Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Рассмотрев 10.10.2018 года жалобу ООО "Стройком 888" (далее - Заявитель) на действия МБДОУ "Барашевский детский сад" Теньгушевского муниципального района (далее - Заказчик) и ГКУ РМ "Региональный центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении электронного аукциона N 0809500000318002098 на выполнение строительных работ по объекту "Детский сад на 70 мест в п. Барашево Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия" (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 03.10.2018 г. поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика и Уполномоченного учреждения.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 04.10.2018 N 718 рассмотрение жалобы назначено на 09.10.2018 года в 15 часов 30 минут.
В ходе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв до 10.10.2018 до 16 часов 20 минут (мск).
По мнению Заявителя, документация об Аукционе составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика и Уполномоченного учреждения не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и в результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
Заказчиком, Уполномоченным учреждением 19.09.2018 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок по адресу: http://zakupki.gov.ru, размещены извещение и документация о проведении электронного аукциона N 0809500000318002098 на выполнение строительных работ по объекту "Детский сад на 70 мест в п. Барашево Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия".
Начальная (максимальная) цена контракта: 35669620,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 05.10.2018 09:00 (мск).
Дата проведения Аукциона: 11.10.2018 г.
В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в Аукционе от 08.10.2018 г. (далее - Протокол), по окончании указанного в извещении о проведении электронного аукциона срока подачи заявок 05.10.2018 09:00 (время московское) поступила 1 (одна) заявка на участие в электронном аукционе под порядковым номером 1, которая признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации об Аукционе.
1. По мнению Заявителя, в документации об Аукционе неправомерно не установлены возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570), которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением Правительства N 570 установлены виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о контрактной системе государственный заказчик - государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки.
Согласно пункту 6 статьи 3 Закона о контрактной системе муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона о контрактной системе государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о контрактной системе заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Заказчик является бюджетным учреждением, которое заключает гражданско-правовые договоры бюджетного учреждения, в связи с чем, требования предусмотренные постановлением Правительства N 570 не распространяются на Заказчика.
Вместе с тем, Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, доказательств, подтверждающих обоснованность довода, не представил.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. По мнению Заявителя, в документации об Аукционе и проекте контракта Заказчиком установлены неисполнимые сроки выполнения работ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно Техническому заданию документации об Аукционе, результат работ должен соответствовать проектной документации, требованиям государственных стандартов, требованиям заказчика (качество работ, сроки выполнения работ, срок предоставления гарантии качества работ, объем предоставления гарантий качества работ, соответствие цены Муниципального контракта (с учетом всех предусмотренных действующим законодательством налогов и обязательных платежей) стоимости выполняемых работ).
Содержание разделов проектной документации определено положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее - Положение).
Согласно Положению, в состав разделов проектной документации должен входить проект организации строительства (далее - ПОС).
Установлено, что в составе аукционной документации ПОС размещен Заказчиком в ЕИС.
Согласно пункта 1,25 ПОС, расчёт продолжительности строительства выполнен в соответствии с требованиями СНиП 1.04.03-85*.
Проектом предусматривается строительство детского сада на 70 мест.
Расчет продолжительности строительства:
Согласно п. 7 Общих положений принимается метод экстраполяции исходя из имеющейся в нормах значения для детского сада объемом 3,0 тыс. м3 из кирпича продолжительность составляет - 5 месяцев.
Согласно п. 7 "Общих положений" по методу экстраполяции увеличение продолжительности строительства составит: ((4,13-3,0)/4,13)х100=27%
Продолжительность строительства с учетом экстраполяции будет равна:
Т=5х(100+27)/100=7 месяцев.
Между тем, в соответствии с извещением о проведении Аукциона, п. 13 информационной карты документации об Аукционе и п. 4.1 проекта муниципального контракта, установлены сроки (периоды) выполнения работ, оказания услуг: в течение 3 (трех) дней со дня подписания Сторонами контракта до 31 декабря 2018 г.
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России представители Заказчика не смогли пояснить целесообразность сокращения сроков выполнения работ.
