Резолютивная часть решения оглашена 27 сентября 2018 года
Решение в полном объеме изготовлено 02 октября 2018 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
_
рассмотрев жалобу ООО "Контракт" на действия Муниципального казенного учреждения муниципального образования "город Бугуруслан" "Управление городского хозяйства" при проведении электронного аукциона на благоустройство общественной территории - сад им. Ленина в г. Бугуруслан Оренбургской области (I этап) (номер извещения N 0353300118418000008),
УСТАНОВИЛА:
20.09.2018 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО "Контракт" (далее - Заявитель) на действия Муниципального казенного учреждения муниципального образования "город Бугуруслан" "Управление городского хозяйства" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на благоустройство общественной территории - сад им. Ленина в г. Бугуруслан Оренбургской области (I этап) (номер извещения N 0353300118418000008) (далее - аукцион).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, оператору электронной площадки выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Исходя из доводов жалобы следует, что Заказчиком нарушены требования Закона о контрактной системе: установлены излишние требования к товарам (материалам), которые становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, а также неверно установлены размеры пени, начисляемой исполнителю Заказчиком неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту.
Согласно пояснениям представителя Заказчика аукционная документация составлена в соответствии с Законом о контрактной системе, Требования к товарам, материалам, используемым при выполнении работ, установлены в соответствии с ГОСТами, и могут быть указаны участником закупки в соответствии с ними, в документации отсутствует требование о конкретизации показателей товара, которые не могут быть известны на этапе подачи заявок. Кроме того, согласно п. 27 инструкции по заполнению заявок позволяет участнику не указывать конкретное значение показателя в случае, если данный показатель не нормируется и показатель невозможно установить, участнику необходимо указать "не нормируется".
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, заслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам:
07.08.2018 г. (с последующими изменениями от 05.09.2018 г.) на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение и документация об аукционе на благоустройство общественной территории - сад им. Ленина в г. Бугуруслан Оренбургской области (I этап) (номер извещения N 0353300118418000008).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 12 896 800,00 рублей.
Аукционная документация утверждена Заказчиком.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Таким образом, из смысла указанных статей следует, что Заказчик определяет требования к товару, исходя из своих потребностей, с учетом ограничений, установленных ст.33 Закона о контрактной системе.
Заказчиком установлено следующая инструкция по заполнению заявок:
"_Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме" (далее - Сведения о товаре) должны соответствовать ГОСТ или паспорту качества, информацией установленной производителем товара и содержать значения параметров товара в соответствии, с которыми заказчик осуществляет приемку товара при выполнении работ, оказании услуг.
При необходимости указания в заявке на участие в аукционе конкретных показателей, соответствующих значениям, указанным в настоящей документации, участник аукциона в составе первой части заявки должен указать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в настоящей документации, в том числе, конкретные технические, функциональные, эксплуатационные и все иные характеристики товаров, указанные в настоящей документации.
При необходимости указания в заявке на участие в аукционе информации о наименовании страны происхождения товара, участник аукциона должен руководствоваться следующими требованиями: участник аукциона должен однозначно, определенно и недвусмысленно указать на то, что страной происхождения товара является определенная страна (государство), при этом указываются современное официальное полное или сокращенное наименование страны (государства). Указание на регион страны, часть страны, населенный пункт, определенный географический объект без указания на наименование страны не будет являться надлежащим исполнением требований об указании в заявке наименования страны происхождения товара. Указание наименования страны (государства) в составе сведений о месте нахождения и (или) регистрации производителя товара и(или) участника аукциона, не будет являться надлежащим исполнением требований об указании в заявки страны происхождения товара.
