Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Коми УФАС России), рассмотрев Ваше обращение от 06.09.2018, направленное Прокуратурой Республики Коми письмом N 7р-2018/72606 от 12.09.2018 (вх. N 4393 от 17.09.2018), Ваше обращение от 05.10.2018, направленное письмом Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Коми N 01-14/П-88 от 08.10.2018 (вх. N 4795 от 11.10.2018), сообщает следующее.
1. По вопросу о возможном нарушении заказчиком требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Обращение содержит доводы, касающиеся требований Закона о контрактной системе, что при установлении заказчиком ограничения участия в определении поставщика (закупка у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций) победителем закупки признано общество с ограниченной ответственностью "Содействие" (далее - ООО "Содействие"), которое не может быть отнесено ни к субъектам малого предпринимательства (поскольку отсутствует в реестре СМП), ни к социально- ориентированным некоммерческим организациям (является обществом с ограниченной ответственностью), что свидетельствует о нарушении заказчиком, в том числе, требований Закона о контрактной системе.
В ходе анализа материалов обращения, сведений с официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт), соответствующей нормативно-правовой базы установлено следующее.
Заказчиком закупки явилось Региональное отделение Фонда.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 376 192.38; источником финансирования закупок явились средства федерального бюджета, переданные Фонду социального страхования Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте 31.07.2018.
Приказом и.о. управляющего Региональное отделение Фонда от 31.07.2018 N 783 создана аукционная комиссия по определению поставщика на поставку инвалидам впитывающих простыней (пеленок) (далее - аукционная комиссия).
В силу части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указывается, наряду с прочей информацией, информация, содержащаяся в статье 42 Закона о контрактной системе.
По пункту 4 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе, информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи.
При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать, наряду с прочим, информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Извещением N 0207100000618000124 о проведении электронного аукциона установлено, что закупка осуществляется у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, к участию в закупке допускаются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.
В пункте 15 раздела II "Информационная карта" документации об электронном аукционе (далее - Информационная карта) определено: "В настоящем электронном аукционе могут принять участие только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в электронном аукционе свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям".
По пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Согласно пункту 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, наряду с прочим, декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Аналогичное пункту 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе требование к содержанию второй части заявки на участие в электронном аукционе в части предоставления в её составе с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки декларации о принадлежности к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям, установлено в подпункте 5) пункта 16 Информационной карты документации об электронном аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Согласно частей 6, 7, 8 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается. Заявка на участие в электронном аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в связи с отсутствием в ней информации и электронных документов, предусмотренных пунктом 5 части 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, а также пунктом 6 части 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 настоящего Федерального закона.
Результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе.
По протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 09.08.2018 N 15-07-110/1 на участие в закупке поданы заявки от двух участников, одному из которых отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.
По протоколу рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона от 13.08.2018 (протокол подведения итогов N 15-07-110/2) аукционной комиссией принято решение о соответствии единственного участника закупки - ООО "Содействие" и поданной им заявки на участие в закупке соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе.
По результатам анализа второй части заявки ООО "Содействие" на участие в электронном аукционе, представленной в материалы жалобы оператором электронной площадки, Комиссией Коми УФАС России установлено, что указанная заявка содержит, наряду с прочим, декларацию о принадлежности ООО "Содействие" к субъектам малого предпринимательства.
Следовательно, оснований для признания второй части заявки ООО "Содействие" на участие в закупке несоответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе по причине непредставления документов и информации, которые предусмотрены, в том числе, пунктом 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, подпункте 5) пункта 16 Информационной карты документации об электронном аукционе (декларации о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям), несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, у аукционной комиссии не имелось.
Норма, обязывающая участника помимо декларирования подтверждать документально, а аукционную комиссию проверять фактическую принадлежность участника к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям, в Законе о контрактной системе отсутствует.
В материалах обращения отсутствуют, заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что аукционная комиссия на дату и время рассмотрения заявки ООО "Содействие" на участие в закупке располагала сведениями о том, что ООО "Содействие" не является субъектом малого предпринимательства, в том числе о том, что ООО "Содействие" предоставило в составе заявки недостоверную информацию о своей принадлежности к субъектам малого предпринимательства.
Действие аукционной комиссии в части принятия решения о соответствии второй заявки ООО "Содействие" на участие в закупке требованиям, установленным, в том числе, в подпункте 5 пункта 16 Информационной карте документации о таком аукционе, не противоречит части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
В силу части 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
По пункту 4 части 2 статьи 71 Закона о контрактной системе в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 8 статьи 67 настоящего Федерального закона в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником, контракт с единственным участником такого аукциона, если этот участник и поданная им заявка на участие в таком аукционе признаны соответствующими требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе, заключается в соответствии с пунктом 25.1 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном статьей 83.2 настоящего Федерального закона.
По результатам осуществления закупки заказчиком с участником закупки - ООО "Содействие", заявка которого на участие в закупке признана соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, на основании протокола рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона N 0207100000618000124-1 от 13.08.2018 (протокол N 15-07-110/2 подведения итогов электронного аукциона от 13.08.2018) 27.08.2018 заключен контракт N 277, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, обозначенные заявителем в обращении возможные нарушения Закона о контрактной системе не нашли своего подтверждения.
2. В связи с недостаточностью доказательств, позволяющих сделать вывод о наличии либо об отсутствии в рассматриваемом случае признаков нарушения антимонопольного законодательства, Коми УФАС России примет меры к их сбору. Для чего, руководствуясь частью 4 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", антимонопольное управление продляет срок рассмотрения Ваших заявлений до 17.12.2018.
Об окончательных результатах рассмотрения заявлений в указанной части Вы будете уведомлены дополнительно.
3. В соответствии с пунктом 5 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи), в том числе, в отношении соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта.
В силу пункта 1 части 9 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 настоящей статьи осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд.
Порядок осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере во исполнение части 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 186 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определен в Правилах осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092 (далее - Правила).
В силу абзаца 7 подпункта а) пункта 6 Правил Федеральное казначейство при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет, наряду с прочим, полномочия по контролю, в том числе за соответствием поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта.
Согласно подпунктам а, л) пункта 7 Правил объектами контроля в финансово-бюджетной сфере являются, наряду с прочими, главные распорядители (распорядители, получатели) средств федерального бюджета, главные администраторы (администраторы) доходов федерального бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита федерального бюджета; заказчики, контрактные службы, контрактные управляющие, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, осуществляющие действия, направленные на осуществление в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе закупок товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд.
В соответствии с частью 4 Положения о Федеральном казначействе, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 703, Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные федеральные казенные учреждения во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно извещению N 0207100000618000124 о проведении электронного аукциона заказчиком закупки является государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми; источником финансирования закупки являются средства федерального бюджета, переданные Фонду социального страхования Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.
Учитывая вышеизложенное, на основании ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Коми УФАС России направило копию Вашего обращения от 05.10.2018, направленного письмом Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Коми N 01-14/П-88 от 08.10.2018 (вх. N 4795 от 11.10.2018), для рассмотрения в рамках имеющихся полномочий в адрес Управления Федерального казначейства по Республике Коми для рассмотрения по подведомственности в части доводов о несоответствии поставленного товара условиям контракта.
<_> <_>
<_>
(8212) 21-41-29
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 12 октября 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.10.2018