Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик):
ООО "Системы и Связь" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 24296/18 от 25.09.2018) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по установке элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения в 2018 - 2019 гг. в рамках выполнения работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог: "Установка систем видеоконтроля (камер фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения)" в Ленинградской области (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 24.08.2018 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100009918000136. Начальная (максимальная) цена контракта - 69 175 000,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные, по его мнению, действия Заказчика, выразившиеся в следующем:
- Заказчиком в документации не определено место выполнения работ, что не позволяет участнику закупки определить затраты на выполнение предусмотренных контрактом работ;
- Заказчиком определены сроки выполнения этапов работ, которые не позволяют выполнить работы, предусмотренные контрактом;
- Заказчиком не определены критерии совместимости программного обеспечения, используемого при выполнении работ с программным обеспечением ЦАФАП ГИБДД;
- Заказчиком не установлено количество используемых конкретных типов камер;
- Заказчиком установлены требования к используемому оборудованию, которые ограничивают количество участников закупки;
- в составе размещенной Заказчиком документации об аукционе отсутствует проектно-сметная документация, что не позволяет в полной мере определить потребности Заказчика.
Заказчик считает жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Рассмотрев представленные документы и сведения, заслушав пояснения представителей сторон, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
1. Согласно ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе, извещение о проведении аукциона в электронной форме должно содержать информацию, предусмотренную ст. 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки, по мимо прочего должна содержаться, информация о месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта.
Согласно извещению о проведении рассматриваемого аукциона, местом выполнения работ является: Российская Федерация, Ленинградская обл., Ленинградская область.
Вместе с тем, из содержания документации об аукционе следует, что установка оборудования осуществляется на определенных объектах подведомственных Заказчику, при этом документация об аукционе не содержит конкретных адресов и/или географических определенных мест установки соответствующего оборудования. Вместе с тем, установленное в извещении о закупке место выполнения работ не позволяет достоверно определить место, где необходимо провести работы, предусмотренные контрактом.
При указанных обстоятельствах, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что Заказчиком не определены места выполнения работ по установке систем видеоконтроля, что является нарушением п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе. Таким образом, в указанной части Комиссия УФАС находит доводы Заявителя обоснованными.
2. Доводы Заявителя о том, что установленные Заказчиком требования к срокам выполнения отдельных этапов работ не позволяют выполнить работы, являющиеся предметом рассматриваемого аукциона, Комиссия УФАС находит необоснованными.
Так, согласно п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение о проведении закупки должно содержать сроки поставки товара, выполнения работ, являющихся предметом закупки, или график выполнения работ.
Аналогичные сведения также должны содержаться в документации об аукционе.
Из содержания документации об аукционе следует, что в п. 8.4, 8.5 Технического задания документации об аукционе Заказчиком установлено, что Подрядчик перед началом работ обязан разработать и согласовать с Заказчиком проект производства работ не позднее 20 рабочих дней с даты подписания Государственного контракта. Проект производства работ должен быть согласован в установленном порядке, в том числе с заинтересованными сторонами.
Подрядчик обязан предоставить изменения в проект организации дорожного движения в электронном и бумажном виде в количестве трех экземпляров (далее ПОДД) Заказчику не позднее 10 рабочих дней до срока окончания работ.
Таким образом, указанные требования к срокам выполнения отдельных этапов работ установлены Заказчиком в порядке, определенном Законом о контрактной системе.
Вместе с тем, в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, подателем жалобы не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что вышеуказанные требования к срокам выполнения отдельных этапов работ не позволяют надлежащим образом выполнить работы, являющиеся предметом рассматриваемого аукциона.
3. Комиссия УФАС также находит необоснованным утверждение подателя жалобы о том, что неустановление в документации об аукционе критериев совместимости программного обеспечения, предлагаемого участником закупки с программным обеспечением серверов ЦАФАП ГИБДД, нарушает требования Закона о контрактной системе.
Так, согласно п. 9.16 Технического задания документации, программное обеспечение СВФВФ (систем видеоконтроля) должно быть совместимо с программным обеспечением серверов ЦАФАП ГИБДД.
Согласно п. 6.5.12 ГОСТ Р 57144-2016 "Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования" ссылка на который содержится в документации, аппаратно-программное обеспечение технических средств автоматической фотовидеофиксации должно обеспечивать передачу информации на внешний аппаратно-программный комплекс в форматах, совместимых с соответствующими системами обработки фотовидеоматериалов для подготовки постановлений об административных правонарушениях.
В силу п. 6.5.14 ГОСТ Р 57144-2016 Аппаратно-программное обеспечение технических средств автоматической фотовидеофиксации должно обеспечивать возможность передачи информации по проводным и/или беспроводным защищенным каналам связи, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, вопросы определения совместимости программного обеспечения определяются вышеуказанным государственным стандартом.
При этом, Комиссия УФАС отмечает, что Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика устанавливать критерии совместимости закупаемого товара с программным обеспечением, используемым третьими лицами.
Кроме того, в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе Заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что отсутствие в документации об аукционе указанных сведений не позволяет участнику закупки определить потребности Заказчика.
4. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержатьнаименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии со ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение о проведении закупки также должно содержать информацию о количестве товара, являющегося предметом контракта.