Таким образом, в данном случае, Комиссия Мордовского УФАС России пришла к выводу, что Заказчиком неправомерно сокращен срок выполнения работ более чем в два раза, что является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Довод Заявителя признан обоснованным.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что в Приложении N 1 раздела 2 "Техническое задание" документации об Аукционе указаны, в том числе, следующее требования:
26 |
Песок природный для строительных работ повышенной крупности и крупный Песок природный для строительных работ средний Песок природный для строительных растворов средний |
Модуль крупности |
[Св. 2.5 до 3.0*], [св. 2.0 до 2.5*]; [Св. 3.0 до 3.5*], [св. 2.0 до 2.5*]; [Св. 2.5 до 3.5*], [св. 2.0 до 2.5*] |
Мк |
Полный остаток песка на сите с сеткой N 063 |
[Св. 30 до 45*], [св. 45 до 65*]; [св. 30 до 45*], [св. 65 до 75*]; [св. 30 до 45*], [св. 45 до 75*] |
% по массе |
||
Содержание зерен крупностью свыше 10 мм |
[Не более 0.5]; [не более 5] |
% по массе |
||
Содержание зерен крупностью свыше 5 мм |
[Не более 5]; [не более 15]; [не более 20], [не более 15] |
% по массе |
||
Содержание зерен крупностью менее 0,16 мм |
[Не более 5]; [не более 10], [не более 15]; [не более 15] |
% по массе |
||
Содержание в песке пылевидных и глинистых частиц |
[Не более 2]; [не более 3] |
% по массе |
||
Содержание в песке глины в комках |
[Не более 0.5]; [не более 0.25] |
% по массе |
||
Класс |
I; II |
|
||
Удельная эффективная активность естественных радионуклидов Aэфф |
[ |
Бк/кг |
||
Группа |
Повышенной крупности и крупный, средний; повышенной крупности, средний; крупный, средний |
|
||
27 |
Раствор готовый кладочный цементный марки 25 Раствор готовый кладочный цементный марки 50 Раствор готовый кладочный цементный марки 100 Раствор готовый кладочный цементный марки 200 Раствор готовый кладочный цементно-известковый марки 75 Раствор готовый кладочный цементно-известковый марки 100 Раствор готовый отделочный тяжелый, цементно-известковый 1:1:6 Раствор готовый отделочный тяжелый, известковый 1:2,0 |
Марка по подвижности |
ПК 2, ПК 3 |
|
Марка по морозостойкости |
От F35 |
|
||
Заполнители |
[Пористый песок], [песок для строительных работ]; [золошлаковый песок], [песок для строительных работ]; [песок для строительных работ] |
|
||
Наибольшая крупность зерен заполнителя |
[ |
мм |
||
Вид раствора по применяемым вяжущим |
Простой, сложный |
|
||
Вид раствора по средней плотности |
[Тяжелый]; [легкий], [тяжелый] |
|
||
Удельная эффективная активность естественных радионуклидов Aэфф |
[ |
Бк/кг |
||
Прочность раствора на сжатие |
М10, М25, М50, М75, М100, М200 |
|
||
28 |
Щебень из природного камня для строительных работ марка 800, фракция 20-40 мм Щебень из природного камня для строительных работ марка 400, фракция 5(3)-10 мм Щебень из природного камня для строительных работ марка 400, фракция 20-40 мм Щебень известняковый для строительных работ марки 600 фракции 5-10 мм |
Полные остатки на контрольных ситах при рассеве щебня |
[Для диаметра отверстия контрольного сита d - от 90 до 100; для диаметра отверстия контрольного сита 0,5 (d + D) - от 30 до 60; для диаметра отверстия контрольного сита D - до 10; для диаметра отверстия контрольного сита 1,25D - до 0,5], [для диаметра отверстия контрольного сита 2,5 (1,25) мм - от 95 до 100, для диаметра отверстия контрольного сита d - от 90 до 100; для диаметра отверстия контрольного сита 0,5 (d + D) - от 30 до 60; для диаметра отверстия контрольного сита D - до 10; для диаметра отверстия контрольного сита 1,25D - до 0,5] |
% по массе |
Группа щебня |
