Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):
Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей АНО "ДОЗОР" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленных о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 24235-ЭП/18 от 25.09.2018) на действияЗаказчика при определении поставщика путем проведения открытого конкурса на выполнение инженерных изысканий и разработка проектной документации по объекту "Строительство улично-дорожной сети на намывных территориях в западной части Васильевского острова. 1 этап" для нужд Санкт-Петербурга (извещение номер 0172200002518000120) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 10.09.2018 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002518000120. Начальная (максимальная) цена контракта - 77 935 596, 88 рублей.
В жалобе АНО "ДОЗОР" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении ненадлежащего порядка оценки конкурсных заявок по критерию "Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", что ограничивает количество участников закупки.
Уполномоченный орган, Заказчик с доводами жалобы не согласны и считают их необоснованными по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей Уполномоченного органа, Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Исходя из совокупности положений п.п. 4 и 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Правил конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
Согласно п. 27 Правил, показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по показателю "деловая репутация участника закупки", следовательно, в случае использования такого показателя, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Анализ конкурсной документации (п.п. 2.3 п. 13 части II"Специальная часть. Инструкция участникам") показал, что в рамках спорного показателя Заказчиком установлен следующий порядок оценки:
В соответствии с пунктом 10 Правил в отношении нестоимостного критерия оценки "Квалификация участника закупки" предусмотрен показатель, раскрывающий содержание критерия оценки и учитывающий особенности оценки по критерию:
- "Деловая репутация участника закупки".
Деловая репутация участника закупки определяется индексом деловой репутации в соответствии с требованиями ГОСТ Р 66.0.01-2015 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы" и требованиями Стандарта организации Ассоциация "Национальное объединение держателей систем добровольной сертификации" СТО АДСДС 66.1.01/ДТИ-2017"Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование дорожно-транспортной инфраструктуры" (далее - СТО).
При оценке заявки участника закупки по показателю учитывается значение индекса деловой репутации, указанное в сертификате соответствия и оценивается в соответствии со шкалой:
Значение индекса деловой репутации |
Количество баллов по показателю деловая репутация участника закупки |
Свыше 90 |
100 баллов |
Свыше 75 до 90 (включительно) |
75 баллов |
Свыше 60 до 75 (включительно) |
50 баллов |
Свыше 45 до 60 (включительно) |
25 баллов |
Не более 45 или отсутствие сертификата |
0 баллов |
Участник закупки предоставляет информацию по критерию в виде формы "Деловая репутация участника закупки" (представляется в произвольной форме в виде текстового, табличного, графического или иного материала).
Индекс деловой репутации участника закупки подтверждается предоставлением копии сертификата со всеми приложениями, выданного в соответствии с требованиями ГОСТ Р 66.0.01-2015 и требованиями СТО. Индекс деловой репутации должен быть актуален на дату окончания срока подачи заявок.
Сертификат должен быть выдан в результате оценки деловой репутации участника закупки по следующему виду работ в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС ред.2):
- 71.11.1 Деятельность в области архитектуры, связанная с созданием архитектурного объекта.
При отсутствии у участника закупки деловой репутации, выраженной индексом деловой репутации организации, рассчитанным по требованиям ГОСТ Р 66.0.01-2015 и требованиями СТО заявке участника закупки по данному показателю присваивается 0 баллов.
В случае несоответствия, разночтения сведений в представленных документах при определении количества баллов по данному показателю не учитываются.
Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участников закупки, не является основанием для отклонения заявки участника.
Таким образом, в отношении сертификата, предоставляемого для оценки по спорному показателю, Заказчиком установлен ряд требований, при этом данный документ должен соответствовать совокупности этих требований.
ГОСТ Р 66.1.01-2015 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование" устанавливает специальные требования, модель и критерии оценки деловой репутации лиц, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование.
Согласно вышеуказанному ГОСТ, по результатам проведения сертификации орган по сертификации, аккредитованный в установленном законе порядке на право проведения оценки соответствия требованиям ГОСТ Р 66.1.01-2015, выдает организации-заявителю сертификат соответствия с итоговым индексом деловой репутации в диапазоне от 0 до 100.
При этом оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование, определяется индексом деловой репутации на основе факторной модели, в которой учитываются:
- фактор "История", характеризующий продолжительность присутствия организации на рынке и объем выполненных ею работ;
- фактор "Средства" зависит от обеспеченности организации ресурсами, необходимыми для проведения работ в области архитектурно-строительного проектирования;
- фактор "Кадры" характеризует наличие в организации квалифицированных специалистов и руководителей, имеющих соответствующие лицензии и сертификаты;
- фактор "Имидж" характеризует восприятие организации клиентами и обществом в целом;
- коэффициент "Достоверность" характеризует полноту и достоверность сведений, представленных организацией.
Комиссия УФАС отмечает, что ГОСТ Р 66.1.01-2015 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование" утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.09.2015 N 1388-ст для добровольного применения, и установление в порядке оценки в качестве показателя исключительно сертификата соответствия с указанием индекса деловой репутации ограничивает организации каким-либо иным образом подтвердить положительную деловую репутацию на соответствующем товарном рынке.
Вместе с тем, Комиссия УФАС приходит к выводу, что при отсутствии норм законодательства об обязательном применении ГОСТ Р 66.1.01-2015 предоставление участником закупки сертификата соответствия в качестве подтверждения индекса деловой репутации с целью получения баллов по показателю "Деловая репутация участника закупки" не указывает на более высокий уровень квалификации такого участника закупки, а также не свидетельствует о том, что таким участником закупки будет предложено лучшее условие исполнения контракта.
Кроме того, получение участником закупки данного сертификата с указанием индекса деловой репутации требует значительных временных и финансовых затрат со стороны участника закупки, что является административным барьером для участия в закупке.
При этом срок и фиксированная стоимость получения сертификата не установлены. Таким образом, присвоение индекса деловой репутации и получение такого сертификата зависит от волеизъявления третьих лиц. Учитывая изложенное, установление в документации в качестве предмета оценки по показателю "Деловая репутация участника закупки" только индекса деловой репутации, присвоенного в соответствии с ГОСТ Р 66.1.01-2015, который подтверждается соответствующим сертификатом, может привести к ограничению количества участников закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащего порядка оценки конкурсных заявок, следовательно, доводы жалобы являются обоснованными.
Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АНО "ДОЗОР" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Уполномоченному органу, Заказчику, единой конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
|
Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга пр. Вознесенский, д. 16, Санкт-Петербург, 190000
Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга ул. Караванная, д. 9, лит. А, Санкт-Петербург, 191023
АНО "ДОЗОР" Канонерская ул., д. 31, лит. А, пом. 3-Н, оф. 1, Санкт-Петербург, 190121
|
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 44-4518/18 об устранении нарушений законодательства о закупках
02.10.2018 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
на основании своего решения по делу N 44-4518/18 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Уполномоченному органу - Комитету по государственному заказу Санкт-Петербурга, Заказчику - Комитету по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, единой конкурсной комиссии устранить нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 7-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе размещения заказа с номером извещения 0172200002518000120 (при наличии);
- внести изменения в конкурсную документацию, приведя её в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в конкурсес номером извещения 0172200002518000120 не менее, чем на 10 (десять) дней в порядке, предусмотренном законодательством о контрактной системе;
- завершить процедуру закупки с номером извещения N 0172200002518000120 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Уполномоченному органу, Заказчику, единой конкурсной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 19.11.2018.
3. Уполномоченному органу, Заказчику вернуть участникам закупки, подавшим заявки на участие в конкурсе, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе.
Примечание. В соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 2 октября 2018 г. N 44-4518/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2018