Следовательно, указанная информация также должна содержаться в документации об аукционе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик работ, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
Вместе с тем, из содержания документации об аукционе следует, что Заказчиком определено количество систем видеоконтроля (камер фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения), подлежащих установке, в период 2018 года - 3 шт., в период 2019 года 19 шт. При этом,в Приложении N 1 к документации об аукционе требования к товарам, используемым при производстве работ,Заказчиком определено три типа вышеуказанного оборудования, а также установлены требования к количеству конкретных типов оборудования, в частности, тип 1 - не менее 2 шт., тип 2 не менее 3 шт., тип 3 более 3 шт.
Таким образом, анализ вышеприведенных положений документации позволяет прийти к выводу о том, что Заказчиком не определено конкретное количество отдельных типов оборудования, подлежащего установке.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе в части неустановления в документации об аукционе сведений о количестве соответствующего оборудования.
5. В жалобе Заявитель также указывает, что требование к системе видеоконтроля о том, что "должна быть обеспечена работоспособность при температуре окружающей среды, включая диапазон, °С: не выше -50 и не ниже +55", ограничивает количество участников закупки и является необоснованным.
Вместе с тем, как было отмечено ранее,Заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик работ, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, при этом указанные требования не должны ограничивать количество участников закупки.
Вместе с тем, Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, указывающие на то, что вышеприведенное требование к характеристике соответствующего оборудования ограничивает возможность участия в рассматриваемой закупке.
Кроме того, Комиссия УФАС отмечает, что предметом рассматриваемой закупки является не производство товара, а выполнение работ с использованием товара, обращение которого не ограничено на территории Российской Федерации, а следовательно участник закупки не ограничен в возможности приобретения такого оборудования, с характеристиками удовлетворяющими потребности Заказчика для дальнейшего использования при выполнении работ.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС находит жалобу Заявителя необоснованной в указанной части.
6. Комиссия УФАС также находит утверждение подателя жалобы о том, что Заказчик нарушил требование Закона о контрактной системе, не разместив проектно-сметную документацию в составе документации об аукционе, необоснованным.
Так, в качестве обоснования своей позиции, Заявитель приводит положение ст. 743 Гражданского кодекса, а также ст. 52 Градостроительного кодекса, из содержания которых следует, что подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с проектной документацией.
Вместе с тем, анализ положений документации об аукционе позволяет прийти к выводу о том, что предметом рассматриваемой закупки является выполнение работ по установке систем видеоконтроля, а не работ по строительству объектов капитального строительства. Следовательно, в рассматриваемом случае вышеуказанные нормы гражданского и градостроительного законодательства не подлежат применению в части необходимости выполнения работ, являющихся предметом рассматриваемой закупки в соответствии с проектной документацией.
7. В результате внеплановой проверки обстоятельств размещения рассматриваемого аукциона Комиссией УФАС также установлено следующее.
Согласно ч.ч. 3-4 ст. 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
При этом, в сиу ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе,разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
26.09.2018 по запросу участника закупки Заказчиком в ЕИС были опубликованы разъяснения положений документации об аукционе следующего содержания:
Запрос: "П. 184 Приложение N 1 к документации об электронном аукционе Требования к товарам, используемым при производстве работ, Система видеоконтроля (камер фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения), вычислительный блок, тип 3, содержит следующие требования - "Должна быть обеспечена работоспособность при температуре окружающей среды, включая диапазон, °С:". При этом сам температурный диапазон отсутствует. Просим внести корректировки, указав требуемый температурный диапазон".
Разъяснение Заказчика:
"Согласно п 1.7 документации об аукционе (редакция от 14.09.2018 г.) п. 184 Приложения N1 к аукционной документации относится к показателям, значения которых не могут изменяться. Участник закупки должен указать значение, установленное заказчиком".
При этом, при описании в Приложении N 1 к документации об электронном аукционе "Требования к товарам, используемым при производстве работ" товарной позиции "Система видеоконтроля (камер фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения), вычислительный блок, тип 3" по показателю N 184 "Должна быть обеспечена работоспособность при температуре окружающей среды, включая диапазон, °С:" Заказчиком не установлено значение указанного показателя.
Таким образом, Заказчик, указав в приведенных разъяснениях на необходимость указания участником закупки значения показателя, установленного Заказчиком по указанной позиции, изменил суть документации, которая не содержит соответствующего значения, установленного Заказчиком.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу о нарушении Заказчиком требований ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
8. Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении путем внесения изменений в документацию о закупке.
9. Доводы жалобы о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции), вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции, Заявитель имеет право обратиться в Санкт-Петербургское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.
При этом, такое заявление должно содержать сведения, предусмотренные Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, также к заявлению должны быть приложены документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Системы и Связь"частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушенияп. 2 ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33), ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства"
4-я линия В.О., д. 9, лит. А,
Санкт-Петербург, 199004
АО "РАД"
Гривцова пер., д. 5, лит. В,
Санкт-Петербург, 190000
ООО "Системы и Связь"
ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1,
Москва, 107023
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о закупках
по делу N 44-4516/18
02.10.2018 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
на основании своего решения по делу N 44-4516/18 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику -ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства", аукционной комиссии устранить нарушения п. 2 ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33), ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 7-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе размещения заказа с номером извещения 0372100009918000136;
- внести изменения в документацию об аукционе, приведя её в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в аукционе с номером извещения 0372100009918000136 в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе;
- завершить процедуру закупки с номером извещения N 0372100009918000136 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику, аукционной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 19.11.2018.
3. Оператору электронной площадки - АО "РАД":
- обеспечить Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.
Примечание. В соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 2 октября 2018 г. N 44-4516/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2018