От 4 |
|
||
Содержание дробленых зерен |
[Не нормируется] |
% по массе |
||
Марка по дробимости щебня |
400, 600, 800 |
|
||
Марка по морозостойкости |
F100; F150 |
|
||
Марки по истираемости щебня |
И2; И3 |
|
||
Фракция |
[Св. 5(3) до 10*], [св. 5 до 10*], [св. 20 до 40*] |
мм |
||
Удельная эффективная активность естественных радионуклидов Aэфф |
[ |
Бк/кг |
||
29 |
Бетон тяжелый, класс В3,5 (М50) Бетон тяжелый, класс В7,5 (М100) (Надбавка по водонепроницаемости W6 на бетон В7,5 (М100) - 3,5% Надбавка по морозостойкости F75 на бетон В7,5 (М100) - 1%) Бетон тяжелый, класс В10 (М150) Бетон тяжелый, класс В15 (М200) (Надбавка по водонепроницаемости W6 на бетон В15 (М200) - 3,5% Надбавка по морозостойкости F100 на бетон В15 (М200) - 1%) Бетон тяжелый, класс В20 (М250) Бетон тяжелый, крупность заполнителя более 40 мм, класс В7,5 (М 100) Бетон тяжелый, крупность заполнителя более 40 мм, класс В12,5 (М150) Бетон тяжелый, крупность заполнителя более 40 мм, класс В15 (М200) Бетон тяжелый, крупность заполнителя 40 мм, класс В15 (М200) Бетон тяжелый, крупность заполнителя 20 мм, класс В7,5 (М100) Бетон тяжелый, крупность заполнителя 20 мм, класс В15 (М200) (Надбавка по водонепроницаемости W6 на бетон В15 (М200) - 3,5% Надбавка по морозостойкости F100 на бетон В15 (М200) - 1%) Бетон тяжелый, крупность заполнителя 10 мм, класс В12,5 (М150) |
Марка по морозостойкости |
F1 50, F1 75, F1 100 |
|
Класс прочности бетона на сжатие |
B3.5, B7.5, B10, В12.5, В15, В20 |
|
||
Вяжущие материалы |
Шлакопортландцемент; портландцемент без минеральных добавок; портландцемент с минеральными добавками |
|
||
Заполнители |
Щебень и/или щебень из гравия и/или гравий из плотных горных пород и/или щебень из дробленого бетона и железобетона и природный песок |
|
||
Марка бетона по водонепроницаемости |
W4; W6 |
|
||
Удельная эффективная активность естественных радионуклидов Aэфф |
[ |
Бк/кг |
||
Содержание отдельных фракций в крупном заполнителе в составе бетона |
[От 5 до 10 мм - 100], [от 5 до 10 мм. - 25 - 40, св. 10 до 20 мм. - 60 - 75], [от 5 до 10 мм. - 15 - 25, св. 10 до 20 мм. - 20 - 35, св. 20 до 40 мм. - 40 - 65], [от 5 до 10 мм. - 10 - 20, св. 10 до 20 мм. - 15 - 25, св. 20 до 40 мм. - 20 - 35, св. 40 до 80 мм. - 35 - 55] |
% |
На основании вышеуказанного Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о химическом составе и компонентах товара, показателях технологии производства, испытаниях товара, и иных показателях, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Указанные требования имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказом Мордовского УФАС России от 20.09.2018 N 113-од от 14.01.2016 года "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия Мордовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройком 888" на действия МБДОУ "Барашевский детский сад" Теньгушевского муниципального района и ГКУ РМ "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона N 0809500000318002098 на выполнение строительных работ по объекту "Детский сад на 70 мест в п. Барашево Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия обоснованной в части довода 2 указанного в жалобе.
2. Признать действия Заказчика нарушением п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать в связи с его выдачей в рамках рассмотрения дела N 553.
4. Материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении не передавать в связи с их передачей в рамках рассмотрения дела N 553.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 10 октября 2018 г. N 635
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.10.2018