговой площадки. Участник закупки указывает конкретные показатели поставляемого (используемого при выполнении работ, оказании услуг) товара (далее - товар), указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. 2. По позициям, в которых указаны минимальные и/или максимальные допустимые предельные значения товара (включительно), Участник закупки предлагает конкретные показатели товара, соответствующие значениям (в том числе предельные значения), установленным документацией об электронном аукционе и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара", что не предусмотрено ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Стройком 888" на действия ФКУ "Центр по обеспечению деятельности казначейства России" обоснованной в части установления неправомерных требования к товарам, в части установления неправомерных дополнительных обязанностей и ответственности на исполнителя контракта, а также в части установления неправомерных требований к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе.
2. Жалобу ООО "Стройком 888" в части обжалования несоответствия положений аукционной документации плану-графику оставить без рассмотрения в соответствии со ст.99 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1,2 ч.1, ч.2 ст.33, ч.7 ст.96, ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г.Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Л.Н. Харченко
Члены Комиссии: Г.А. Радочинский
А.С. Спирякова
Исп.Спирякова А.С. 495 784-75-05 (доб.077-189)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 9 октября 2018 г. N 2-57-12507/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.10.2018