Первая часть заявки не должна содержать слов "или эквивалент", "должен быть", "должен иметь", "не должен быть", "должен соответствовать", "предпочтительно" и иных слов и словосочетаний, не позволяющих определить точное значение характеристик товаров. При наличии в описании характеристик товара в первой части заявки на участие в аукционе данных слов показатель не является указанием конкретных показателей товара. В случае если Заказчиком установлено требование к значению показателя со словами "не менее", "не ниже", "от", знак "" и их синонимов, то участнику необходимо указать конкретное значение данного показателя, которое должно быть не меньше или равно значению, установленного Заказчиком, при этом участник закупки представляет сведения о конкретных показателях без использования вышеуказанных слов и знаков; в случае если Заказчиком установлено требование к значению показателя со словами "не более", "не выше", знак "
" и их синонимов, то Участнику необходимо указать конкретное значение данного показателя, которое должно быть не больше или равно значению, установленного Заказчиком, при этом участник закупки представляет сведения о конкретных показателях без использования вышеуказанных слов и знаков; в случае если Заказчиком установлено требование к значению показателя со словами "более", "выше", знак ">" и их синонимов, то Участнику необходимо указать конкретное значение данного показателя, которое должно быть больше значения, установленного Заказчиком, исключая его, при этом участник закупки представляет сведения о конкретных показателях без использования вышеуказанных слов и знаков; в случае если Заказчиком установлено требование к значению показателя со словами "менее", "ниже", "до", знак "<" и их синонимов, то Участнику необходимо указать конкретное значение данного показателя, которое должно быть меньше значения, установленного Заказчиком, исключая его, при этом участник закупки представляет сведения о конкретных показателях без использования вышеуказанных слов и знаков; в случае если Заказчиком установлено требование одновременно к минимальным и максимальным значениям показателей и использованы слова "не менее", "не более", "более", "менее", и т.п. в виде "не менее _ и не более_" и т.п. то Участнику необходимо указать диапазонное значение, в соответствии с выбранными параметрами и нормативными документами, (с учетом описанного выше правила чтения слов и знаков), при этом участник закупки представляет сведения без использования вышеуказанных слов и знаков; в случае если Заказчиком установлено требование одновременно к минимальным и максимальным значениям показателей и использованы слов "свыше", "до", в виде "свыше_до_" и т.п. то Участнику необходимо указать диапазонное значение, в соответствии с выбранными параметрами и нормативными документами, где минимальное значение показателя с учетом описанного выше правила чтения слов и знаков, максимальное значение показателя соответствует потребностям заказчика, при этом участник закупки представляет сведения без использования вышеуказанных слов и знаков; в случае если Заказчиком установлено требование одновременно к минимальным и максимальным значениям показателей и использованы слова "не менее", "не более", "более", "менее" и т.п. в виде "не менее _ не более_" и т.п. то Участнику необходимо указать конкретное значение данного показателя, в соответствии с выбранными параметрами и нормативными документами (с учетом описанного выше правила чтения слов и знаков), при этом участник закупки представляет сведения без использования вышеуказанных слов и знаков; в случае если Заказчиком установлено требование к значению показателя с использованием знака "тире", установленного между числовыми значениями, то Участнику необходимо указать конкретное значение, в соответствии с выбранными параметрами и нормативными документами, крайние значения удовлетворяют потребностям заказчика, исключением является показатель фракции; в случае если Заказчиком установлено требование к значению показателя с союзом "и", знаком ",", то Участнику необходимо указать все характеристики со всеми перечисленными заказчиком показателями; в случае если Заказчиком установлено требование к значению показателя с использованием союза "или", "либо", знаков ";", "/", означает что, участник должен выбрать, определить одно конкретное значение и указать его в своей заявке. Применение заказчиком при установлении требований к значению показателя Техническое задание содержит ряд альтернативных значений для участника по определенным характеристикам товарам (материалам), минимальные и максимальные показатели для каждой альтернативной характеристики товара (материала). Выбрав один из альтернативных вариантов, участнику необходимо указать показатели именно для этой характеристики товара (материала), по показателям, установленным для других альтернативных значений либо в случае если соответствующим ГОСТ некоторый показатель для данной характеристики товара (материала) не нормируется, в соответствующих графах конкретное значение не указывается, вместо конкретного значения участник вправе указать "не нормируется". Наименования характеристик изменению не подлежат...".
Изучив положения требований к материалам (битумы нефтяные дорожные, грунтовка цинкнаполненная, раствор готовый кладочный, щебень, канат), Комиссия Оренбургского УФАС России нарушений положений Закона о контрактной системе не усматривает, поскольку Инструкция по заполнению заявки участника не содержит требований по конкретизации характеристик компонентов товара, показателей товара, которые не могут быть определены на этапе подачи заявок. Заказчиком при составлении требований к материалам использованы стандартные показатели в соответствии с действующими ГОСТами, указанными Заказчиком в сведениях о материалах.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вопреки ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, Заявитель не приводит доказательств о том, что действия заказчика приводят к ограничению количества участников и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, а также нарушают права участников закупки.
Запросы разъяснений положений документации по оспариваемым позициям технического задания в адрес заказчика не поступали.
В силу ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно разделу 8 проекта контракта Заказчиком установлена ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему контракту в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Законом о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.
Фиксированные размеры штрафов устанавливаются Заказчиком в контракте по итогам проведения электронного аукциона в зависимости от цены контракта, предложенной победителем электронного аукциона в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.
В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 21.09.2018 N0353300118418000008-0-1 на участие в аукционе подано две заявки, которые признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
Таким образом, с учетом пояснений представителя Заказчика, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу, что доводы заявителя необоснованны.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Контракт" на действия Муниципального казенного учреждения муниципального образования "город Бугуруслан" "Управление городского хозяйства" при проведении электронного аукциона на благоустройство общественной территории - сад им. Ленина в г. Бугуруслан Оренбургской области (I этап) (номер извещения N 0353300118418000008) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия_.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 27 сентября 2018 г. N 08-07-660/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.10.2018