Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБУСОН "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Дом милосердия" (далее - Заказчик): по доверенности;
в отсутствие представителей:
ИП Ляшенко Любовь Николаевна (далее - Заявитель) надлежащим образом уведомлен о дате и времени заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 24449-ЭП/18 от 26.09.2018) на действия заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку одежды (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 19.09.2018 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200134818000051.
Начальная (максимальная) цена контракта - 581 580,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Согласно ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Заказчиком в п. 5.1 Раздела III Технического задания документации о закупке установлено следующее условие: "5.1. Местом поставки товара является: передача товара Заказчику осуществляется по месту нахождения Поставщика, в пределах Василеостровского района г. Санкт-Петербурга".
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком необоснованно установлено место поставки товара.
Вместе с тем, Законом о контрактной системе и иным законодательством не ограничено право установления конкретного места поставки товара. Заказчиком в ходе заседания Комиссии УФАС даны пояснения, согласно которым в основе требований к месту и условиям поставки лежит социальная реабилитация детей, в том числе создание для них благоприятных условий. Заказчик при формировании технического задания на закупку руководствуется принципом результативности и эффективности закупок, предусмотренного ст. 6 Закона о контрактной системе. Заявителем в составе жалобы не представлено доказательств, что указанное требование ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, в действиях Заказчика не установлено нарушение ч. 2 ст. 42 и ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не включаются требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Согласно официальному сайту единой информационной системы Заказчиком опубликованы разъяснения положений документации от 24.09.2018.
"В п.5 части III. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ содержатся требования, которые должны исполняться в соответствии с п.3.1 части IV. ПРОЕКТ КОНТРАКТА: "5.1. Местом поставки товара является: передача товара Заказчику осуществляется по месту нахождения Поставщика, в пределах Василеостровского района г. Санкт-Петербурга
5.2. Срок поставки товара: по заявке Заказчика, с момента заключения Контракта и до 20.12.2018 г.
5.3. Условия поставки:
5.3.1. Заказчик принимает Товар после индивидуального выбора и примерки товара клиентами Заказчика, по месту нахождения Поставщика (по согласованию с Заказчиком), за исключением нижнего белья и чулочно-носочных изделий.
5.3.2. Индивидуальный выбор и примерка осуществляется по мере поступления клиентов Заказчика.
5.3.3. Заказчик не позднее чем, за 2 дня направляет Поставщику заявку с перечнем товара и размерным рядом. Заявка направляется посредством любых средств связи
5.3.4. Поставщик после приемки и обработки заявки, согласовывает с Заказчиком дату и время осуществления выбора товара. Согласованное время не должно превышать 2 дня.
5.3.5. Поставщик, в момент выбора товара предоставляет варианты расцветок товара (количество вариантов расцветок и перечень товара, указан в Спецификации товара, являющейся приложением N 2 к настоящему техническому заданию (далее - Спецификация), согласно заявки Заказчика
5.3.6. Поставщик обязан обслужить клиентов Заказчика вне очереди, в соответствие с согласованной датой и временем.
5.3.7. Заказчик самостоятельно обеспечивает доставку клиентов до Поставщика для выбора товара.
5.3.8. Поставщик обязан обеспечить помещение для осуществления выбора и примерки товара клиентами Заказчика (освещение, зеркала, помещение для примерки)_"
В результате установления таких требований к участникам закупки Вы предоставляете организациям, находящимся в непосредственной близости к субъекту РФ г.Санкт-Петербург, доминирующего положения на рынке исключительно в свою пользу и в ущерб остальным его участникам. Считаем, что данные требования нарушают права участников закупки удаленных от субъекта РФ г. Санкт-Петербург, в части "ограничение конкуренции".
Согласно п. 7 ст. 4 ФЗ N 135-ФЗ, конкуренция- это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. В соответствии с п.17 ст.4 ФЗN 135, одним из признаков ограничения конкуренции является - сокращение числа субъектов предпринимательства (хозяйствующих субъектов).
Согласно ст. 33 ФЗ N 44 о правилах описания объекта закупки Заказчик должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами: "В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки_"
Просим внести соответствующие изменения в аукционную документацию.
Ответ:
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться в том числе информация о кратком изложении условий контракта, содержащая наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона N 44-ФЗ, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальную (максимальную) цену контракта, источник финансирования.
Законом 44-ФЗ не установлено каких-либо ограничений по условиям, способам и месту поставки товара (оказание услуг). Следовательно Заказчик, при формировании технического задания на закупку руководствуется принципом результативности и эффективности закупок, предусмотренного ст. 6 Закона N 44-ФЗ. Закупает товары (услуги), которые наилучшим образом удовлетворяют нужды Заказчика при наименьших затратах бюджетных средств.
Одежда, являющаяся предметом закупки, предназначена для детей в возрасте от 3 до 18 лет, которые оказались в трудной жизненной ситуации и круглосуточно проживают в отделениях Заказчика. Основной задачей Заказчика является социальная реабилитация детей, в том числе путем создания для них условий проживания, приближенных к домашним.
Установление Заказчиком в техническом задании требований к месту и условиям поставки обусловлено желанием создать для детей условия, приближенных к домашним, дать возможность самостоятельного выбора одежды, ее примерки, выбора расцветки, фасона.
Заказчик вправе установить ограничивающее число участников закупки требование к месту поставки товаров (оказания услуг), если это обусловлено объективными потребностями и (или) минимизацией издержек.
Аналогичный подход встречается в практике ФАС России и ее территориальных органов. Минэкономразвития России высказывает схожую позицию (Письма от 20 февраля 2017 г. N Д28и-699; от 31 октября 2016 г. N Д28и-2832; 4 мая 2016 г. N Д28и-1197)".
Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе не установлены требования к содержанию разъяснений положений документации о закупке. Комиссия УФАС считает, что ответ на запрос содержит необходимые разъяснения, которые позволяют участнику закупки однозначно установить соответствие требований Заказчика положениям документации о закупке, в связи с чем, в действиях Заказчика не выявлено нарушение ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в части непредоставления участнику закупки надлежащих разъяснений положений документации о закупке.
3. Доводы жалобы о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции), вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции заявитель имеет право обратится в Санкт-Петербургское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.
При этом такое заявление должно содержать сведения, предусмотренные Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, также к заявлению должны быть приложены документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Ляшенко Любовь Николаевна необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 3 октября 2018 г. N 44-4536/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2018